Слайд 1Антигитлеровская коалиция
и итоги
Второй мировой войны
Слайд 2АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
План урока
1.Международные конференции
глав государств Великобритании, СССР и США в Тегеране, Ялте, Потсдаме
2.
Итоги второй мировой войны
3. Международные трибуналы (Нюрнбергский и Токийский)
Слайд 3АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Цели урока:
- Рассмотреть
основные вопросы повестки дня международных конференций глав государств Великобритании, СССР
и США в Тегеране, Ялте, Потсдаме
- Обратить внимание учащихся на факт существования между союзниками разногласий по проблемам послевоенного устройства мира.
- проанализировать позиции Великобритании, СССР и США по вопросу о будущности Германии и дать оценку принятым решениям
- ознакомить учащихся с деятельностью международных трибуналов по осуждению лидеров фашистского режима в Германии и организаторов японской агрессии
- объяснить причины создания ООН и значение этой организации для утверждения международно-правовых норм, осуждающих агрессию.
Слайд 4АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Проблема урока
Мы
выиграли войну!
Кто это – мы?
О какой войне -
речь?
Слайд 5АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Кто прав в
этом споре?
Некоторые ученые считают, что надо говорить о победе «Свободного
мира над силами тоталитаризма»
Слайд 6АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Кто прав в
этом споре?
Подавляющее же большинство советских историков, официальная историография второй мировой
войны утверждали, что решающую роль в разгроме фашистской Германии и императорской Японии сыграл Советский союз.
Слайд 7АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Кто прав в
этом споре?
Ряд западных историков, напротив полагают, что «архитектором победы», «арсеналом
демократии» выступили США
Слайд 8АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Кто прав в
этом споре?
Кроме того, весьма распространена точка зрения. Согласно которой главными
поворотными пунктами явились сражения в Африке, на тихом океане и во Франции, хотя признается определенное значение Сталинградской битвы и тяжесть бремени, вынесенного Советским Союзом
Слайд 9АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Может быть, вообще
речь должна идти не об этом?
Давайте вспомним, как решались вопросы
ведения войны на конференциях глав государств Великобритании, СССР и США в Тегеране, Ялте, Потсдаме.
Слайд 10АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Обратите внимание на
факт существования между союзниками разногласий по проблемам послевоенного устройства мира.
-
проанализируйте позиции Великобритании, СССР и США по вопросу о будущности Германии и дать оценку принятым решениям.
Слайд 11АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Документ 2
«С
одной стороны от меня, скрестив лапы, сидел огромный русский медведь,
с другой – огромный американский бизон. А между ними – бедный маленький английский осел… и только он один из всех трех знал верный путь домой» - Черчилль. 1943 Тегеран.
Что же это за путь?
Чего хотели другие участники встречи?
Почему они все-таки договорились?
О чем это свидетельствует?
Слайд 12АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Документ 3
1 апреля
1945 года Черчилль писал Рузвельту: «Русские армии, несомненно, захватят всю
Австрию и войдут в Вену. Если они захватят также Берлин, то не создастся ли у них слишком преувеличенное представление о том, будто они внесли подавляющий вклад в нашу общую победу, и не может ли это привести их к такому умонастроению, которое вызовет серьезные и весьма значительные трудности в будущем? Поэтому я считаю, что с политической точки зрения нам следует продвинуться в Германии как можно дальше на восток и что в том случае, если Берлин окажется в пределах нашей досягаемости, мы, несомненно, должны его взять»
- Как вы оцениваете политические мотивы поведения Черчилля?
Слайд 13АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Документ 4
«Советская Россия
стала смертельной угрозой для свободного мира», поэтому необходимо «немедленно создать
новый фронт против ее стремительного продвижения» - Черчилль в марте 1945 года
- Можно ли считать Черчилля дальновидным политиком?
- В историографии существует мнение, что Потсдамская конференция – самая безуспешная из всех союзнических военных конференций, а ее итоги свидетельствуют о «соглашении не соглашаться» Так ли это?
Слайд 14АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Итоги боевых действий
в Европе СССР и союзников
в июне-декабре 1944 года
Слайд 15АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Документ
12 декабря
1944г. Гитлер говорил:
« В мировой истории еще не существовало коалиции из столь чужеродных элементов, преследующих столь различные цели, какую создали наши противники… противоречия между ними с каждым днем все усиливаются. Если теперь нанести по ним несколько мощных ударов, то в любой момент может случиться, что этот « единый», искусственно поддерживаемый фронт внезапно рухнет»
Слайд 16АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Итоги второй мировой
войны
«Этот, казалось бы, кульминационный период безмерного успеха был для
меня наиболее печальным»
Черчилль о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии.
Слайд 17АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
- Какие силы
приняли участие в войне, втянувшей свыше 60 государств, полыхавшей на
территории 40 из них?
- Что вы можете сказать о Движении сопротивления?
-Почему все-таки победила антигитлеровская коалиция?
Слайд 18АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Итоги второй мировой
войны
Итоги второй мировой войны
Слайд 19АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Международные трибуналы (Нюрнбергский
и Токийский)
Нюрнберг – ноябрь 1945г. - октябрь 1946г.
Токио
–
май 1946г. - ноябрь 1948г.
Слайд 20АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Победа над германским
фашизмом и японским милитаризмом ознаменовала собой не только торжество одной
группировки держав над другой, но и дискредитацию тех принципов и целей политики, которые были свойственны Германии, Японии, Италии и их союзникам.
Слайд 21АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Принятые после завершения
второй мировой войны международно-правовые документ имели огромное значение для последующего
мирового развития.
С одной стороны, это Устав ООН, содержащий основные принципы международных отношений, которые утверждались как универсальные, т.е. обязательные к соблюдению всеми государствами.
Предполагались возможность санкций, принудительных мер, наказания за нарушение этих норм.
При этом в Уставе и позднее принятых документах ООН были заложены принципы защиты интересов и прав не только государств, но и народов, граждан.
Особое значение в этом плане имела Всеобщая декларация прав человека, участники которой обязались уважать базовые права и свободы личности.
Слайд 22АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Принятые после завершения
второй мировой войны международно-правовые документ имели огромное значение для последующего
мирового развития.
С другой стороны, Нюрнбергский и Токийский трибуналы установили принцип личной ответственности лидеров
за нарушение цивилизованных норм поведения на международной арене,
за пренебрежение к международным обязательствам, за попрание норм гуманности.
Слайд 23АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Первой жертвой геноцида
стали евреи
Из 8700тыс. евреев, оказавшихся на территории, контролируемой режимом Гитлера,
было уничтожено 5700 тысяч:
2600 тыс. – в Польше Около 900 тыс. – в СССР
750 тыс. – в Румынии 402 тыс. – в Венгрии
227 тыс. – в Чехословакии 180 тыс. –в Германии
106 тыс. – в Голландии 83 тыс. – во Франции
65 тыс. – в Греции 65 тыс. – в Австрии
60 тыс. – в Югославии 40 тыс. – в Болгарии
28 тыс. – в Бельгии 9 тыс. – в Италии
Слайд 24АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Следующей жертвой геноцида
должны были стать русские
в марте 1941 г. в инструкциях
Гиммлера было указано, что одной из задач предстоящей кампании является сокращение численности русского населения
на 30 млн. человек.
Слайд 25АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
На территории фашистской
Германии были созданы концлагеря для массового уничтожения людей.
14 млн. человек погибло в различных немецких «комбинатах смерти».
Слайд 26АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Документ
Гитлер сокрушался
в 1943 году:
«Наши трудности в том, что союзники
Германии не доросли ни психологически, ни духовно до требований борьбы с большевизмом»
Слайд 27АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Некоторые историки полагают,
что и сталинское руководство ответственно за те же преступления, в
которых обвиняли лидеров Японии и Германии.
Правомерна ли подобная постановка вопроса?
Слайд 28АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Кавказский тост
за
русский народ
Я пью прежде всего за здоровье русского народа потому,
что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы советского Союза среди всех народов нашей страны,…но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпенье. У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 гг., когда наша армия отступала,… потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой.
(А действительно, почему наш народ так не сказал?)
Но русский народ на это не пошел, ибо он верил в правильность политики своего правительства… И это доверие русского народа советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над фашизмом. Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!
Слайд 29АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Сталина и систему
от победы не отделить – как и всех, кто за
нее боролся, как вы считаете?
Думается, никакая демократия не вынесла бы нашей войны, которую вел Сталин.
Значит, встает вопрос о цене победы.
Какая другая система могла позволить выиграть такой ценой?
Победила система.
Слайд 30АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Кроме того, встает
вопрос,
почему дрались насмерть 100 тысяч эстонцев под Нарвой, не
пуская русских в свою республику даже после отхода немецких войск?
Может быть, они – как и украинцы, латыши, литовцы – пытались все-таки отстоять государственную независимость?
Слайд 31АБАКУМОВА Т.А. учитель истории МОУ "Гимназия №3" г.Оренбург
Домашнее задание
У Гете
есть такие строчки:
Как будто бредят все освобожденьем,
Но вечный спор их,
говоря точней,
Порабощенья спор с порабощеньем.
«Одним из парадоксов нашего времени является наличие у многих людей идеи освобождения Родины от гнета гитлеризма без смысла самой идей».
Красную Армию встречали хлебом-солью как армию-освободительницу.
Так ли это?
Как народ освободитель встретил свою победу?