Слайд 1ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ВЕДОМОСТИ В ЛЕТОПИСЯХ
Слайд 2В качестве письменного источника для изучения этнической истории, динамики традиционного
хозяйства и различных сторон материальной, социальной и духовной культуры этнических
общностей этнографы используют данные летописей, хроник, исторических повестей и подобных источников.
Слайд 3В качестве примера историко-этнографического источника можно рассмотреть “Повесть временных лет”
— часть Киевской летописи.
Среди жанров древнерусской литературы летопись занимает центральное
место. Развивался этот жанр в течение восьми веков (XI—XVIII вв.). Ни одна европейская литература не обладала таким количеством летописей. В основе всего древнерусского летописания лежит «Повесть временных лет», остальные летописи к ней примыкают. Древнейшая русская летопись носит в науке название «Повесть временных лет». Дошла до нас «Повесть временных лет» в рукописных копиях не старше XIV в. Начинается «Повесть временных лет» с рассказа о том, «откуду есть пошла Руская земля...», и доводит изложение исторических событий до 1113 г.
Слайд 4
Считается, что «Повесть временных лет» составлена около
1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и отредактирована игуменом княжеского
Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 г.
Слайд 5 Вначале дан краткий очерк всемирной истории. Цель — показать
“откуда есть пошла Русская земля”. К сыновьям Ноя привязаны народы
и страны, расклассифицированные по генеологическому родству и географически — по областям расселения. Перечень взят из византийской хроники Георгия Амартола. Но в нее вставлены сведения о славянских народах и их соседях. Славяне и другие народы Восточной Европы — потомки Яфета, расселившиеся “на полунощных и западных странах”. Славян автор связывает с “нарцами” — народом Норика на Дунае. Область первоначального расселения славян, по Нестору, — Среднедунайская равнина. “По мнозех же времянех сели суть Словени по Дунаеви, где есть ныне Оугорьска земля и Болгарьска. И от тех Словен розидошася по земле и прозвашася имены своими, где седше на котором месте”. Это — самая ранняя формулировка т.н. “дунайской теории” происхождения славян. Она господствовала вплоть до конца ХIХ в. По всей видимости рассказ Нестора — отголосок бытовавших в его время народных этногонических преданий.
Слайд 6
Со среднего Дуная славяне, по Нестору, расселились
по Мораве в Чехию и др. страны, а позже, когда
их стали притеснять “волхи” (кельты, вероятно), разошлись еще дальше — на Вислу, Балтийское море, Днепр и Верхнюю Волгу — и получили наименование по месту обитания.
Слайд 7
Затем летописец перечисляет племена на территории Восточной Европы
— славянские и неславянские — причем четко отделяет первых от
вторых. “Се бо токмо Словенеск язык в Руси: Поляне, Деревляне, Ноугородьцы, Полочане, Дреговичи, Север, Бужане, зане седоша по Бугу, послеже же Велыняне. А се суть языции, иже дань дают Руси: Чюдь, Меря, Весь, Мурома, Черемись, Моръдва, Пермь, Печера, Ямь, Литва, Зимигола, Корсь, Норова, Либь. Си суть свои язык имуще от колена Афетова, иже жиоуть в странах полунощных”.
Летописец рассказывает о взаимоотношении славян с соседями: теперь они сами берут с них дань, раньше же — наоборот: болгары, “белые угры” (хозары, наверняка), обры (авары); приходили и печенеги и “черные угры” (венгры).
Слайд 8Какие еще народы знает летописец? Западных славян - ляхов с
их одразделениями, чехов, моравов, хорват и сербов; летто-литовские - литва,
ятвяги, голядь (галинды), корсь (курши), летьгола (латгалы), зимигола (земгалы), пруссы; финно-угорские - либь (ливы), чудь (предки эстонцев ?), ямь (хэмэ - тавасты), весь (предки вепсов), заволочскую чудь (вероятно, саволкас), мерю, мурому, черемись, мордву, угров, пермь, печеру; тюркские - хозары, печенеги, половцы, торки, волжские болгары; народы Кавказа - ясы (осетины), касоги; западноевропейские - свеи (шведы), урмане (норманы) , варяги, готы, агняне (англы), немцы, веньдици (венецианцы), “фрягове” (генуезцы), галичане (либо: галлы, гэлы, галисийцы), греки.
Слайд 9Сведения о северо-востоке - Рассказ Гюряты Роговича о сведениях, которые
ему привез “отрок”, посылавшийся на “Печеру”. Отрок с Печеры ходил
еще дальше - “в Югру”. “Югра же людье есть язык нем и седять с Самоядью на полунощных странах”. Югра - предки хантов и манси, самоядь- ненцев. Рассказ о немой торговле между югрой и народом неведомого языка (люди эти - заключены в горе : “и секут гору, хотяще высечися, и в горе той посечено оконце мало”): “кажуть на железо и помавають рукою просяще железа; и аще кто дасть им нож или секиру, и они дають скорою [то есть мехами] противу”. Вероятно - народ палеоазиатского языка.
Слайд 10
В ХII-ХIV вв. - в каждом
княжестве свои летописные своды. Сохранились не все. Многие затем вошли
в общерусские своды. Сохранились: кроме Киевской, Галицко-Волынская, Новгородская, Псковская, Владимирская, Суздальская, Тверская, Переяслав-Залесская, Нижегородская летописи.
Сведения - о мещере (Никоновская летопись), карелах (с 1143 г.), татарах (с 1223 г.), лопи (с 1252), бесермянах (с 1319), вотяках-арянах (с 1469), башкирах (с 1469), чувашах (с 1521), ногайцах (с 1552), зырянах (с 1581), обезах (абазинах), арменах.
Слайд 11Подготовили Мельников Эдуард и Овчаренко Сергей