Слайд 1Быт и культура
адыгов и казаков
7 класс
Учитель: Манижашвили Н.В.
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Ст.Каневской Каневского района краснодарского края
Слайд 2Цель
Развивать умение сравнивать и обобщать материал;
Познакомиться с традиционной культурой
населения Кубани.
Слайд 3Формирование культуры Кубани
Слайд 41. Жилище. Адыги.
Дома в аулах стояли группами по десять, двадцать,
а иногда и сорок. Селившиеся по соседству были чаще всего
близкими или дальними родственниками. В поселениях жило несколько семей. Число домов нередко достигало 500. Семьи были большие — по 1 0 -1 2 человек каждая. Если вы сделаете простые подсчеты, то легко убедитесь, что в наиболее крупных черкесских поселениях проживало до 5 — 6 тысяч человек.
Слайд 51. Жилище. Адыги.
Внутреннее убранство было простым, оно отличалось чистотой, опрятностью
и строгим порядком расположения вещей и предметов. Такой строгий
порядок обеспечивался в связи с большим семейством (8-15 человек). Поэтому особое внимание уделялось воспитанию девушек, умению поддержать порядок. Девушка в доме в любое время суток, даже ночью была готова найти любую вещь. Она ничего не должна была искать. Каждый предмет имел свое определенное место.
Слайд 7Неподражаемость хаты
Крыша куреней была соломенная, камышовая или реже деревянная. Она
была четырехскатная издали воспринимаемая как круглая. К тому же все
комнаты куреня имели между собой двери, т. е. Можно было обойти по «кругу». Пожалуй, самым удивительным была конструкция карнизной части.
Слайд 8Почти в каждой хате или избе имелись русская печь и
"красный" угол с иконой под рушником. На стенах висели фотографии
- традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники
Слайд 9Рабочим местом хозяйки дома был бабий кут. В нём все
было приспособлено для ведения домашнего хозяйства и приготовления пищи.
Слайд 103. Одежда.
Черноморцы носили синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка),
под который надевался кафтан красного цвета. В 1810г. была утверждена
единая форма черноморцев - шаровары и куртка из синего сукна.
Женская одежда различалась у казачек, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты - "кохточки".
Слайд 113. Одежда.
Линейные казаки носили одежду черкесского образца. К середине XIX
в. казачья форма черноморцев и линейцев была унифицирована и утвердилась
единая форма: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимой - бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Во второй половине XIX - начале XX вв. стало обычным ношение мундира
Слайд 123. Одежда. Адыги.
Основными элементами национального женского костюма были корсет, нижняя
и верхняя рубахи, верхнее платье (сай), головной убор, обувь. На
голое тело девушки надевали корсет, туго обтягивающий грудь. Для девушек из зажиточных семей его делали из красного сафьяна, а для девушек из бедных - из желтой мешковины. Корсеты шили также из материи и холста.
Слайд 133. Одежда. Адыги.
Газыри
галуны
Башлык
Шапка
Рубаха
Шаровары
Бурка
черкеска
Слайд 15Семейный и общественный быт.
В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки.
Поэтому правительство края в течение первой половины XIX в. предприняло
ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения - "вдов, девок", семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт.
Слайд 16Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший восемнадцати
лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия
в станице.
Слайд 17Свободное время станичники проводили в "беседах", на "посиделках". Особое разнообразие
в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы
часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний.
Казаки широко отмечали в станицах
Святки (с 25 декабря по 6 января),
Масленицу (по приходе весны),
Пасху,
Троицу (наступление лета) и другие праздники.
Слайд 18Фольклор.
У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по
станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли
историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика.
Слайд 19Фольклор.
В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических
песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской
войны, о тяжелой доле казаков.
В станицах (черноморских и линейных) бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.
Слайд 20«Лучшая часть всего, что земледелец приобретает от трудов своих,— отмечал
Хан-Гирей,— сберегаема для приема гостей».
Гость пользовался особой неприкосновенностью. «Для
нас всякий путешественник, переступивший порог сакли, есть лицо священное»,— писал Ш. Ногмов.
Слайд 21В XVIII - первой половине XIX вв. у адыгов сохранялась
семейная община. В такой общине могло быть до 100 человек.
Семейная община обозначалась терминами унэгъошхо -большая семья, бынышху - большое гнездо, унэгъошхо — густая семья. Для семейной общины были характерны коллективное производство и потребление. Общиной руководил отец семьи, а после смерти его - старший сын.