Слайд 1Тема: «Август 1991 года: двадцать лет спустя…»
Автор-составитель:
Сорокина Елена Николаевна
МОУ
гимназия № 13 г. Волгоград
Слайд 2«Для меня август 1991 года - переломный этап в жизни.
Он связан с победой в России романтической демократии, которая в
силу утопической эйфории ее носителей так и не обрела должного смысла. Демократы до сих пор не проанализировали последствия событий 13-летней давности. И пока этого не произойдет, мы будем находиться на перепутье - между ограничительными барьерами авторитарного режима власти и надеждой на выздоровление инфантильных демократов», - так оценивала события августа 1991 года одна из популярных политиков 90-х годов ХХ века Ирина Хакамада еще в 2002 году.
Вопросы к классу:
- В чем вы видите смысл высказывания данного политического деятеля?
- Какое значение для нас с вами имеет предполагаемый анализ событий двадцатилетней давности?
- Легко ли это будет сделать, с вашей точки зрения?
Слайд 3Введение в новый материал
Что же произошло в августе 1991 года?
Слайд 4Творческое задание:
Поскольку у ГКЧП имелась реальная возможность для
захвата власть в свои руки, то попробуем «проиграть» этот неосуществленный
сценарий нашей российской истории.
Слайд 5Альтернативный вариант – исходные данные:
Итак, после сообщения средств массовой
информации об отстранении от обязанностей М. Горбачева в стране было
Введено
чрезвычайное положение.
обязанности Президента СССР возложены на Г. Янаева, и. о. Генерального секретаря КПСС стал А. Лукъянов.
Чтобы обезвредить Ельцина и его окружение, в Белый дом было отправлено спецподразделение команды «Альфа». И когда командир команды «Альфа» решил не выполнять отданного приказа, его ликвидировали, а задание было выполнено.
Все видные противники ГКЧП оказались арестованными и их тут же расстреляли по обвинению в том, что они являлись американскими «агентами влияния».
Дальнейший ход событий оказывается неоднозначен и может протекать по одному из сценариев.
Слайд 6Творческое задание:
Первая группа: жесткий сценарий. В ГКЧП возобладала точка зрения
ортодоксальных марксистов, которых возглавила Н.Андреева
Вторая группа: мягкий сценарий развития страны,
исходящий из многоукладности экономики.
Вы должны:
Внимательно изучить представленные варианты
Обсудите и предположите последствия своего варианта развития событий
Представьте свое видение ситуации наглядно
Слайд 7Выводы первой группы, исследовавшей «жесткий» сценарий развития событий после августа
1991 года
Предпринятые меры ГКЧП лишь отодвигают экономический коллапс Советского Союза
в лучшем случае лет на десять. А затем возникнет необходимость в возврате к рыночной экономике.
Слайд 8Выводы второй группы, исследовавшей «мягкий» сценарий развития событий после августа
1991 года
Группа приходит к выводу, что благодаря произведенным экономическим преобразованиям
Советский Союз превращается в процветающую державу, которая становится открытой миру и отказывается от установления мирового господства. В международном плане СССР также добился успехов: пошел на сближение с Китаем, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, со странами Латинской Америки и Африки, сумел наладить хорошие отношения с Западом.
Слайд 9Подведение итогов занятия
Проблемный вопрос: Представьте, что вы стали участниками «круглого
стола» на тему: «События августа 1991 года: 20 лет спустя…»
Как же можно сегодня оценить события тех лет?
Сформулируйте и перечислите проблемы, которые должны были возникнуть после событий августа 1991 года.
Слайд 10Позиция первая: Из статьи Г.Попова «Август девяносто первого» (1992 г.)
… В политическом отношении диапазон оценок и путча, и
развития после него, исключительно широк. С одной стороны, «великая революция, равная по значению Октябрю 17-го года». С другой, «революция упущенных возможностей». С третьей, «преданная революция». С четвертой, «вообще не было никакой революции».
Моя общая оценка: победа демократов над путчистами не привела к власти совершенно не готовых к ней демократов, а заставила наконец реформаторов-аппаратчиков и номенклатуру сделали то, чего они не сделали ни в 1985-м, ни в 1990 годах, - организоваться, объединиться, очиститься от рухляди идеологии, отстранить консерваторов и начать реформы. Медленно – но начать.
Слайд 11Позиция вторая: Из книги А.Лукъянова «Переворот мнимый и настоящий» (1993
г.)
… Теперь, прочитав более 35 тысяч страниц уголовного
дела об августовских событиях, я с большей убежденностью могу подтвердить, что это был не «государственный переворот». Не «заговор», а отчаянная попытка спасти закрепленный Конституцией СССР общественный строй. Это был не умещающийся в рамки закона ответ на другой исподволь готовившийся действительный и грозный переворот, состоящий в переводе страны в капиталистическое русло и разрушении Советской федерации, многие десятилетия объединявшей народы Советского Союза.
Слайд 12В защиту первой позиции были выдвинуты следующие аргументы:
Начались реформы
Освободились от
власти КПСС, единообразной идеологии
Отстранили консерваторов
Раздались благоразумные призывы не «лить кровь
за кровь», а начать поиск путей к гражданскому согласию
Начался долгий и длинный путь к правовому государству
Слайд 13В защиту второй позиции были выдвинуты следующие аргументы:
Общество раскололось на
два лагеря: победителей и побежденных
Уже в первые поставгустовкие дни демократы
действовали антидемократическими методами: бывшая монопольная власть КПСС перешла к новой политической группировке, а непримиримая к инакомыслию коммунистическая идеология была заменена столь же нетерпимой идеологией антикоммунизма на государственном уровне
Началось преследование людей по политическим мотивам
Началась кампания по захвату бывшей партийной собственности
Продолжал развиваться правовой нигилизм
Усилился сепаратизм республик, который привел к развалу СССР
Рост противоречий на Кавказе
Оказались разорванными не только экономические, культурные но и семейные, дружеские связи
Слайд 14Продолжите фразы:
Я понял (а) …
Я узнал (а)…
Я
хочу
Слайд 15Домашнее задание:
Александр Лебедь в одном интервью сказал: «Кто жалеет о
Советском Союзе, у того нет сердца, а кто считает, что
его можно восстановить, - у того нет головы». Подумайте дома над следующими вопросами:
- О чем стоит сожалеть: что мы потеряли после распада огромной единой советской державы?
- А что приобрели, обретя государственную независимость в пределах России?
Свои мысли оформите письменно в виде эссе
Слайд 16Список используемой литературы
1. Журавлев В.В. История современной России 1985-1994. Российский
независимый институт социальных и национальных проблем Экспериментальное учебное пособие. –
М. «ТЕРРА», 1995
2. Поликарпов В. Если бы… Исторические версии. – М.: Просвещение, 1998
3. Саплина Е.В., Сорокин В.С., Уколова И.В. История 1970-1980-х годов: Трудные пути к демократии: 11 кл.: Учебное пособие. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004
4. Интернет-ресурсы: postsov.rsuh.ru
www.zeka.ru
www.russ.ru
labazov.livejournal.com
enta.ru/articles
www.krasnozerskoje.ru/