Разделы презентаций


Брюсов Валерий Яковлевич

ДЕТСТВОУчился в гимназии известного педагога Л.Поливанова, оказавшего огромное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924)
русский поэт;
основоположник русского символизма;
литературовед;
переводчик;
литературный критик;
историк.

Презентации

Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924)русский поэт; основоположник русского символизма;литературовед; переводчик; литературный критик;историк.Презентации

Слайд 2ДЕТСТВО
Учился в гимназии известного педагога Л.Поливанова, оказавшего огромное влияние на

будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем.

Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия.

Родился 1 декабря 1873 года в Москве в зажиточной купеческой семье. Брюсов рос в доме отца «в принципах материализма и атеизма», «лет восьми прочел Добролюбова и Писарева». Мальчик рос предоставленный самому себе, читал не по возрасту.


Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки.

ДЕТСТВОУчился в гимназии известного педагога Л.Поливанова, оказавшего огромное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов

Слайд 3 начало творческого пути
Знакомство с поэзией французских символистов стало для

Брюсова «целым откровением». Юный Брюсов задумывается о назначении поэта, хочет

быть вождём русской поэзии. Он понимает, что выразить отношение к концу века может только через символизм. Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, а задачей символизма – утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника.

начало творческого путиЗнакомство с поэзией французских символистов стало для Брюсова «целым откровением». Юный Брюсов задумывается о

Слайд 4Окончив в 1899 году университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе.

Несколько лет он проработал в журнале П. И. Бартенева «Русский

архив».
Во второй половине 1890-х годов Брюсов сблизился с поэтами-символистами, в частности — с К. Д. Бальмонтом, стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 году С. А. Поляковым издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства».

Творчество

В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах.
В период с 1894 по 1895 год он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов.

В 1900 г. выходит новая книга Брюсова «Третья стража». Эта книга стала событием в литературе. «Впервые в рецензиях на эту книгу ко мне отнеслись как к поэту»,- писал Брюсов. «Третья стража» - книга двух планов : поэт освещает прошлое человечества через лики разных героев («Любимцы веков») и говорит о современности («Я люблю большие дома»). В этой же книге остро встает тема Времени. Предчувствия Брюсова мрачны. В стихотворении «В дни запустений» настоящее видится ему огромным зданием в шатких строительных лесах.

В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов — «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»); нападки печати вызвало уже само название сборника, по мнению критики, не соответствовавшее, содержанию сборника.

Окончив в 1899 году университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе. Несколько лет он проработал в журнале П.

Слайд 5Темы творчества
Словно нездешние тени, Стены меня обступили: Думы былых поколений! В городе я

— как в могиле. Здания — хищные звери С сотней несытых утроб! Страшны

закрытые двери: Каждая комната — гроб!
16 сентября 1900


- Каменщик, каменщик в фартуке белом, Что ты там строишь? кому? - Эй, не мешай нам, мы заняты делом, Строим мы, строим тюрьму.
- Каменщик, каменщик с верной лопатой, Кто же в ней будет рыдать? - Верно, не ты и не твой брат, богатый. Незачем вам воровать.
- Каменщик, каменщик, долгие ночи Кто ж проведет в ней без сна? - Может быть, сын мой, такой же рабочий. Тем наша доля полна.
- Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй, Тех он, кто нес кирпичи! - Эй, берегись! под лесами не балуй... Знаем всё сами, молчи!

Брюсов чаще обращается к «гражданской» теме. Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной»

Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее. Стал для Брюсова образ города.
Сборник 1903 года «Граду и миру», в который вошли стихотворения «В дни запустений» (1899), «Словно нездешние тени» (1900), показывает неоднозначность отношения к этому образу. С одной стороны, воспевание культурных и материальных ценностей, с другой – ужас перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми».

Темы творчестваСловно нездешние тени, Стены меня обступили: Думы былых поколений! В городе я — как в могиле.

Слайд 6Основные черты творчества
В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала:

жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе

за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти .

Основные черты творчестваВ стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни

Слайд 7Характеристика героя
Ясность и определенность характера.
Преданность избранному пути.
Страстность служения своему призванию

и историческому назначению.
Сила духа.
Одиночество.
Никому из них не характерно чувство служения

людям, никто не идет на самопожертвование .
Характеристика герояЯсность и определенность характера.Преданность избранному пути.Страстность служения своему призванию и историческому назначению.Сила духа.Одиночество.Никому из них не

Слайд 8Лидер символизма
Организаторская роль Брюсова в русском символизме очень

значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала

и авторитетным модернистским журналом. Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов. Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры, и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам), и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др.).


Брюсов также принимал активное участие в жизни Московского литературно-художественного кружка, в частности — был его директором (с 1908 года). Работал в журнале «Новый путь» (в 1903 году, стал секретарём редакции).

Лидер символизма  Организаторская роль Брюсова в русском символизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным

Слайд 9революция
В 1917 году поэт выступил с защитой Максима Горького, раскритикованного

Временным правительством.
После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в

литературной и издательской жизни Москвы, С 1917 по 1919 гг. он возглавлял Комитет по регистрации печати; в 1919 году Брюсов стал членом РКП(б).
Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы, искусства и языкознания; первый том вышел уже после смерти Брюсова).


революцияВ 1917 году поэт выступил с защитой Максима Горького, раскритикованного Временным правительством.После Октябрьской революции 1917 года Брюсов

Слайд 10Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю»; в отдельных

своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими

поэтами (например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923) — в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»). Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами», изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту» — «не живи настоящим», «поклоняйся искусству».

Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм». В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам»;

Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю»; в отдельных своих стихах он славит революцию в один

Слайд 11смерть поэта
9 октября

1924 года

Брюсов скончался в своей московской квартире от воспаления лёгких. Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

смерть поэта9 октября         1924 года

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика