Слайд 1Разработка урока истории в 9 классе по теме ««Формирование тоталитарных
режимов в странах Европы в 1930-е гг.»
Автор: Березикова Татьяна Сергеевна
учитель
истории и обществознания
МОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина»
Слайд 2
Цели занятия
На примере социально-политической истории Италия Германии и Испании в
1920-1930-е гг. обобщить и углубить представление учащихся об основных признаках
тоталитарного режима и условиях его формирования в европейских странах.
Способствовать ориентации школьников на неприятие любых форм тоталитаризма и осознанию их угрозы либерально-демократическим устоям общества и миру па планете.
Способствовать развитию познавательных умений: соотносить единичные факты и общие исторические явления, называть характерные черты событий и явлений.
Слайд 3
План занятия
Тоталитарные режимы, их признаки (повторительно - обобщающая беседа).
Италия в
1920-1930-е гг. Особенности итальянского фашизма (проблемное изложение, работа в группах).
Германия
в 1930-е гг. Особенности германского фашизма (проблемное изложение, работа в группах).
Испания в 1930-е гг. Особенности испанского фашизма (проблемное изложение, работа в группах).
Слайд 5Шесть признаков тоталитарного государства
Первый признак - полная монополизация власти тем
или иным политическим лидером. Генсек, фюрер или каудильо соединяет в
своем лице законодательную и исполнительную власти, а судебная поставлена в такие условия, что она практически теряет свою независимость.
Второй признак – стремление к ликвидации многопартийности, установлении господства одной политической партии в обществе.
Слайд 6Третий признак - создание широких общественно-политических движений, обеспечивающих ей массовую
социальную поддержку.
Четвертый признак тоталитаризма - государственно направляемый террор, посредством
которого существующая власть стремится добиться всеобщей лояльности граждан.
Слайд 7Пятый признак тоталитарной системы - это ее стремление к созданию
замкнутого, обособленного экономического механизма, который находится под жестким, централизованным контролем
государства.
Шестым признаком тоталитарной власти является насаждение в обществе одной, единственно верной идеологии.
Слайд 8Задания для группы №1. Италия.
При чтении учебника заполните календарь важнейших
событий к истории Италии в 1920-1930-е гг. и оцените их
роль на пути к диктатуре фашистской партии.
Перечислите особенности итальянского фашизма. С какими особенностями социально-экономического, политического и культурно-исторического развития Италии связана каждая из этих черт?
Вспомните четыре условия утверждения тоталитарных режимов и подумайте, почему в Италии фашистской партии удалось прийти к власти раньше, чем и других странах Европы?
Слайд 9Задания для группы №2. Германия.
При чтении учебника заполните календарь важнейших
событий к истории Германии в 1920-1930-е гг. и оцените их
роль на пути к диктатуре фашистской партии.
Перечислите особенности германского фашизма. С какими особенностями социально-экономического, политического и культурно-исторического развития Германии связана каждая из этих черт?
Почему политики и германское общество не смогли преградить дорогу нацистам к власти? (Назовите не менее двух причин.)
Слайд 10Задания для группы №3. Испания.
При чтении учебника заполните календарь важнейших
событий к истории Испании в 1920-1930-е гг. и оцените их
роль на пути к диктатуре фашистской партии.
Перечислите особенности германского фашизма. С какими особенностями социально-экономического, политического и культурно-исторического развития Испании связана каждая из этих черт?
Как вы считаете, почему в Испании противостояние между силами демократии и тоталитаризма в 1930-е гг. закончилось победой фашистской диктатуры? Каковы внутренние и внешние причины этого явления? (Назовите не менее трех причин.)
Слайд 11Работа с терминами
Шовини́зм — агрессивная идеология и политика, проповедь
национального превосходства.
Расизм — совокупность учений, в основе которых лежат положения о
физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.
Реваншизм - стремление государств (партий, общественных групп) к реваншу путём пересмотра результатов нанесённых им военных и политических поражений.
Национализм - идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе.
Слайд 12Домашнее задание
& 7
Сообщения
«Способы пропаганды нацизма в молодежной среде»,
«Жизнь при нацизме»,
«Преследования евреев в нацистской Германии»,
«Герника» Пабло Пикассо
— предупреждение человечеству»