Слайд 1Информация и информационные процессы
в неживой и живой природе.
УМК по
информатики Угринович Н.Д., 8 класс.
Выполнила: Сахарова М.А., учитель информатики и
ИКТ,
МОУ Мишелевской СОШ № 19.
Слайд 2Информация и информационные процессы в неживой природе.
В физике, которая изучает
неживую природу, информация является мерой упорядоченности системы по шкале «хаос
— порядок». Один из основных законов классической физики утверждает, что замкнутые системы, в которых отсутствует обмен веществом и энергией с окружающей средой, стремятся с течением времени перейти из менее вероятного упорядоченного состояния в наиболее вероятное хаотическое состояние.
Слайд 3Например, если в одну половину замкнутого сосуда поместить газ, то
через некоторое время в результате хаотического движения молекулы газа равномерно
заполнят весь сосуд. Произойдет переход из менее вероятного упорядоченного состояния в более вероятное хаотическое состояние, и информация, которая является мерой упорядоченности системы, в этом случае уменьшится.
Слайд 4В соответствии с такой точкой зрения физики в конце XIX
века предсказывали, что нашу Вселенную ждет «тепловая смерть», т. е.
молекулы и атомы со временем равномерно распределятся в пространстве и какие-либо изменения и развитие прекратятся.
Однако современная наука установила, что некоторые законы классической физики, справедливые для макротел, нельзя применять для микро- и мегамира. Согласно современным научным представлениям, наша Вселенная является динамически развивающейся системой, в которой постоянно происходят процессы усложнения структуры.
Слайд 5 Таким образом, с одной стороны, в неживой природе
в замкнутых системах идут процессы в направлении от порядка к
хаосу (в них информация уменьшается). С другой стороны, в процессе эволюции Вселенной в микро- и мегамире возникают объекты со все более сложной структурой, и, следовательно, информация, являющаяся мерой упорядоченности элементов системы, возрастает.
Слайд 6Мы живем в макромире, т. е. в мире, который состоит
из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты
разделяют на неживые (камень, льдина и т. д.), живые (растения, животные, сам человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры и т. д.).
Макромир. Гулливер в стране лилипутов
Слайд 7Макрообъекты состоят из молекул и
атомов, которые, в
свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы.
Этот мир называется
микромиром
Микромир. Атом водорода и молекула воды.
Слайд 8Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему,
Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику
Млечный Путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир
Мегамир. Солнечная система
Слайд 9Информация и информационные процессы в живой природе.
Слайд 10Примерно 3,5 миллиарда лет назад на Земле возникла жизнь. С
тех пор идет саморазвитие, эволюция живой природы, т. е. повышение
сложности и разнообразия живых организмов. Живые системы (одноклеточные, растения и животные) являются открытыми системами, так как потребляют из
окружающей среды
вещество и энергию и
выбрасывают в нее
продукты
жизнедеятельности
также в виде вещества и
энергии.
Информация как мера увеличения сложности живых организмов.
Слайд 11Живые системы в процессе развития способны повышать сложность своей структуры,
т. е. увеличивать информацию, понимаемую как меру упорядоченности элементов системы.
Так, растения в процессе фотосинтеза потребляют энергию солнечного излучения и строят сложные органические молекулы из «простых» неорганических молекул.
Слайд 12Животные подхватывают эстафету увеличения сложности живых систем, поедают растения и
используют растительные органические молекулы в качестве строительного материала при создании
еще более сложных молекул.
Биологи образно говорят, что «живое питается информацией», создавая, накапливая и активно используя информацию.
Слайд 13Информационные сигналы.
Нормальное функционирование живых организмов невозможно без получения и
использования информации об окружающей среде. Целесообразное поведение живых организмов строится
на основе получения информационных сигналов. Информационные сигналы могут иметь различную физическую или химическую природу. Это звук, свет, запах и др.
Даже простейшие одноклеточные организмы (например, амеба) постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования.
Слайд 14Выживание популяций животных во многом базируется на обмене информационными сигналами
между членами одной популяции. Информационный сигнал может быть выражен в
различных формах: позах, звуках, запахах и даже вспышках света (ими обмениваются светлячки и некоторые глубоководные рыбы).
Слайд 15Генетическая информация.
Одной из основных функций живых систем является размножение,
т. е. создание организмов данного вида. Воспроизведение себе подобных обеспечивается
наличием в каждой клетке организма генетической информации, которая передается по наследству.
Слайд 16Генетическая информация представляет собой набор генов, каждый из которых «отвечает»
за определенные особенности строения и функционирования организма. При этом «дети»
не являются точными копиями своих родителей, так как каждый организм обладает уникальным набором генов, который определяет различия в строении и функциональных возможностях.
Слайд 17Домашнее задание
Стр. 8 – 11
§ 1.1.1 и § 1.1.2.
Контрольные
вопросы в конце параграфов.