Слайд 1«Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков».
Д. Пойа
Слайд 2Учиться можно только весело...
Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом.
А.Франс
Слайд 3Цели обучения информатике
в 5-7 классах
формирование общеучебных умений и способов
интеллектуальной деятельности;
формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ
в учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
усиление межпредметных связей в школьном образовании;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Слайд 4Занимательные задачи на уроках информатики
1. Задачи-рисунки
Слайд 5Пример 2. Задание учащимся: Кто-то устроил беспорядок на столе. Из
каких устройств состоит этот «беспорядок»?
Пример 1: Какой объект компьютера изображен на
рисунке?
Слайд 7Задачи-шутки
Задача 1. Вечером на коврик рядом с компьютером положили мышь. Утром
хозяин увидел около компьютера две мыши и обе в нерабочем
состоянии. Как такое могло произойти?
Задача 2. По характеру это устройство похоже на собаку: всегда услужливо и покладисто, но, когда ест, его лучше не трогать, иначе может поднять скандал. Что это за устройство?
Задача 3. Когда на уроках информатики при работе за компьютером используется ластик?
Задача 4. Какая магистраль связывает компоненты компьютерной системы?
Слайд 83. Занимательные логические мини-задачи
Слайд 9Занимательные логические мини-задачи
Задача 1. Сколько символов может содержаться в сообщении из
двухсимвольного алфавита?
Задача 2. Какой масштаб следует установить в текстовом редакторе, чтобы
вывести текстовый документ на печать?
Задача 3. Сколько раз следует нажать клавишу Enter, чтобы в текстовом документе поставить пять пробелов подряд?
Слайд 11 Примеры да-неток по
информатике
1.Мальчик нашел сумму чисел 6 и 2 и записал на
доске ответ: 1000. Учитель похвалил мальчика. Почему?
2.Угадайте загаданную клавишу, используя всего 5 вопросов.
3. Мама третьеклассника Вовы запустила на компьютере программу, которая через 40 минут должна была сообщить Вове, что время работы за компьютером истекло. Программа честно выполнила свою работу, но Вова, не отводивший от монитора взгляда ни на секунду, утверждает, что никаких предупреждений не получал. Как объяснить это недоразумение?
4.В 1961 году один американский вор решил украсть компьютер. Он приехал за ним глубокой ночью на небольшом грузовике, отключил охранную систему, проник в помещение, посмотрел на современнейшее электронное чудо и ... не стал его брать. Почему?
Слайд 12Игры на уроках информатики
Тема 1: Информация. Каналы получения информации.
Слайд 13Упражнение «Пообщаться руками»
Цель: Повышение сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
Закрыть
глаза, протянуть руки вперед и найти на ощупь кого-то. Попробовать
пообщаться руками (поздороваться, потолкаться). Какими были руки на ощупь, с кем было комфортно?
Игра «Объяснялки»:
Группа разбивается на пары. Партнер А задумывает слово (пишет на карточке) и невербально (жестами, мимикой) сообщает его партнеру В. Партнер В выдвигает предположения, его задача - отгадать (принять) сообщение. Партнеры А и В меняются ролями.
Обсудите разнообразие представления (кодирования) информации и важность совпадения представлений у отправителя и получателя.
Слайд 15Игра 1. Испорченный телефон
Группа делится на две команды, каждая выстраивается
в ряд. Учитель первому в каждом ряду сообщает информацию, например
слова `компьютер` и `алгоритм`, и они передаются по ряду каждому от второго до последнего:
a) шепотом на ушко, (остальные не слышат);
b) жестами, пантомимой (остальные с закрытыми глазами);
c) знаками, рисунками (остальные с закрытыми глазами).
Последний сообщает полученную информацию, и она сравнивается с первоначальной.
Задание: обсудить ситуацию потери, искажения информации.
Слайд 16Игра 2. Крокодил
Группа разбивается на пары. Партнер А задумывает слово
(пишет на карточке) и невербально (жестами, мимикой) сообщает его партнеру
В. Партнер В выдвигает предположения, его задача - отгадать (принять) сообщение. Партнеры А и В меняются ролями.
Задание: обсудить разнообразие представления (кодирования) информации и важность совпадения представлений у отправителя и получателя.
Игра 3. `Общее дело`
Группа разбивается на тройки. Партнер А не может видеть (глаза закрыты), партнер В не может слышать, партнер С не может говорить, но им нужно договориться об общем деле (например, о том, что забор следует покрасить в зеленый цвет).
Задание: обсудить, как происходит обмен информацией при ограничениях на какой-либо из каналов ввода или вывода информации.
Слайд 18Упражнение «Передай сигнал»
Цель: Сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и
чувства ответственности.
Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит
всех закрыть глаза и передает какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку, поднять руку вверх и т.д.). Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона».
Слайд 19Игра «Три человека у телефона»
Цель: тренировка учения понимать невербальное общение.
Время
проведения: 5 мин.
Ход игры: Вызываются три желающих участника. Ведущий каждому
«на ушко» сообщает задание. Задания у всех разные, но их объединяет одно. Участники должны изобразить группе, что каждый стоит в телефонной будке и разговаривает по телефону, но с разным настроением. Именно это настроение и сообщает им «на ушко» ведущий, также он информирует участников о том, с кем и о чем они разговаривают, какие чувства они испытывают.
Например: один – озабочен, вызывает скорую помощь, срочно, встревожен; другой – агрессивно настроен по отношению оппоненту, высказывает ему свое негативное отношение, ругает; третий – счастливый влюбленный, договаривается о свидании.
3 основных участника замирают в позе, которая по их мнению наиболее точно передает состояние их героя. Задача основных игроков догадаться о настроении этих людей, о примерном содержании разговора, об интонации.
