Слайд 1
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное казенное общеобразовательное
учреждение Ростовской области «Ростовская санаторная школа-интернат №28»
Государственная итоговая аттестация
по
истории в 2020 году
Выполнила:
учитель истории и обществознания
Омельченко Людмила Анатольевна
г. Ростов - на- Дону
Слайд 2Назначение контрольно-измерительных материалов (КИМ) ОГЭ
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 No 273-ФЗ
и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 No 189/1513.
http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Слайд 3Документы, определяющие содержание КИМ ОГЭ
Содержание КИМ определяется на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от
17.12.2010 No 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 No 1/15)); Историко- культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно- методического комплекса по отечественной истории
В КИМ обеспечена преемственность проверяемого содержания с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по истории (приказ Минобразования России от 05.03.2004 No 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/
Слайд 4Модель КИМ ОГЭ по истории охватывает содержание предмета «История» с
древнейших времён до 1914 г.
В КИМ представлены задания, ориентированные на
проверку знаний по истории России с включением элементов всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, отдельные вопросы истории культуры и др.), а также задания на проверку знаний по всеобщей истории (12–14).
Изменилось и количество заданий.
В таблице 1 приведено распределение заданий в работе с учётом их типов.
Слайд 6Распределение заданий по содержательным разделам курса истории
Слайд 7Изменения в КИМ 2020 года по сравнению с 2019 годом
В
новой модели сохранены некоторые задания, которые были представлены в прежней
модели (нумерация по новой модели: 1(24),2 (23), 3 (27), 4(25), 5(30), 7(26), 11 (22), 12 (29), 20 (34), 21 (33), в скобках- старая модель). Сохранение этих заданий связано, во-первых, с переходным характером данной экзаменационной модели, во-вторых, с тем, что некоторые задания, представленные в прежней модели, показали свою высокую эффективность при проверке сформированности определённых умений.
Слайд 8Задание
Оно содержит требование выбрать из списка предложения,
содержащие тезисы, которые нужно аргументировать, и предложения, содержащие факты, которые
можно использовать для аргументации соответствующих тезисов. При выполнении данного задания выпускник 9-го класса сначала разделит представленные в задании положения на пары в соответствии с их содержанием (в приведённом примере одна пара - предложения 1 и 4, другая - 2 и 3), а затем определит, какие из предложений в каждой паре содержат аргументируемые тезисы, а какие - факты, используемые для аргументации (ответ - 1423).
Слайд 10
Задание № 8 - проверяет умения проводить
атрибуцию исторической карты.
Задание № 9 - новое для КИМ ОГЭ,
необходимо изучить картографическую информацию и соотнести её с контекстной информацией. При выполнении задания необходимо проанали- зировать поход, обозначенный в легенде схемы цифрой «5», а затем на основе знаний по истории определить, что это поход Мамая.
Задание № 10 -необходимо соотнести информацию, которая дана в виде текста, с кар- тографической информацией. Данное задание практически не требует знаний по истории, так как отсутствует требование назвать город, пропущенный в отрывке (Коломна). Необходимо указать только цифру, которой обозначен на схеме этот город, что можно сделать исключительно на основе анализа информации из данного отрывка и соотнесения этой информации с картой (схемой). В тексте выпускник 9-го класса прочитает, что город, обозначение которого нужно указать в ответе, был местом сбора русских войск, а на карте (схеме) показано, что русские войска (в легенде карты обозначены чёрными стрелками) собираются в городе, обозначенном цифрой «2». Эта цифра и будет в данном случае правильным ответом.
Слайд 12 В задании № 13 требуется определить памятники
культуры, создание которых конкретно относится к какому-либо историческому периоду, в
данном случае XVI век.
В задании № 14 требуется указать памятник культуры по какой-либо характеристике, кроме периода создания памятника (в приведённом задании этой характеристикой является авторство).
Особенность данных заданий состоит в том, что они дают возможность проверить знания по истории развития различных видов искусства с использованием изобразительной наглядности. При этом перечень памятников культуры, данный в заданиях, может включать литературные и музыкальные произведения. Следовательно, задания нацелены на проверку более широкого спектра знаний и умений, чем любое задание по культуре, использовавшееся ранее в модели ОГЭ. (Комплексный подход).
Разработчики заданий руководствуются при выборе памятников культуры содержанием Историко-культурного стандарта (ИКС). При этом необходимо учитывать, что в задании могут быть использованы не только памятники культуры, названия которых указаны в Историко-культурном стандарте (например, Собор Покрова на Рву, «Калязинская челобитная», «Повесть об Азовском осадном сидении» и др.), но и наиболее известные произведения, созданные деятелями культуры, чьи имена включены в ИКС (например, К. Истомин, С.Ф. Ушаков и др.), а также наиболее известные памятники культуры, относящиеся к указанному в ИКС стилю или направлению в изобразительном искусстве или архитектуре (например, к шатровому стилю в архитектуре).
Слайд 13 В прежней модели КИМа задания с развёрнутым
ответом по работе с письменным источником были нацелены на проверку
умений проводить атрибуцию источника и искать в источнике информацию по заданным критериям. В изменённом виде эти задания сохранились и в новой модели (задания № 15 и 16). Но появилось задание № 17 на работу с контекстной информацией, которого не было ранее.
Слайд 14 Для выполнения задания необходимо выбрать из перечня,
то событие (обстоятельство), которое стало причиной начала проведения в России
Великих реформ 1860–1870-х гг. Допустим, что выпускник с этой задачей справился и выбрал правильно: «неудачи России в Крымской войне». За этот правильный выбор согласно критериям оценивания он получит 1 балл. Но из его правильного выбора не следует, что он понимает, почему неудачи России в Крымской войне были причиной начала Великих реформ, то есть выпускник может не понимать суть причинно-следственной связи и сделать правильный вывод только на основе заученного материала. Поэтому далее в задании следует требование объяснить выбранную причинно-следственную связь. Таким образом, в данном задании проверяется не только умение составлять письменное объяснение причинно-следственных связей, но и понимание этих связей.
Задание
Слайд 15Проверяет умения по работе с письменными источниками: на анализ исторического
текста, поиск и исправление в нём ошибок.
Задание
предполагает поиск ошибок в тексте исторической тематики. Сформированное умение позволит школьникам требовательно относиться к текстам с точки зрения достоверности приведенных фактов, замечать ошибки в изучаемой литературе.
Задание 19
Слайд 16
Данное задание заимствовано из старой модели ряд
заданий, но с изменениями. Задание на работу с изобразительной наглядностью
(задание № 11в новой модели ОГЭ будет содержать материал только по политической или социально-экономической истории и не будет посвящено истории культуры (проверку знания фактов истории культуры обеспечат задания, приведённые в примере 8-9-10).
Задание
Слайд 17
Выполняя данное задание, выпускник определяет пропущенный элемент,
что позволяет сделать вывод о сформированности умения читать схемы.
Задание 12
Слайд 18
Изменение также произошло и в задании на
анализ исторической ситуации ( задание 21). Изменение состоит в том,
что ситуация, указанная в задании, обязательно связана с деятельностью какой-либо исторической личности, изучение которой предусмотрено школьной программой
Задание 21
Слайд 19
В новой экзаменационной модели по истории прослеживается
ее преемственность со старым КИМом, который был ориентирован на требования
Историко-культурного стандврта: сохранены цели исторического образования, главной из которых является формирование у подрастающего поколения гражданской общероссийской идентичности, а также в сохранении основных акцентов, касающихся отбора проверяемого на экзамене материала.