Слайд 1Японская музыка
Ученицы 11 «А» класса
Байрамовой Алины
Слайд 2Огромное число народных песен существует в различных районах Японии. Большинство
этих песен первоначально ассоциировалось с религиозными событиями или ежедневным трудом,
таким как обработка земли, рыболовство, работа в горах, извоз. Впоследствии, поскольку стиль жизни, который генерировал такие песни, резко изменился, они утратили свою связь с первоначальными функциями и теперь в основном исполняются либо как произведения фольклорного искусства, либо на досуге, для развлечения. К тому же и региональная принадлежность каждой песни была почти утрачена вследствие развития средств массовой информации. Подавляющее большинство народных песен, поющихся сегодня, было сложено в эпоху Эдо и период после нее.
Слайд 3Хотя происхождение народных песен, по существу, анонимно, в двадцатых годах
ХХ столетия некоторые одаренные поэты и композиторы, заинтересовавшись фольклорным искусством,
создали ряд произведений в традиционном стиле. Существует два основных музыкальных стиля народных песен - один со свободным ритмом и другой с десятичным ритмом. Первый тип песен исполняется одним певцом, иногда под аккомпанемент сякухати. Другой тип теперь часто сопровождается барабанами или сямисэном. Народные песни пользуются популярностью главным образом среди старших поколений.
Слайд 4Японская популярная музыка
Естественно, пользуется поддержкой наибольшего числа горячих поклонников, но
есть и любители американского джаза и поп-музыки, французских песенок, латинской
музыки из Южной Америки, серенад Италии... В последнее время рок, соул и народная музыка из США завоевали широкую популярность, в особенности среди более молодых поколений.
Песни, ставшие хитами в Европе и США, почти мгновенно получают распространение и в Японии, а записи их оперативно поступают в продажу. Широкий спектр иностранных исполнителей постоянно и очень успешно гастролирует в Японии. Их песни затем иногда исполняют и японские популярные певцы - либо на языке оригинала, либо в переводе на японский.
Слайд 5Музыкой, которая пользуется самой широкой поддержкой со стороны публики вообще,
является японская оригинальная популярная музыка, прозванная каёкёку. Людям нравится не
только слушать песни каёкёку на концертах в живом исполнении, по радио и телевидению, но также и петь их под записанный оркестровый аккомпанемент в барах или дома. Основные стили каёкёку появились в 10-20-е гг. ХХ столетия. Они проистекали из музыкальных стилей тех песен, которые обычно сочинялись для целей школьного образования.
Слайд 6Гаммы, используемые в школьной музыке и каёкёку, представляют собой смесь
западной и японской гаммы. Мелодии, основанные на пятитональных гаммах, часто
характеризуются трелями и фиоритурами, которые обычно встречаются в традиционных народных песнях более раннего времени. Сохраняя такого рода базовый стиль в качестве главного элемента каёкёку, ее форма в то же время была в значительной мере расширена под влиянием западных популярных песен. В подборках нового стиля мелодии становятся более сложными, а ритм более четко выраженным путем громко отбиваемого такта.
Слайд 7Японские детские песни могут быть подразделены на традиционные и современные.
Имеются различные типы традиционных песен для детей в Японии, включая
колыбельные, сценические песни, праздничные песни. С давних времен в песнях для маленьких детей поется о том, как прыгают через веревочку, запускают воздушного змея, баюкают кошку, играют в волан, в прятки.
Слайд 8 В ходе движения за новые детские песни, которое началось в
конце первой мировой войны, появилось множество песен, отражающих радости дней
детства. Знаменитые писатели и поэты сочиняли в тот период большое число великолепных песен. Писательские воспоминания о собственном детстве были излюбленными темами этих современных детских песен. Сегодня поэты и композиторы создают для детей такие песни, в которых больше внимания уделяется чувствам и устремлениям самих детей.
Слайд 9Реставрация Мэйдзи (1868) вывела Японию из феодальной изоляции и открыла
новую эру в музыкальном искусстве страны.
Для того чтобы поощрять
музыкальное образование, в 1880 г. был основан Институт по музыкальному исследованию, а также изданы первые учебники по музыке, соединяющие западный музыкальный стиль с японским. Инструментальная музыка Запада распространялась в те годы посредством концертов, устраивавшихся военными оркестрами армии и флота, которые организовывались благодаря сотрудничеству с такими иностранными государствами, как Великобритания, Франция и Германия.
Слайд 10В 1887 г. была основана Токийская музыкальная школа (которая в
1949 г. превратилась в музыкальный отдел Токийского национального университета изящных
искусств и музыки), за чем последовало открытие частных музыкальных школ, предшественниц нынешних частных музыкальных институтов, в таких основных городах, как Токио и Осака.
Сегодня в Японии на вершине всех музыкальных концертных групп находится симфонический оркестр Эн-Эйч-Кэй в Токио (Японская радиовещательная корпорация). В Токио и других крупных городах насчитывается достаточно большое число профессиональных оркестров, немало также и любительских.
Слайд 11В Японии имеются и любители оперы, однако постановка оперы является
нелегким делом, поскольку японские театры, как правило, не имеют подходящих
условий для такого рода мероприятий.
Что же касается сочинения музыки в западном стиле, то в японском музыкальном мире в этой области активно действуют многие композиторы, включая такие всемирно известные имена, как Такэмицу Тору.
Слайд 12 Международное признание получили и некоторые японские дирижеры, например Одзава Сэйдзи,
нынешний музыкальный директор Филармонии Бостона в Соединенных Штатах, и Вакасуги
Хироси, дирижировавший многими европейскими оркестрами, а также Иваки Хироюки и Акияма Кадзуёси. Не менее известны за пределами Японии пианисты Сонода Такахиро и Утида Мицуко, скрипачи Это Тосия и Усиода Масуко, вокалист Адзума Ацуко.