Слайд 1Холокост – это не должно повториться!
Урок-размышление
История
9 класс
Российская Федерация
МОУ «Гимназия
№ 5» г. Брянска
Учитель общественных дисциплин
высшей категории
Акинщикова Ирина
Витальевна
Слайд 2Холокост…
Шоа (Холокост) – это «наша» память, но это и
часть «вашего» наследия.
Симона Вайль,
бывшая
узница Освенцима
Слайд 3 Холокост
Геноцид еврейского народа
1933 – 1945 гг.
Холокост…
Уничтожено:
58% евреев – 6 млн. человек
30%
цыган – 200 тыс. человек
25% белорусов
10% поляков
3 млн. советских
военнопленных
Холокост…
Планы фашистской Германии
Уничтожение
неполноценных рас
2.
Уничтожение
политических
оппонентов
3. Расширение
«жизненного
пространства»
Холокост…
Шесть миллионов – и каждый в отдельности.
Это – память, противящаяся забвению.
Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.
Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.
Вот что означает ХОЛОКОСТ.
Михаил Гефтер. «Эхо Холокоста»
Слайд 12Холокост – это не должно повториться!
Слайд 13Холокост – это не должно повториться!
Сначала они пришли за евреями.
Я молчал – я не был евреем.
Затем они пришли
за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом.
Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником.
Затем они пришли за католиками. Я молчал – ведь я не был католиком.
Затем они пришли за мной.
Но уже не осталось никого,
кто мог бы мне помочь,
за меня заступиться.
Мартин Нимеллер
Слайд 14Холокост – это не должно повториться!
«Когда люди забывают ужасы прошедшей
войны, начинается новая война»
Слайд 15Холокост – это не должно повториться!
Социологический опрос:
1. Знаете ли вы,
что такое Холокост?
Учащиеся гимназии (9 – 11 класс)
147 человек:
«да» – 53%
«нет» – 47%
Взрослые (жители Московского м/р) 486 человек:
«да» – 62%
«нет» – 38%
Слайд 16Холокост – это не должно повториться!
Январь 2000 г.
Стокгольм
Швеция
Международная конференция о Холокосте
Декларация Стокгольмского Международного форума по
Холокосту
Слайд 17Холокост – это не должно повториться!
Вопросы к тексту:
Как документ
объясняет необходимость памяти о Холокосте и принятие этой Декларации?
Какие обязательства берет на себя международное сообщество?
Что, на ваш взгляд, сделало бы этот документ более действенным?
Слайд 18Холокост – это не должно повториться!
Когда отмечается Международный
День памяти жертв Холокоста?
27 января
Почему,
устанавливая этот памятный день, Генеральная Ассамблея ООН выбрала именно эту дату?
Слайд 19Холокост – это не должно повториться!
КСЕНОФОБИЯ
ФАШИЗМ (РАСИЗМ)
АНТИСЕМИТИЗМ
ГЕНОЦИД (ХОЛОКОСТ)
Слайд 20Холокост – это не должно повториться!
История Холокоста
1933 г. – Бойкот
еврейских предприятий по всей Германии, сожжение произведений еврейских авторов и
антинацистских книг.
1935 г. – Нюрнбергские законы:
Гражданином может быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью». Евреи и цыгане не могут быть гражданами Рейха.
1938 г. – Хрустальная ночь:
Первая массовая акция насилия над евреями в Германии
1939 – 1945 гг. – Вторая мировая война:
Создание гетто. Массовые расстрелы. Лагеря смерти.
1942 г. – Программа окончательного решения еврейского вопроса.
Слайд 21Холокост – это не должно повториться!
Учёные высказывают
разные мнения о причинах, почему такое масштабное и уникальное уничтожение
людей вообще стало возможным. Особенно много вопросов возникает в связи с участием в этом процессе миллионов немецких граждан:
Даниэль Гольхазен в своей докторской диссертации на эту тему под названием «Добровольные палачи Гитлера» (англ. Hitler`s Willing Executioners) утверждает, что главная причина Холокоста — антисемитизм, выросший на почве ксенофобии и свойственный на тот момент немецкому массовому сознанию. Аналогичного мнения придерживается один из ведущих специалистов по холокосту Иегуда Бауэ.
Немецкий историк и журналист Гёц Али утверждает, что поддержку политики геноцида нацисты получили в результате того, что отнятое у жертв преследования имущество было присвоено рядовыми немцами. Немецкий психолог
Эрих Фромм объяснял Холокост присущей всему биологическому роду человека злокачественной деструктивностью.
Слайд 22Холокост – это не должно повториться!
Социологический опрос:
2. Какие чувства у
вас вызывают мигранты?
Учащиеся гимназии
Взрослые (жители
(9 – 11 класс): Московского м/р) :
- «уважение» 6% 8%
- «сочувствие» 11% 19%
- «раздражение» 18% 20%
- «неприязнь» 26% 21%
- «страх» 7% 7%
- «не вызывают
никаких чувств» 32% 25%
Слайд 23Холокост – это не должно повториться!
Социологический опрос:
3. Как вы относитесь
к тому, чтобы мигранты селились
в вашем
микрорайоне?
Учащиеся гимназии Взрослые (жители
(9 – 11 класс): Московского м/р):
- «положительно» 11% 9%
- «безразлично» 22% 36%
- «отрицательно» 37% 35%
- «затрудняюсь
ответить» 30% 20%
Слайд 24Холокост – это не должно повториться!
Толерантность
– терпимость к другому
мнению, образу жизни, признание за другими права быть иными
16 ноября
Международный
день толерантности
Слайд 25Холокост – это не должно повториться!
Слайд 26Холокост – это не должно повториться!
«О каждом
народе нужно судить по его вершинам, а не по низинам.
О немецком народе нужно судить по его великим философам, мистикам, музыкантам, поэтам, а не по прусским юнкерам и лавочникам. И о еврейском народе, народе религиозного призвания, нужно судить по пророкам и апостолам, а не по еврейским ростовщикам. Каждый волен иметь свои национальные симпатии и антипатии. Есть люди, которые не любят немцев, поляков или румын. Тут ничего поделать нельзя, к любви нельзя принудить и трудно подавить безотчётную антипатию. Но ненависть к целому народу есть грех, есть человекоубийство, и ненавидящий должен нести ответственность».
Николай Бердяев
«Христианство и антисемитизм» 1938 г.