Слайд 1«Дар Нила»
(Геродот)
«Все боится времени, но только
время боится пирамид»
(историческое изречение)
Слайд 3Гелиопольская девятка (древнее царство)
Атум ( бог-творец)РА
Боги природных стихий:
Шу (бог
воздуха)
Тефнут (богиня влаги)
Геб (бог земли)
Нут (богиня неба)
Боги плодородия:
Осирис- Исида
Сет -
Нефтида
Слайд 4Среднее царство (Мемфис)
Ра
Птах
Слайд 5Бесконенчность человека
Для того, чтобы сохранить вечное существование необходимо строго следовать
канонам (законам) заупокойного культа.
Следование этим законам утвердило главный стиль искусства
-монументальный(величественный, спокойный), который соблюдается в памятниках архитектуры и скульптуры.
Слайд 6Мастабы – Раннее царство
(в пер. с арабского означавшие «скамья»)
Этот ранний тип гробницы с прямыми или слегка скошенными граня
действительно напоминал скамью.
Слайд 7Пирамида Джосера – древнее царство
В период Древнего царство начинается строительство
пирамид, которые были частью заупокойного храма. Первые пирамиды были ступенчатыми.
Так, пирамида выдающегося военачальника и основателя III династии фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) - первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта.
Слайд 8Джосера
Она находится в Саккаре, на южной окраине Мемфиса, и является
центром погребального ансамбля. Сложенная из белых известняковых блоков ступенчатая пирамида
высотой шестьдесят метров воздвигнута зодчим Имхотепом, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Птаха — создателя Вселенной, покровителя искусств и ремёсел
Слайд 9Принципы возведения гробниц
Гигантские размеры (мера могущества фараона)
Пирамидальная форма
Использование камня
Строгая ориентация
по сторонам света
Ориентация на созвездие Осирисса
Строгие математические расчеты
Слайд 10пирамиды фараонов IV династии в Гизе.
Хуфу (греки называли его Хеопсом),
Хафра (греч. Хефрен), Менкаура (греч. Микерин). Пирамиды были когда-то облицованы
гладко отполированными плитами белого известняка (частично они сохранились на вершине пирамиды Хефрена).
Слайд 11пирамиды фараонов IV династии
Величайшая из них - пирамида Хеопса —
построена в XXVII в. до н. э. Её создатель —
племянник фараона Хемиун. Пирамида (высотой около ста сорока семи метров, со стороной основания двести тридцать три метра) сложена из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн.
Слайд 12Удерживаются на месте силой тяжести (собственной)
Построены на твердом плато
Каменные блоки
обтесаны с невероятной точностью (полмиллиметра зазоры)
Безупречная правильная 4-х гранная форма
Грани
ориентированы строго по сторонам света
Слайд 13Новое царство (Фивы) – храмы в Карнаке и Луксоре
К харму
идет аллея сфинксов
Западный фасад обрамлен монументами и обелисками
Цетральный вход (пило
в рсописях)
Внутренний двор (обнесен колоннами)
Гипостальный (колонный) зал храма
Святилище и кладовые храма (только жрецы)
Слайд 14Храмы Карнака и Луксора
впечатляют своими размерами, так гипостильный зал
Карнакского храма напоминал лес, состоящий из 134 колонн (папирусообразных, пальмообразных
и в виде цветка лотоса). Храмы вмещали множество скульптур, а стены, пилоны и колонны были богато украшены орнаментами, рельефами и иероглифическими надписями.
Слайд 15Пилоны
Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане — вытянутый прямоугольник).
Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм
(известны с эпохи Среднего царства, около 2050 — около 1700 до н. э.).
Слайд 16Храмы Карнака и Луксора
Храм Карнака часто называют «каменным архивом»
Египта. Эти храмы поражают своими размерами и свидетельствуют о гигантомании
архитекторов Нового царства.
Слайд 17Атон – Амарнский период
В XIV в. до н. э. фараон
Аменхотеп IV (13б8 — около 1351 гг. до н. э.)
провёл религиозную реформу, оказавшую существенное влияние на искусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все многочисленные старые культы. Единственным и истинным богом был провозглашён Атон — само сияющее на небе солнце. Носитель великой животворной силы, Атон изображался в виде диска с исходящими от него лучами, которые завершались знаком жизни — анхам (крестом с петлёй в верхней части)
Слайд 18
Храмы в Абу-Симбеле (амарнский стиль)
самым гигантским и впечатляющим памятником
той эпохи, ставшим для современного Египта символом национальной гордости, по
праву считаются два связанных друг с другом храма в Абу-Симбеле в Нубии, целиком вырубленные в скале на левом берегу Нила в период правления Рамсеса II.
Слайд 19Абу-Симбел в Нубии – храм Амона-Ра
Малый храм, более простой и
меньшего масштаба, украшен на фасаде стоящими в глубоких скальных нишах
статуями Рамсеса II и царицы Нефертари в облике богини Хатор, которой храм посвящался.
Слайд 20Храм Амона-Ра
Два раза в год, 22 февраля и 21 октября
(по другой версии, один раз в год — в день
рождения фараона), можно было наблюдать, как первый луч солнца проникал через входной портал в проход длиной шестьдесят пять метров, ведущий к святилищу, и последовательно освещал статуи Амона-Ра и фараона Рамсеса II.