Вопросы для обсуждения:
Легко ли вам было догадаться о настроении этих людей?
Удалось ли угадать примерное содержание разговора?
Какие трудности возникали в ходе игры?
Слайд 21Упражнение «Переключатели»
Цель: Создание позитивного настроя на работу, создание атмосферы единства.
На
счет «три» нужно повернуться на 90 градусов не договариваясь в
какую сторону.
Упражнение «Вижу разницу»
Цель: Развитие концентрации внимания.
Доброволец выходит за дверь. Группа делится на две группы по какому-либо признаку (кто в джинсах, блондины и т.д.). Доброволец должен угадать, по какому признаку разделилась группа.
Слайд 22Упражнение «Нахождение слов – антонимов»
Цель: развитие вербальных способностей.
Упражнение лучше проводить
с командами в форме соревнования (какая команда лучше и качественнее
выполнит задание).
Возраст: младший подростковый.
Инструкция учащимся: «Я буду поочередно каждой команде называть слово, вы должны отвечать словом, имеющим противоположное значение, т.е. называть слово-антоним. Старайтесь отвечать быстро и правильно. Выигрывает та команда, кто назовет больше слов – антонимов. Пример: ночь – день, узкий – широкий и т.д.».
начало-конец.
бедный-богатый.
тепло-холодно.
тревога-покой.
матовый-блестящий.
активный-пассивный.
рассеянный-внимательный.
спуск-подъем.
нападение-защита.
праздник-будни.
свобода-рабство.
Слайд 23Тема 5:Компьютер. Составные части .
Слайд 24 Слоговицы
(из каждого слова возьмите по слогу и составьте новое
слово)
ПРИН – ЦЕССА ТЕР – ПЕ – НИ – Е
(принтер)
ТОР
– ШЕР ПИ – А – НИ – НО МО – ДА
(монитор)
ТАН – ГРАММ ПРО – ВО – ДА МА – ШИ – НА
(программа)
Слайд 25КОМ – ПЬЮ – ТЕР
Слоговицы
(зашифруйте слово сами)
Коммуна, терраса, запью
Слайд 27Аксиоматические высказывания
«Слухами земля полнится» - Передача информации
«Пиши правильно, даже если
диктуют ошибочно»
- Искажение информации.
«Краткость – сестра таланта»
- Пиктограмма
«Если свет зажегся красный, значит, двигаться опасно»
- Кодирование информации.
Слайд 28Примеры изобретательских задач
Раздел «Программное обеспечение»
Задача
Основатель корпорации Apple Стив Джобс
сказал, что он не доверяет компьютеру, который не может поднять.
Одним из решений данной проблемы стали компактный ноутбук и нетбук. Однако Стив Джобс призвал своих сотрудников искать новое решение. Как компания Apple решила эту проблему?
Раздел «Информационные процессы»
Задача
Чтобы одеться по погоде человеку вовсе не надо выходить на улицу, ведь у него есть показания термометра, барометра и прогноз от синоптиков, иными словами получает необходимую информацию. Однако у природы подобных приборов и предсказателей нет, но перелетные птицы осенью отправляются в теплые страны, а животные готовятся к зимней спячке. Перед дождем комнатные растения «плачут», а садовые закрывают бутоны. Значит и они получают информацию от окружающей среды.
Как в живой природе передается информация?
Слайд 30 Необычная обычность
1. ".делать французс.ий р.стение ука.ка немец.ий выр.щенный". Ученики должны
выписать только пропущенные буквы. Из этих букв у них получится
слово "сказка". Значит, домашнее задание будет: "Сочинить сказку на определенное правило". Попутно мы повторяем правила: написание корней -раст- - -рос-, суффиксов -к- и -ск-, приставки с-; звонких согласных в корне слова.
2. 19, 12, 1, 9, 12, 1 (сказка). Цифра - это номер буквы в алфавите: а - первая, б - вторая и т. д.
3. Возьмите приставку из слова "предлагать", корень - из слова "сложить", суффикс - из слова "умножение", окончание - из слова "вишня". (Получится слово "предложения".) А домашнее задание будет таким: выпишите из художественных произведений предложения на определенное пунктуационное правило.
4. Домашнее задание, аналогичное предыдущему (шесть предложений).
Пример. Номера задач, упражнений даются в двоичной системе счисления. Это как бы интегрируется с информатикой и разнообразит подачу.
Слайд 31Интересное на уроке
Кто как видит:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e461113e-8f38-4938-b6b4-0cd89cf4ee9b/%5BINF_011%5D_%5BIM_01%5D.swf
Искажение информации: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ebf66d3-4675-46dc-ada4-47355808e0f4/%5BINF_023%5D_%5BAM_01%5D.swf
Восприятие информации
человеком: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ed0038e-d781-44a5-8486-bb1fb25fc030/%5BINF_010%5D_%5BAM_02%5D.swf
Восприятие информации животными: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8ca889a6-1fb1-4451-81f1-bbd11a619787/%5BINF_010%5D_%5BAM_03%5D.swf
СМИ и свойства информации http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/03bd07dd-489d-4335-94ea-a64de2180a81/%5BINF_009%5D_%5BAM_05_02%5D.swf
Классификация информации по степени значимости: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e34be1de-f937-44d9-b239-09db9ad2f6c6/%5BINF_009%5D_%5BAM_01%5D.swf
Слайд 32Источники
http://www.school2100.ru/upload/iblock/f9f/f9f88e9b4e8601a080be4078e151598a.pdf
http://institutyamal.narod.ru/sanim_zadahzi_inf.htm
http://info.8forward.edusite.ru/p10aa1.html
http://bond1958.narod.ru/kvant/konstruktor_1/priemi.html