Слайд 1Формирование информационных компетенций на уроках истории.
Учитель истории МБОУ «Кысыл-Сырская
СОШ» Пудовкина Елена Анатольевна
Слайд 2Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет ключевые направления развития
общего образования, и, в частности, ставит задачу перехода на новые
образовательные стандарты. Согласно новым стандартам образования, «требования к результатам деятельности должны включать не только знания, но и умение их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, всё то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни»*.
Таки образом, одним из основных подходов в образовании является компетентностный подход.
Слайд 3Под понятием "компетентностный подход” имеют ввиду направленность процесса обучения на
формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности.
Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.
Слайд 4Одними из ключевых образовательных компетенций являются информационные компетенции, которые включают
в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебных
предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Слайд 5Особую роль информационные компетенции играют при изучении истории. История –
одна из самых информационно ёмких областей школьных знаний. Опыт показывает,
что, при всём разнообразии современных источников информации, учащиеся предпочитают использовать всего два (не считая сведений, получаемых от учителя на уроке): школьный учебник и Интернет. Даже при работе с учебником, где информация дана в предельно сжатой и доступной форме, у многих учащихся возникают трудности с её извлечением при постановке познавательных задач.
Слайд 6 На мой взгляд, для подлинного овладения информационными компетентностями необходимо
формирование навыков мыслительной деятельности, позволяющих должным образом обрабатывать информацию, выполнять
такие операции:
отбор и группировка фактов по определённым заданным признакам для решения конкретной познавательной задачи;
обоснование выбора согласно собственной точке зрения на решение поставленной задачи;
обобщение фактов;
итоговый вывод, формулирование вариантов (варианта) решения поставленной познавательной задачи.
Слайд 7Одним из основных источников информации для учащихся, как ранее было
сказано, остаётся текст учебника, включающий в том числе тексты документов.
Не останавливаясь на анализе документов как исторических источников, хочу отметить, что учеников надо обучать работе и с текстом параграфов. К сожалению, количество читающих учеников с каждым годом сокращается. Ухудшается восприятие печатного текста. Но навык работы с книгой (учебником) как с источником информации сопровождает ученика на протяжении всех лет его обучения в школе.
Слайд 8Формы работы с текстом учебника:
Тезисное конспектирование. Цель: выделять основное в
содержании текста.
Составление плана. Выделение основного содержания фрагмента.
Составление сложного плана.
Составление художественного
плана.
Составление систематических и хронологических таблиц (Группировка фактов текста по заданным параметрам, обработка информации и умение преподнести её в систематизированном виде, умение выделять главное и необходимое).
Составление схем (родословные, органы государственной власти, важнейшие мероприятия какого-либо процесса).
Составление диаграмм (изучение структуры населения, экономическое развитие и и.д.)
Все вышеперечисленные формы работы помогают формировать информационные компетенции.
Слайд 9Формирование информационной компетенции – одна из задач практической работы. Такой
практической работой, выполняемой в рамках поставленной задачи, является урок –
лаборатория. Лабораторная работа – фактически выявление в тексте заданной информации и представление её в заданной форме: таблицы, схемы, текстовые ответы. Данная лаборатория – тренинг по извлечению информации из текста параграфа. Данная работа выполняется как изучение новой темы, когда обучающиеся не знакомы с текстом.
Оценивается работа по следующим критериям:
Фактическое соответствие информации заданию;
-соблюдение информационных рамок, данных в задании;
- полнота выполнения задания;
- скорость выполнения (уложились ли в рамки урока).
Слайд 10История Отечества. 10 класс. Урок-лаборатория «Россия в XVI веке».
Самостоятельная
работа обучающихся с текстом параграфа.
1. Составьте диаграмму «Прирост территории Московского
государства в XV- XVIвв.»
2. Какие особенности страны дали повод авторам учебника сказать о России XVI в. следующее: «Россия в XVI столетии представляла собой огромную, но пустынную страну»?
3. Назовите причины низкой производительности российского сельского хозяйства.
1.________________
2._________________
3._________________
Сформулируйте итоговый вывод
Слайд 114. Заполните таблицу:
5. Заполните таблицу «Сословия в Московском государстве в
XV- XVII вв.»
Слайд 126. Запишите в тетрадь и выучите определение:
Сословно-представительная монархия – это
государство, в котором царь правит, опираясь на поддержку представителей сословий.
1)Назовите
орган сословного представительства в России в XVIв.__________
2)Укажите событие к дате: 1549г._____________
3)Назовите состав участников земских соборов:_________________________
4)Заполните сравнительную таблицу «Сходство и различия в деятельности европейского парламента и земского собора».
Слайд 134)Заполните сравнительную таблицу «Сходство и различия в деятельности европейского парламента
и земского собора».
7. Составьте схему «Органы государственной власти в России
XVI века».
ЦАРЬ
Центральные органы власти: Местная власть:
_________________________ ________________________
_________________________ ________________________
8. Объясните понятие «кормление»:_______________________________________________
Слайд 14Данная практическая работа фактически отражает воспроизведение информации на репродуктивном уровне
и является тренингом по извлечению информации из готового текста параграфа.
Задача проста: найти, извлечь, обработать в заданных рамках. Таким образом мы продолжаем формирование одной из составляющих информационной компетенции – умение работать с печатным текстом.
Следующий этап – применение полученной информации в новых условиях. Подобная задача решается на последующих уроках, данная информация используется как опорная для анализа исторической ситуации в России накануне Петровских реформ.
Слайд 15Ключевые компетенции носят креативный, творческий характер. Чтобы раскрыть это свойство
информационных компетенций учащихся, необходимо применять творческие задания, в которых ученики
могут проявить свои личностные предпочтения, осуществить самостоятельный выбор материала, источников информации, формы подачи данного материала.
Подготовка учениками проектов, презентаций по тематике учебных курсов или просто интересного материала является такой возможностью проявления собственной индивидуальности. Для стимулирования подобной деятельности можно использовать элементы соревновательности (например, конкурс презентаций).
Слайд 16Список литературы:
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». http://www.kremlin.ru/news/6683
2. Т.Н.
Киселёва. Диагностика и формирование информационной компетентности средствами учебного предмета. М,:
«1 сентября», №3. 2009г.
3. История России с древнейших времен до конца XIX века. Учебник для общеобразовательных школ. Н.С. Борисов. М.: Просвещение. 2009г.