Слайд 21Храм Амона-Ра
Важная черта египетской скульптуры, которая сразу бросается в глаза,
- ее квадратность. Глядя на статую, вы практически можете увидеть
каменный блок, из которого она была вытесана. К ней применим «закон фронтальности», поскольку большинство статуй ставилось возле стены, и предполагалось, что на них будут смотреть, если они вообще выставлены на обозрение, спереди;
Слайд 22Скульптура
Почти все линии египетских статуй параллельны или находятся под
прямым углом; особенно квадратной была сидячая скульптура, одна из наиболее
распространенных. Прямые углы в камнях, прямые ноги, негнущиеся спина и шея; никогда не встречается поворота туловища или головы; все тело выпрямлено.
Слайд 23тело не изображалось в деталях. Мускулатура едва обозначена; туловище –
набор гладких плоскостей, ноги и руки – колонны. Даже в
поздний период, когда была сделана попытка показать мускулатуру, изображение ее было столь же формально и безжизненно. Но статуи не мертвы, но как бы заморожены, схвачены в конкретный момент времени. Под гладкой полированной поверхностью есть кости, но нет нервов, нет сухожилий и всего лишь несколько больших мышц. Мышцы навсегда застыли; они не работают.
Слайд 24Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было
свободы в его изображении; дети и животные находились в самом
низу, и это одна из причин того, что египетские животные и птицы особенно очаровательны.
Слайд 25Задание
Сравните портрет фараона Древнего царства и скульптурный портрет римского императора
Каракаллы. Что вы можете сказать о их характере, личности ?
Слайд 27
В понятие канона входили также определенность позы:
Стоящей – фигура напряженно
выпрямлена
Фронтальна
Голова высоко поднята
Левая нога делает шаг вперед – шаг в
вечность
Руки опущены и прижаты к туловищу
Сидящей - руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте
Торс также выпрямлен
Взор устремлен вдаль
Слайд 28Особенности
Четкая симметрия
Пропорциональность и тщательная проработка всех деталей
Существовала и традиционная окраска
статуй: мужские фигуры окрашивались в темно-коричневый цвет; женские – в
желтый; волосы всегда были черными; одежда – белой (Рис.5)
Одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки, женщин – длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямках
Материалом для статуй служили дерево, камень: гранит, базальт, песчаник, известняк
Притягательными в скульптурном образе человека были глаза, -египтяне считали их зеркалом души. Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра, а внутрь помещали горный хрусталь, имитируя зрачок.
Слайд 29Портрет писца Каи
«Если ты человек приближенный и сидишь в совете
своего господина, - сиди осторожно и остерегайся, ибо слово труднее
всякой работы!.. Сгибай спину перед твоим начальником, и твой дом будет полон имуществом»
Слайд 30Шедевры круглой скульптуры
изваяние супружеской пары царевича Рахотепа и его жены
Нофрет из гробницы в Медуме.
Слайд 31Нефертити – шедевр круглой скульптуры (амарнский стиль)
поэтическое послание Эхнатона
царице Нефертити:
Я люблю сладкое дыхание твоего рта,
Я каждый день восторгаюсь
твоей красотой,
Мое желание – слышать твой прекрасный голос,
Звучащий словно шелест северного ветра.
Молодость возвращается ко мне от любви к тебе,
Дай мне твои руки, что держат твой дух,
Чтобы я смог принять его и жить им.
Слайд 32Нефертити – шедевр круглой скульптуры
История сохранила для нас имя
скульптора, изваявшего эту прекрасную голову, - Тутмес.
Слайд 33Ответчики
Однако, все скульптуры Египта от колоссов храмов до маленьких ушебти
(ответчики, которые работали за умершего в загробном мире, их в
гробницу укладывали 365) починялись канону и соответствовали монументальности всего искусства в целом.
Слайд 34"палетка Нармера"
На ее лицевой стороне в крупном масштабе воспроизведена фигура
царя-объединителя страны Нармера.
Слайд 35Стела Нармера
Сегодня залы, посвященные культуре Древнего Египта, крупнейших музеев мира
(Каирского, Британского, Лувра, Пушкинского музея в Москве) представляют нам удивительные
коллекции памятников древней культуры.
Слайд 36Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые
иероглифами
Слайд 40Сфинкс Хефрена
с лицом фараона Хефрена
Слайд 41статуя фараона Аменемхета III (правил ок. 1849 — 1801 гг.
до н.э.)
Слайд 49Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбел
Слайд 55Выводы
Египетское искусство с характерной для него монументальной архитектурой и статичной
скульптурой стало образцом для культуры Древней Греции. Египетская культура оказала
влияние и на древних римлян. Культ египетской богини Исиды получил широкое распространение в Риме. С берегов Нила в Рим перевозились гигантские обелиски, один из них стоит и сейчас перед собором святого Петра. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него и европейским.
Слайд 56
Египетская цивилизация лишь отчасти сумела сохранить открытые ей когда-то духовные
знания. Где-то в глубинах египетских пустынь и поныне находятся тайные
святилища, через мистические проходы и камеры которых проходили посвящённые древности. Они входили как люди, а выходили как Боги. Это было местом их второго рождения. Новым посвящённым открывались силы знания их Духа, объяснялся метод отделения материального тела от его Божественной сути. Получая это знание, посвящённый сам становился пирамидой, от которой бесчисленное количество других человеческих существ могло принять духовное посвящение.
Последним фараоном Египта была прекрасная Клеопатра VII, всеми силами и способами пытавшаяся отстоять независимость своего государства от Римской Империи и покончившая с собой в 30 году до н.э.