Слайд 1Информатика в системе образования.
Человек осваивал вещество, чтобы жить, осваивал
энергию, чтобы жить цивилизованно, осваивает информацию, чтобы жить осознанно.
Слайд 2Информатика
- это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи
и использования информации
Слайд 3… как наука
стала развиваться с середины ХХ столетия, когда человеческий
гений изобрел электронную вычислительную машину (ЭВМ) – компьютер, и появилась
необходимость подвести теоретическую базу для обработки информации.
Слайд 4Ошибочка,
это оказалась Кибернетика…
К середине 70-х годов (ХХ столетия) стало
ясно, что область изучения информатики много шире той науки, которая
сформировалась для обслуживания ЭВМ.
Информатика, таким образом, отделила себя от кибернетики и включила в область своего изучения ВСЕ аспекты, связанные с информацией и информационными процессами в том числе в Природе и обществе.
Кибернетика стала одним из направлений информатики.
Слайд 5Информатика – формирующаяся наука
Дальнейшее развитие Информатики выявило, что предмет изучения
Информатики – информация является недостающим звеном триединства:
Слайд 6К настоящему времени российскими учеными опубликовано значительное количество работ, где
отмечается, что осмысление определяющей роли информации в эволюционных процессах Природы
и общества открывает совершенно новую, информационную Картину Мира. И она существенным образом отличается от традиционной вещественно-энергетической картины Мироздания, доминировавший в науке со времен Декарта и Ньютона до конца XX–го века.
Что из этого следует?
Слайд 7Что из этого следует?
Выясняется,
что к концу ХХ века наука уже
сформировала новые знания
о человеке,
формирует язык универсального эволюционизма,
выявляет законы развития общественных структур,
...
Современные информационные коммуникационные технологии призваны помочь нам выработать и реализовать пути решения накопившихся проблем.
Слайд 8Эволюция представлений о предмете Информатика
в России и других странах
Становится понятным почему
представления о содержании предмета Информатики как научной дисциплины, а также о месте Информатики в системе научного знания несколько раз изменялись в процессе ее развития, причем, весьма радикально.
Слайд 9Информатика
― фундаментальная естественная наука, имеющая первостепенное значение для развития
всего комплекса научных исследований, связанных с изучением свойств информации и
информационных процессов в Природе и обществе, а также способов и средств реализации этих процессов.
Слайд 10Информатика +
Этим термином на сегодня обозначаются и компьютерная наука, и
информационная наука, и вся область, связанная с использованием информационной техники
и информационных технологий для социальных коммуникаций, проведения научных исследований, развития образования, экономики и культуры, а также вся информационная сфера деятельности, включая отрасль промышленного производства.
Слайд 11Понятие информации не имеет однозначного определения…
Многообразие подходов к определению предмета
и основных задач Информатики как науки объясняется также многообразием современных
представлений об информации, которое является фундаментальным понятием Информатики.
Поэтому в различных направлениях развития Информатики (техническом, биологическом, социальном, физическом) анализируются лишь вполне определенные аспекты проявления феномена информации и информационных процессов, которые обусловлены тем или иным видом информационной среды.
Слайд 12О месте информатики в системе научного знания
А.П.Ершов писал: «Сознавая некоторую
относительность деления наук на естественные и общественные, мы все же
относим Информатику к естественнонаучным дисциплинам … Отношение Информатики к фундаментальным наукам отражает общенаучный характер понятия информации и процессов ее обработки».
Слайд 13Информатика в системе образования
В современных энциклопедических словарях информатика определяется как
комплексное междисциплинарное научное направление. Она оказывает большое влияние на другие
области научных исследований, передавая им свою методологию.
Слайд 14Главные достижения информатики –
методология информационного моделирования, а также
информационный подход
к анализу различных объектов, процессов и явлений в Природе и
обществе.
Слайд 15Изучение Информатики
Именно поэтому изучение Информатики
как фундаментальной науки
в системе
образования
имеет исключительно большое значение для
формирования современного
научного мировоззрения.
Слайд 16Проблемы формирования
курса Информатики
Несмотря на то, что в Информатике достаточно
легко можно выделить отдельные модули содержания, очень трудно определить оптимальный
порядок их компоновки в учебном плане, т. е. выстроить логику развертывания содержания. Как правило, изучение каждого понятия влечет необходимость предварительного знакомства с целым рядом других понятий.
Слайд 17«…по спирали…»
Поэтому курс Информатики желательно выстраивать «по спирали», усложняя и
обогащая на последующих «витках» новыми понятиями, определениями, систематизируя знания и
изучая предмет всякий раз с новых позиций.