Слайд 1Барокко
В искусстве Западной Европы
Слайд 2Реформа́ция (исправление, преобразование) — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII
века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
Её началом принято считать
выступление в Германии доктора богословия Мартина Лютера: в 1517 г. он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.
Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), а также англиканства.
Комплекс мер, предпринятых католической церковью для борьбы с Реформацией, получил название Контрреформации.
Слайд 3В католических странах (Италия, Испания, Фландрия,южная Германия)получил распространение стиль Барокко.
В
странах протестантского мира (Англии, Северной Германии, Франции) развивался стиль классицизм.
Идеология
барокко тесно связана с идеологией контрреформации. Идея возвеличивания церкви и Папы римского, как опоры католического мира.
Слайд 4
Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт.
«жемчужина неправильной формы»)
Слайд 5Стиль барокко отразил прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.
К
XVII в. знания европейцев о мире значительно расширились. Великие географические
открытия предшествующих столетий: открытие Америки (1492 г.), первое кругосветное путешествие (1519— 1522 гг.); новые научно-философские представления — о том, что Земля вращается вокруг Солнца, о бесконечности Вселенной — показали, как огромен и сложен мир.
Изменилось утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
Слайд 6Барокко свойственны:
- динамичность образов
- масштабность
- эмоциональная выразительность
- сложность композиционных
решений
- стремление к величию и пышности
- совмещение реальности
и иллюзии
- синтез искусств
Слайд 8Церковь Иль-Джезу, 1575 г. архитекторы Джакомо Бароцци да Виньола и
Джакомо делла Порта.
Слайд 9
Площадь Святого Петра. Архитектор Джованни Лоренцо Бернини. Лоренцо Бернини выполнял
работы для собора Святого Петра с 1624 г. до конца
жизни. Он создал монументальные статуи святых и папские надгробия, возвёл кафедру в главном алтаре и киворий (надстройку) над могилой Святого Петра — удивительный пример единства скульптуры и архитектуры. Но самое замечательное творение мастера — площадь перед собором.
Слайд 10Собор Святого Петра — католический собор, центральное и наиболее крупное
сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Над его
созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.
Слайд 12Скала Реджа (1663—1666) — последняя постройка Бернини, связанная с комплексом собора
св. Петра и Ватикана. Это торжественный вход в парадные помещения
и святыни папской резиденции.
Оба нижних марша по мере подъема постепенно сужаются, а высота лестничного пространства понижается. Марши обрамлены двумя ионическими колоннадами, которые уменьшаются наверху. Сводчатый потолок, тоже становится ниже и уже в соответствии с уменьшением общих габаритов лестницы. Полученная таким хитроумным способом сильная искусственная перспектива создает исключительно своеобразный, театрализованный художественный эффект.
Слайд 13В произведениях Лоренцо Бернини много черт, неизвестных эпохе Возрождения. Скульптор
показывал не состояние героев, а действие, из которого выхвачено краткое
мгновение. Силуэты фигур усложнились. В XVI столетии Микеланджело стремился сохранить природную фактуру мрамора, порой оставлял большие участки необработанными. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела.
Слайд 14Четыре гигантских статуи олицетворяют четыре реки – Ганг, Дунай, Нил
и Ла-Плата и, соответственно, символизируют части света — Азию, Европу,
Африку и Америку.
Слайд 15А из самой середины фонтана устремляется ввысь 16-метровый египетский обелиск
из цирка Максенция.
Слайд 16«Экстаз Святой Терезы» для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском
храме Санта-Мария делла Витториа.
Слайд 17Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих композиций
— «Экстаз Святой Терезы» (1645—1652 гг.) для алтаря капеллы семейства
Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. Святая Тереза Авильская жила в Испании в XVI в., занималась богословием, реформировала монашеский орден кармелиток. Бернини изобразил мистическое видение, описанное в её духовном сочинении: «Я видела ангела в телесном обличье по левую руку от меня. Он был мал ростом и очень красив. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. И затем показалось мне, что этой стрелой он несколько раз пронзил моё сердце и проник до самых моих внутренностей, а когда он извлёк стрелу, показалось мне, что он взял с нею моё сердце, и он оставил меня воспламенённой великой любовью к Богу».
Слайд 18Беломраморную группу — Святую Терезу и ангела — мастер поместил
среди колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи,
символизирующие Божественный свет. В многоцветном окружении скульптура кажется пронизанной этим светом насквозь. Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения, внешне похожее на смерть: голова запрокинута, глаза закрыты. Её фигура почти не угадывается за крупными, выразительно вылепленными складками одежды; кажется, что в их волнах рождаются новое тело и новая душа, а за внешней мертвенной неподвижностью скрывается гигантское движение духа.
Слайд 19Аполлон и Дафна
— манифест барочной эстетики.
Слайд 20Похищение Прозерпины (Персефоны).
Слайд 21Похищение Прозерпины (Персефоны) фрагмент
Слайд 24Последнее причастие Франциска Ассизского.
Слайд 25Четыре женщины символизируют четыре континента. Азия сидит слева, сопровождаемая Гангом. Чуть
ниже, мощный Нил обнимает черную красавицу Африку. Справа, напротив Азии,
сидит золотоволосая Европа с Дунаем. На заднем плане самая молодая Америка.
Четыре континента
Слайд 26Победа и смерть консула Деция Муса в бою.
Слайд 27Композиция изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет Кибела, держащая
в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды – Нептуна,
прекрасно узнаваемого по трезубцу в руках. Союз освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини. Существует и другая интерпретация произведения: художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии.
Слайд 31Триумф принца Фридриха Генриха Оранского
Слайд 32Для творчества Якоба Йорданса характерно пристрастие к полнокровным крестьянским и
бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому
жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов».
Слайд 36 Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской
и европейской портретной живописи. Он был основателем английской школы портрета,
традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий. Ван Дейк в портретах показывал людей разных сословий, разного социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу. Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, в том числе аристократического портрета, в котором показывал благородного, утонченного, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета.
Слайд 37Портрет короля Англии Карла I верхом на коне
Слайд 39Натюрморт с ведёрком для охлаждения вина