Слайд 1Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд
нам надо разгадать!
Слайд 2Корниенко О.Ю.
Кроссворд
Форма поверхности, имеющая крутой, осыпающийся склон.
Место, где река
берёт своё начало.
Нижняя часть горы, холма.
Есть у оврага, холма, горы.
Самое
тёплое море России.
Форма поверхности.
Вся территория земной поверхности разделена на природные …
Г
1 о
А
Р
В
С
Т
2 И
К
А
О
3
П
Д
О
Ш
В
О
4 С
К
Л
Н
О
Н
Р
Ё
5 Ч
Е
Р
О
М
Е
Ы
М
6 Х
О
Л
7 З
О
Н
О
Слайд 3Корниенко О.Ю.
Водоёмы нашего края.
Познакомиться с водоёмами нашего края;
Вспомнить типы водоёмов,
их значение и их охрана;
Проявлять интерес, мышление, умение рассуждать и
анализировать.
Слайд 4Корниенко О.Ю.
Закрепление.
Какой является поверхность нашего края?
Как образуются овраги и какие
существуют способы борьбы с ними?
Что вы узнали о пещерах?
Слайд 5Корниенко О.Ю.
Разгадайте, ребятки, такую загадку:
Я и тучка, и туман, и
река, и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.
Вода
Каким цветом обозначена вода на карте?
Если раскрутить глобус, какой стала Земля? Почему?
Так как 2/3 земной поверхности занимает вода.
Одинаковая ли вода на вкус?
Какая вода в водоёмах нашего края?
А где солёная?
Какие водоёмы вы знаете?
Слайд 6Корниенко О.Ю.
Водоёмы
Естественные:
Река
Озеро
Море
Океан
Ручей
Болото
Искусственные:
Канал
Водохранилище
Пруд
Слайд 7Корниенко О.Ю.
Работа с картой Карелии.
Назовите естественные водоёмы нашего края?
Перечислите искусственные
водоёмы края.
Слайд 8Корниенко О.Ю.
Какая река протекает в нашем посёлке?
Вспомните схему реки:
Как называется
начало реки?
Место впадения реки в другой водоём?
Что ещё имеет река?
Русло,
левый и правый берега, левый и правый притоки.
Как определить, где левый приток, а где правый?
Встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева – левые.
Слайд 9Корниенко О.Ю.
Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто,
Здесь
осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги.
Болота
В какой части нашего
края находятся эти водоёмы?
Очень много болот на севере Карелии.
А как образовались болота?
Слайд 10Корниенко О.Ю.
История образования болот.
Всё началось 15000 лет тому назад. Тогда
огромные ледники покрывали поверхность Земли.
Но климат менялся, и они
начали таять, оставляя после себя многочисленные следы: небольшие впадины, образованные ледниками заполнялись водой. А так как в низинах нет стока воды, в таких местах образуются болота. В болоте вода стоячая, поэтому она постепенно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила на дне. Ходить по болотам очень опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину, из которой невозможно выбраться без посторонней помощи.
Слайд 11Корниенко О.Ю.
Растения и животные болот.
Назовите ягоды, которые растут на болоте.
Какие
ещё растения можно встретить на болоте?
Слайд 12Корниенко О.Ю.
Росянка – хищное растение. Её листья покрыты волосками, на
которых капельки жидкости, похожие на росинки. Жидкость привлекает насекомых. А
когда садится насекомое на лист, то приклеивается. Лист закрывается, насекомое переваривается, остаётся только твёрдый хитиновый покров и крылышки.
Слайд 13Корниенко О.Ю.
Сфагнум – мох, который можно увидеть на болоте. Он
может быть зелёным, бурым, белым и даже красным. Растёт он
всю свою жизнь. Верхняя часть растёт, а нижняя отмирает, образуя торф. В переводе с греческого «сфагнум» - «губка». Этот мог может впитывать очень много воды – в 30-40 раз больше, чем весит сам!
Слайд 14Корниенко О.Ю.
Кукушкин лён – мох. Часто растёт рядом с о
сфагнумом. Этот мох жёсткий и упругий, в отличии от сфагнума.
Вытягивается в высоту до 40 см.
Слайд 15Корниенко О.Ю.
Чем мхи отличаются от других растений?
Стебли травянистые, растут в
воде. Размножаются мелкими спорами – особыми видами пыльцы, которые разносятся
ветром.
Почему мало на болотах деревьев?
На болоте очень много влаги. Многие минеральные вещества вымываются, корни растений вымокают и задыхаются без воздуха.
Слайд 16Корниенко О.Ю.
Физминутка
По болоту мы пойдём,
много клюквы наберём
–
кислой, приятной,
Очень ароматной!
Слайд 17Корниенко О.Ю.
Какие животные приспособились к условиям жизни на болоте?
Лоси –
с их длинными ногами болото не страшно. Они любят водоросли,
даже ныряют в воду за ними.
Птицы. У них длинные ноги и клювы для добычи пищи. Они умеют летать, а утки ещё и плавают. Выпь – интересная птица, с полосатой окраской, для маскировки. Охотится она ночью: долго стоит у воды и выжидает добычу. Как только увидит малька, головастика, рыбёшку, делает молниеносный выпад – и добыча оказывается в клюве. Голос выпи похож на вой.
Лягушки.
Насекомые.
Слайд 18Корниенко О.Ю.
Физминутка
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы
на пляже,
Солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и
меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ!
Слайд 19Корниенко О.Ю.
Какую роль играет водоём в жизни человека и природы?
Место
отдыха;
Для питья и приготовления пищи;
Дом для растений и животных;
Вода нужна
для хозяйственных нужд;
Для перевозки грузов;
Для работы фабрик и заводов.
Слайд 20Корниенко О.Ю.
Экология. Правила поведения у водоёмов.
Нельзя бросать мусор в
воду.
Нельзя оставлять мусор на берегу.
Нельзя мыть велосипеды и другие транспортные
средства в водоёмах и вблизи от них.
Нельзя, чтоб в водоёмы попадали сточные воды с фабрик, заводов и полей.