Слайд 1БЕЛАРУСКАЯ ЖИВОПИСЬ
XIX-XX вв.
Слайд 2После присоединения белорусских земель к Российской империи центром подготовки белорусских
художников, вплоть до своего закрытия, стал Виленский университет. При нем
действовали кафедры рисунка и живописи, скульптуры и графики, на которых обучали талантливых молодых людей изобразительному искусству. После закрытия университета в 1832 году уроженцы Беларуси могли обучаться живописи в Петербургской академии художеств.
В 1831 году был закрыт Виленский университет – главный центр художественного образования и для Беларуси и для Литвы, была запрещена возможность получения художественного образования за пределами Российской империи. Единственным местом, где могли получить профессиональную подготовку художники – уроженцы Беларуси, – стали художественные заведения Петербурга и Москвы. Именно по этим причинам наследие художников XIX века – уроженцев Беларуси – включается в контекст художественной истории России, Польши, Литвы.
Слайд 3Широкий диапазон для выражения своего видения мира давало белорусским художникам
творчество в области пейзажного жанра. Среди произведений пейзажистов выделялись полотна
М. Кулеша, Н. Орды, К.Русецкого, В. Дмоховского, братьев Горавских. Наиболее известный из братьев, Аполинар, создал серию картин, посвященных родному краю — «Липы», «На родине», «Пинские болота», «Река Березина», «Вечер в Минской губернии» и др. Прекрасным мастером натюрмортов был И. Хруцкий. В бытовом жанре выделялся Н. Силиванович, принимавший участие в росписи Исаакиевского собора в Петербурге.
Слайд 4Валентий Ванькович
Валентий Ванькович - художник первой половины XIX в., который
родился и значительную часть своей жизни провел в Минске. Он
получил прекрасное художественное образование сначала в Виленском университете на отделении литературы и свободных искусств, а затем в Петербургской академии художеств. Наиболее значительными его произведениями петербургского периода стали портреты Адама Мицкевича и Александра Пушкина. После возвращения на родину В. Ванькович создал в Минске собственную художественную лабораторию, вокруг которой объединилось большинство белорусских художников того времени.
Слайд 5Среди наиболее известных портретистов того времени следует назвать Я. Дамеля,
К. Рыпинского, Ф. Тулова, А. Шемеша, Б.
Русецкого, А. Ромера и других.
Так же хорошо известны имена таких художников, как Никодим Силиванович, чье небольшое полотно “Солдат с мальчиком” созвучно программным поискам школы Венецианова, Ипполит Горавский, чье полотно “У креста. Смерть повстанца” является художническим проявлением гражданской позиции, откликом на трагический результат освободительного восстания.
Слайд 6В монументальном зодчестве Беларуси данного периода была начата эпоха, известная
в архитектуроведческой науке как «эпоха историзма, объединяющая периоды ампира, модерна,
эклектики». Именно в этом стиле был построен дворец Пусловских в местечке Косово Брестской области (1839 г.). В его строительстве и создании расположенного рядом парка приняли участие известнейшие европейские мастера В. Маркони и Ф. Яшольд. На исторический стиль этого дворцово-паркового комплекса указывают многочисленные крепостные башни, придающие всему ансамблю романтические черты готического средневековья.