Слайд 1Александр 3
Материалы подготовки к ЕГЭ
Слайд 2Россия для русских, и по-русски (Император Александр III)
Слайд 3Сведения о царе
- Время царствования – 1881-1894 гг.
- второй сын,
к царствованию не готовили
- в семье звали «бульдожкой» (крупный, угловатый,
очень сильный)
- к войне имел отвращение
- отрицательно относился к реформам отца
- вошел в русскую историю, как «царь – миротворец»
Слайд 4Штрихи к портрету
Престол должен был занять старший брат – Николай.
Александр ничуть не завидовал брату. Саша не испытывал ни малейшей
ревности к старшему брату, наблюдая за тем, как Николая готовят к престолу. Николай был прилежным учеником, а Александра на занятиях одолевала скука. Учителями Александра III были такие заслуженные люди, как историки Соловьев, Гротт, замечательный военный тактик Драгомиров, и Константин Победоносцев. Именно последний имел большое влияние на Александра III, во много определив приоритеты внутренней и внешний политики русского императора. Именно Победоносцев воспитал в Александре III русского патриота и славянофила. Маленького Сашу больше привлекала не учеба, а физические нагрузки. Будущий император любил верховую езду и гимнастику.
Слайд 5Супруга:
Дагмара Датская (Мария Фёдоровна) (14 ноября 1847 — 13 октября
1928), дочь датского короля Кристиана IX.
Дети:
Николай II (6 мая (18)
1868 — 17 июля 1918),
Александр Александрович (20 мая 1869 — 21 апреля 1870),
Георгий Александрович (27 апреля 1871 — 28 июня (10 июля) 1899 года),
Ксения Александровна (6 апреля 1875 — 20 апреля 1960, Лондон)
Михаил Александрович (5 декабря 1878 — 13 июня 1918),
Ольга Александровна (13 июня 1882 — 24 ноября 1960).
Слайд 9Первые мероприятия
- Манифест о незыблемости самодержавия, отставка министров-реформаторов
« Но посреди
великой НАШЕЙ скорби Глас Божий повелевает НАМ стать бодро на
дело Правления, в уповании на Божественный Промысл, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую МЫ призваны утверждать и охранять для блага народнаго от всяких на нее поползновений.» Манифест призывал «всех верных подданных служить верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, — к утверждению веры и нравственности, — к доброму воспитанию детей, — к истреблению неправды и хищения, — к водворению порядка и правды в действии всех учреждений».
Слайд 10Первые мероприятия
- август 1881 г. - «Положение о мерах к
охранению государственного порядка и общественного спокойствия»
- отказ от Конституции Лорис-Меликова
Слайд 11Первые мероприятия
- расширение прав исполнительной власти от министра до уездного
исправника – право введения чрезвычайного положения, ареста любого жителя и
ссылка без суда на 5 лет, закрытие учебных заведений, органов печати, земств
- назначение министром внутренних дел реакционера Д.А.Толстого
Слайд 12Политика в отношении сословий
- опора на дворянство и защита его
интересов: учреждение Дворянского поземельного банка (ссуды на льготных условиях), усиление
роли дворянства в местном самоуправлении
- попечительская политика в отношении рабочих: организация фабрично-заводской инспекции, запрещение ночного труда женщин и детей. Забастовки запрещены
Слайд 13Политика в отношении сословий
Протекционистская политика в интересах отечественных промышленников
- отмена
временнообязанного положения крестьян, перевод на обязательный выкуп (1883 г.), учреждение
Крестьянского банка (предоставление дешевого кредита для покупки земель)
Слайд 14Политика в отношении сословий
- взвешенная финансовая политика в интересах всех
сословий:
1. борьба с дефицитом бюджета
2. расширение рынка
3. отмена подушной
подати
4. повышение курса рубля
5. создание биржевого рынка
Слайд 15Контрреформы
Цель – укрепление самодержавной власти
1. печать и просвещение
- восстановление цензуры
-
надзор за газетами и журналами
- закрытие либеральных журналов и газет
-
введение нового университетского устава
Слайд 16Контрреформы
1. печать и просвещение
- Циркуляр министра народного просвещения Делянова «о
кухаркиных детях» 1887 г. запретил прием в гимназии детей низших
сословий
вводил денежный ценз на высшее образование, таким образом «гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию»
Слайд 17Контрреформы
2. местное самоуправление
- назначение должности земских начальников (из дворян)
- ограничение
прав земств
- сокращение избирательного права ( дворяне – преимущество в
органах самоуправления)
- усиление контроля администрации
Слайд 18Контрреформы
3. укрепление крестьянской общины
- принят закон, ограничивающий выход крестьян из
общины, запрещающий закладывать и продавать общинные земли
Слайд 19Контрреформы
4. Судебная
- нарастание форм внесудебного преследования
- нарушение принципа гласности
- сокращение
принципа разделения властей и независимости суда присяжных
- упразднение выборных мировых
судей и замена их назначаемыми земскими начальниками