Разделы презентаций


Информация и информационные процессы

Содержание

Информация в природе, обществе и технике: информация и информационные процессы в неживой и живой природе; человек-информация и информационные процессы; информация и информационные процессы в техникеВ физике, которая изучает неживую природу, информация

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Информация и информационные процессы

Информация и информационные процессы

Слайд 2Информация в природе, обществе и технике: информация и информационные процессы

в неживой и живой природе; человек-информация и информационные процессы; информация

и информационные процессы в технике

В физике, которая изучает неживую природу, информация является мерой упорядоченности системы по шкале «хаос - порядок». Один из основных законов классической физики утверждает, что замкнутые системы, в которых отсутствует обмен веществом и энергией с окружающей средой, стремятся с течением времени перейти из менее вероятного упорядоченного состояния в наиболее вероятное хаотическое состояние.

Информация в природе, обществе и технике: информация и информационные процессы в неживой и живой природе; человек-информация и

Слайд 3В соответствии с такой точкой зрения физики в конце XIX

века предсказывали, что нашу Вселенную ждет «тепловая смерть», т. е.

молекулы и атомы со временем равномерно распределятся в пространстве и какие-либо изменения и развитие прекратятся.
Однако современная наука установила, что некоторые законы классической физики, справедливые для макротел, нельзя применять для микро- и мегамира. Согласно современным научным представлениям, наша Вселенная является динамически развивающейся системой, в которой постоянно происходят процессы усложнения структуры.
Таким образом, с одной стороны, в неживой природе в замкнутых системах идут процессы в направлении от порядка к хаосу (в них информация уменьшается). С другой стороны, в процессе эволюции Вселенной в микро- и мега- мире возникают объекты со все более сложной структурой, и, следовательно, информация, являющаяся мерой упоря­доченности элементов системы, возрастает.
В соответствии с такой точкой зрения физики в конце XIX века предсказывали, что нашу Вселенную ждет «тепловая

Слайд 4Информация и информационные процессы в живой природе
Информация как мера

увеличения сложности живых организмов. Примерно 3,5 миллиарда лет назад на

Земле возникла жизнь. С тех пор идет саморазвитие, эволюция живой природы, т. е. повышение сложности и разнообразия живых организмов. Живые системы (одноклеточные, растения и животные) являются открытыми системами, так как потребляют из окружающей среды вещество и энергию и выбрасывают в нее продукты жизнедеятельности также в виде вещества и энергии.
Живые системы в процессе развития способны повышать сложность своей структуры, т. е. увеличивать информацию, понимаемую как меру упорядоченности элементов системы. Так, растения в процессе фотосинтеза потребляют энергию солнечного излучения и строят сложные органические молекулы из «простых» неорганических молекул.
Биологи образно говорят, что «живое питается информацией», создавая, накапливая и активно используя информацию.
Информация и информационные процессы в живой природе Информация как мера увеличения сложности живых организмов. Примерно 3,5 миллиарда

Слайд 5Информационные сигналы
Нормальное функционирование живых организмов невозможно без получения и

использования информации об окружающей среде. Целесообразное поведение живых организмов строится

на основе получения информационных сигналов. Информационные сигналы могут иметь различную физическую или химическую природу. Это звук, свет, запах и др.
Даже простейшие одноклеточные организмы (например, амеба) постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования.
Выживание популяций животных во многом базируется на обмене информационными сигналами между членами одной популяции. Информационный сигнал может быть выражен в различных формах: позах, звуках, запахах и даже вспышках света (ими обмениваются светлячки и некоторые глубоководные рыбы).
Генетическая информация. Одной из основных функций живых систем является размножение, т. е. создание организмов данного вида. Воспроизведение себе подобных обеспечивается наличием в каждой клетке организма генетической информации, которая передается по наследству.
Генетическая информация представляет собой набор генов, каждый из которых «отвечает» за определенные особенности строения и функционирования организма. При этом «дети» не являются точными копиями своих родителей, так как каждый организм обладает уникальным набором генов, который определяет различия в строении и функциональных возможностях.
Информационные сигналы Нормальное функционирование живых организмов невозможно без получения и использования информации об окружающей среде. Целесообразное поведение

Слайд 6Человек: информация и информационные процессы
Примерно 40 тысяч лет назад в

процессе эволюции живой природы появился человек разумный (перевод с латинского

«homo sapiens»). Человек существует в «море» информации, он постоянно получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, хранит её в своей памяти, анализирует с помощью мышления и обменивается информацией с другими людьми.
Способы восприятия информации. Целесообразное поведение человека, так же как и животных, строится на основе анализа информационных сигналов, которые он получает с помощью органов чувств. Чувствительные нервные окончания органов чувств (рецепторы) воспринимают воздействие (например, на глазном дне колбочки и палочки реагируют на воздействие световых лучей) и передают его по нервной системе в мозг.
Человек: информация и информационные процессыПримерно 40 тысяч лет назад в процессе эволюции живой природы появился человек разумный

Слайд 7Способы восприятия информации живыми организмами зависят от наличия у них

тех или иных органов чувств. Человек может использовать пять различных

способов восприятия информации с помощью пяти органов чувств:

зрения — с помощью глаз информация воспринимается в форме зрительных образов 90%;
слуха — с помощью ушей и органов слуха воспринимаются звуки (речь, музыка, шум и т. д.) 9% ;
обоняния — с помощью специальных рецепторов носа воспринимаются запахи;
вкуса — рецепторы языка позволяют различить сладкое, соленое, кислое и горькое;
осязания — рецепторы кожи (особенно кончиков пальцев) позволяют получить информацию о температуре объектов и типе их поверхности (гладкая, шершавая и т. д.).
обоняние, вкус, осязание – 1%.

Полученную информацию в форме зрительных, слуховых и других образов человек хранит в памяти, обрабатывает с помощью мышления и использует для управления своим поведением и достижения поставленных целей. Например, при переходе дороги человек видит сигналы светофора и движущиеся автомобили, анализирует полученную информацию и выбирает безопасный вариант перехода.

Способы восприятия информации живыми организмами зависят от наличия у них тех или иных органов чувств. Человек может

Слайд 8Человек не может жить вне общества. В процессе общения с

другими людьми человек передает и получает информацию в форме сообщений.

На заре человеческой истории для передачи информации использовался язык жестов, затем появилась устная речь. В настоящее время обмен сообщениями между людьми производится с помощью сотен естественных языков (русского, английского и т. д.).
Для того чтобы информация была понятна, язык должен быть известен всем людям, участвующим в общении. Чем большее количество языков вы знаете, тем шире круг вашего общения. Понятность — это одно из свойств информации.

Информация в форме сообщений

Человек не может жить вне общества. В процессе общения с другими людьми человек передает и получает информацию

Слайд 9С самого начала человеческой истории возникла потребность накопления информации для

её передачи во времени из поколения в поколение и передачи

в пространстве на большие расстояния. Процесс накопления информации начался с изобретения в IV тысячелетии до нашей эры письменности и первых носителей информации (шумерских глиняных табличек и древнеегипетских папирусов).
Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной. Полнота и точность — это еще два свойства информации. Задача получения полной и точной информации о природе, обществе и технике стоит перед наукой. Для долговременного хранения знаний (передачи из по­коления в поколение) и распространения их в обществе (тиражирования) необходимы носители информации. Материальная природа носителей информации может быть различной. До настоящего времени в качестве основного носителя информации используется бумага. В прошлом веке широкое распространение для хранения графической информации получила фото- и кинопленка. В настоящее время для хранения информации широко используются также магнитные носители (аудио- и видеопленки, гибкие и жесткие диски) и оптические носители (CD- и DVD-диски).

Информация в форме знаний

С самого начала человеческой истории возникла потребность накопления информации для её передачи во времени из поколения в

Слайд 10Средства массовой информации. Широко известен тер­мин «средства массовой информации» —

СМИ (газеты, радио, телевидение), которые доводят информацию до каждого члена

общества. Такая информация должна быть достоверной, актуальной и полезной. Это свойства информации, важные для СМИ. Недостоверная информация вводит членов общества в заблуждение и может быть причиной возникновения социальных потрясений. Неактуальная информация не имеет применения в настоящий момент времени, и поэтому никто, кроме историков, не читает прошлогодних газет. Бесполезная информация создает информационный шум, который затрудняет восприятие полезной информации.
Средства массовой информации. Широко известен тер­мин «средства массовой информации» — СМИ (газеты, радио, телевидение), которые доводят информацию

Слайд 11Информация и информационные процессы в технике
Системы управления техническими устройствами.
Функционирование систем

управления техническими устройствами связано с информационными процессами, т. е. процессами

приема, хранения, обработки и передачи информации. Системы управления могут выполнять различные функции. Например, такие системы могут поддерживать определенное состояние технической системы.
Так системы автоматической терморегуляции холодильника, утюга и кондиционера обеспечивают поддержание заданной температуры. В системе терморегуляции управляющее устройство получает информацию от температурных датчиков, обрабатывает её (сравнивает реальную температуру с заданной) и передает команды нагревательному элементу (усилить или уменьшить нагрев)
Информация и информационные процессы в техникеСистемы управления техническими устройствами.Функционирование систем управления техническими устройствами связано с информационными процессами,

Слайд 12Системы управления встроены практически во всю современную бытовую технику, станки

с числовым программным управлением, транспортные средства и пр.
Системы управления могут

обеспечивать функционирование технической системы по заданной программе. Например, системы программного управления обеспечивают стирку в стиральной машине в заданном режиме, запись в видеомагнитофоне, обработку детали на станке с программным управлением.
В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек, в других управление осуществляет встроенный в техническое устройство микропроцессор или подключенный компьютер. Например, управление полетом самолета может осуществлять летчик или в режиме автопилота бортовой компьютер. Они получают информацию о режиме полета от датчиков (скорости, высоты и пр.), обрабатывают её и передают команды на исполнительные механизмы (закрылки, клапаны, регулирующие работу двигателей, и пр.), изменяющие режим полета.

Первый микропроцессор Intel 4004, «дедушка» современных процессоров, был разработан в 1971 году специально для использования в автоматизированных системах управления. Процессор включал 2300 электронных переключателей, обладал памятью объемом 640 байтов и мог выполнять 100 тысяч операций в секунду.
Системы управления встроены практически во всю современную бытовую технику, станки с числовым программным управлением, транспортные средства и

Слайд 13Информационные и коммуникационные технологии.
В современном информационном обществе главным ресурсом является

информация, использование которой базируется на информационных и коммуникационных технологиях. Информационные

и коммуникационные технологии являются совокупностью методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.
Во второй половине прошлого, XX века в связи с бурным ростом объема информации начали создаваться специальные технические устройства, предназначенные для обработки, хранения и приема/передачи информации в цифровой форме.
Универсальным устройством обработки информации является компьютер. Подключаемые к компьютеру периферийные устройства (принтеры, сканеры, цифровые камеры и др.) позволяют вводить информацию в компьютер в цифровой форме и представлять ее в форме, удобной для человека. Для передачи информации по компьютерным сетям используются модемы и другие сетевые устройства.
Информационные и коммуникационные технологии.В современном информационном обществе главным ресурсом является информация, использование которой базируется на информационных и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика