Слайд 2 Исторический процесс — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в
которых проявилась деятельность многих поколений людей.
Слайд 3Исторический процесс универсален:
От «добывания хлеба
до изучения
насущного»
планетарных явлений
«Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен
быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестно
действующим гражданином».
В. О. Ключевский
Слайд 4Основа исторического процесса - события,
т. е. те или иные прошедшие
или проходящие явления, факты общественной жизни.
Всю эту бесконечную череду
событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучает
историческая наука.
Слайд 5философия истории –
еще одна ветвь обществознания,
изучающая исторический процесс.
стремится
выявить общую природу
исторического
процесса;
наиболее общие законы,
самые существенные взаимосвязи
в истории
(смысл и направленность
общественного развития) .
Слайд 6социальная динамика
Социальные изменения — это переход тех или иных социальных объектов
из одного состояния в другое, появление у них новых свойств,
функций, отношений
социальное развитие - изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе
Слайд 7ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ
линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного
развития.
Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем
спиралевидный
тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего.
Слайд 8Рассеянная
мануфактура
фабрика
Производство
на дому
Индустриальное общество
Постиндустриальное
общество
Слайд 9Формы социальных изменений
Эволюция — это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в
другое без скачков и перерывов.
разновидность эволюционных изменений -социальная реформа, переустройство
какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя.
Социальная революция — это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества
революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных.
Слайд 10ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИУМА
природные факторы - французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье, считал
определяющими;
духовный фактор - «Идеи правят миром», немецкий философ Г. Гегель писал,
что историей правит «мировой разум»;
материальные факторы - значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс.
Слайд 11ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИУМА
техника и технология - переход общества в новое
качество они связали с «компьютерной революцией», развитием информационных технологий, последствия
которых проявляются в экономике, политике, культуре.
Слайд 12 Представленным выше взглядам противостоит позиция ученых, отрицающих возможность объяснения исторических
изменений каким-либо одним фактором.
(немецкий ученый М. Вебер )
Слайд 13РОЛЬ НАРОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
марксистская философия - народные массы
(трудящиеся)являются творцами истории;
формула «народ — творец истории» означает широкую общность, соединяющую
только те слои и классы, которые заинтересованы в поступательном развитии общества, например буржуазия;
русский историк В. О. Ключевский вкладывал в понятие «народ» этническое и этическое содержание.
Слайд 14 А. И. Герцен (1812—1870 гг.) писал, что народ — консерватор по инстинкту,
«он
держится за удручающий его быт, за тесные рамы, в которые
он включен...»
Русский философ Н. А. Бердяев (1874—1948 гг.) считал, что народ
может не иметь
демократических убеждений: «Народ может держаться совсем
не демократического образа мыслей, может быть совсем
не демократически настроен...»
Другая точка зрения на роль народных масс в истории:
Слайд 15различие между понятиями «народ» и «масса»
Народ структурирован, осознает себя в
жизненных устоях, в своем мышлении, традициях.
Масса, напротив, не структурирована, не
обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы — она пуста.
(К. Ясперс)
Слайд 16По мнению ряда философов, элиты играют особую роль в управлении
обществом, в развитии культуры.
Это сравнительно небольшое
число лиц,
занимающих ведущее
положение в политической,
экономической, культурной
жизни общества.
Слайд 17СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Под группой людей я подразумеваю известное
число людей, объединенных общим интересом или общим делом».
Т. Гоббс
Слайд 18Интересы могут различаться по своей направленности:
государственные, политические, экономические, духовные;
могут
быть реальными и мнимыми;
могут носить прогрессивный и регрессивный, или
консервативный, характер.
Слайд 19устойчивые и длительно существующие группы людей:
классы (рабы — рабовладельцы, феодалы — крестьяне
и др.);
племена, народности, нации;
сословия;
группы, выделяемые по религиозному
(протестанты, католики и др.),
возрастному (молодежь, пожилые люди и др.),
профессиональному (шахтеры, учителя и др.),
территориальному (жители какой-либо области) признакам.
Слайд 20для защиты своих интересов социальные группы создают общественные объединения
Под общественными
объединениями понимаются формирования граждан, основанные на добровольном участии, общности взглядов
и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов.
Слайд 21Роль личности в истории:
«Понятие «великий» есть понятие относительное», — писал русский
философ Г. В. Плеханов.
«О великом человеке судят только по его главным деяниям,
а не по его ошибкам».
Ф. Вольтер
Слайд 22http://www.reutov.net/ru/photogallery/history/photo.php?id_4=72
http://cor.edu.27.ru/dlrstore/0b14f30b-8ad8-4fa5-aff4-3dee9829f60d/19.html
Источники:
Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс
профильный уровень,
М., «Просвещение», 2008 г.
Интернет-
ресурсы: