Слайд 2Что такое «процесс»?
Ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в
развитии чего-либо.
Слайд 3Исторический процесс
временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом
деятельности многих поколений людей.
Основу исторического процесса составляют исторические события
произошедшие или происходящие явления общественной жизни, которые оказали серьезное воздействие на жизнь людей.
История изучает факты, события и т.д.
Философия истории выявляет общие законы истории и определяет существенные взаимосвязи в истории.
Работа с альтернативным текстом стр. 146, прочитать, ответить на вопросы
Слайд 4К.Ясперс
«Картина всемирной истории и осознание ситуации в настоящем определяют друг
друга. Так же, как я вижу целостность прошлого, я познаю
и настоящее. Чем более глубоких пластов я достигаю в прошлом, тем интенсивнее я участвую в ходе событий настоящего. К чему я принадлежу, во имя чего я живу все это я узнаю в зеркале истории. »
Слайд 5В.О.Ключевский
Исторический процесс- это ход, успехи и условия человеческого общежития
или же человечества в его развитии и результатах
Ключевский Василий Осипович
(1841-1911).
Ученик С. М. Соловьева. За сочинение "Сказания иностранцев о Московском государстве" был награжден золотой медалью и оставлен на кафедре Московского университета. Магистерская диссертация была написана на тему "Древнерусские жития святых как исторический источник" и защищена в 1872 г. Позже появился целый ряд его работ по социальной истории России. От работ "государственников" их отличало стремление показать историю страны не как историю разработки и осуществления государственно-юридических актов, а как процесс развития сословий в их взаимоотношении друг с другом и с государством. Он был членом Государственного совета от Академии наук и российских университетов (с 1906).
Важнейшей работой Ключевского стал его "Курс лекций", изданный в начале 1900-х гг. Ему удалось не только составить его на серьезной научной основе, но и достигнуть художественного изображения нашей истории. "Курс" получил всемирное признание.
Слайд 6Н.М.Карамзин
Исторический процесс- «зерцало бытия и деятельности народов»
КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1766-1826)
знаменитый
русский литератор, историк, крупнейший представитель эпохи сентиментализма, реформатор русского языка,
издатель. Член масонской ложи.
Впечатления от поездок по Европе легли в основу будущих знаменитых «Писем русского путешественника». Эта повесть (1791-1792) появилась в «Московском журнале», который Н.М. Карамзин издавал сам. Он стал лидером течения сентиментализма, под влиянием которого трудились Жуковский, Пушкин и др.
В октябре 1803 г. Император Александр I назначает писателя официальным историографом. Написал важнейший труд «История государства Российского» (1816-1824) в 12 томах.
Слайд 7План
Типы социальной динамики.
Факторы изменения социума.
Участники исторического процесса.
Слайд 8Исторический процесс
Войны, революции, эпохи, поколения, смена моды, преобразования,
Переход от общества
собирателей к производящему обществу
Восстание И.Болотникова(1606-1607 гг)
Что объединяет всё вышеперечисленное?
Слайд 10Формы социальных изменений
эволюция
реформа
социальная революция
Слайд 11Задание в формате ЕГЭ
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальные
изменения». Дайте определение и составьте два предложения. В первом предложение
надо назвать формы социальных изменений. Во втором предложении-раскрыть смысл одной из форм.
Слайд 12Типы социальной динамики
Линейный тип
циклический тип
спиралевидный тип
Откройте учебник (п. 14 стр.137-138
) и дайте характеристику типам
Слайд 13Задание в формате ЕГЭ
Назовите и проиллюстрируйте примерами типы социальной динамики
Слайд 14Фактор - движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.
Что же движет
историческим процессом?
П.14 стр. 139-140 прочитайте и назовите факторы изменения социума,
дайте им краткую характеристику. Подумайте над примерами.
Слайд 16Кто творит историю?
Субъект - это носитель материальной и духовной деятельности, источник
активности, направленной на объект, тот, кто осуществляет деятельность
Слайд 17УЧАСТНИКИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
народ
социальные группы и общественные
организации
исторические личности
Слайд 18Работа в группах
1 группа доказывает, что главным субъектом исторического процесса
является народ (стр.141-142)
2 группа доказывает, что главным субъектом исторического процесса
являются социальные группы и общественные объединения (стр. 142-143)
3 группа доказывает, что главным субъектом исторического процесса являются исторические деятели (личности) (стр.143-144)
Слайд 19Народ – участник исторического процесса
Народ - исторически изменяющаяся общность людей,
включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения,
которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований.
Слайд 21А. Герцен: народ - консерватор по инстинкту, «он держится за
удручающий его быт, за тесные рамы, в которые он вколочен...
Чем народ дальше от движения истории, тем упорнее он держится за усвоенное, за знакомое. Он даже новое понимает только в старых одеждах... Как ни странно, но опыт показал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы».
Слайд 22
Н.А. Бердяев: народ не может не иметь демократических убеждений: «Народ
может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем
не демократически настроен...»
Слайд 23К. Ясперс: массу следует отличать от народа. «Народ сконструирован,
он
осознает себя в жизненных устоях, в своем
мышлении, традициях. Масса же лишена каких-либо отличительных свойств, традиций и т. д.»
X. Ортега-и-Гассет: «масса есть множество людей без особых достоинств»
Слайд 24Все смены режимов приходят к созданию новых элит
Элита, стоящая
у власти, склоняется к традиционализму и консерватизму
В современном обществе
на первом плане политическая элита
Слайд 25Историческая личность -
личность, деятельность которой оказывает существенное воздействие на
ход и исход крупных исторических событий.
Слайд 26Домашнее задание
1. П.14(пересказ)
2. составить план по теме «Исторический процесс и
его субъекты (участники)»
3. Проиллюстрировать примерами роль трех субъектов в историческом
процессе
( на каждый субъект по 3 подробных примера)
4. назовите факторы изменения социума, дайте им краткую характеристику. Подумайте над примерами.
Слайд 27Словарь урока
Исторический процесс - последовательная череда сменяющих друг друга событий,
в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
События - те
или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни.
Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений.
Социальное развитие - изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние.
Слайд 28Словарь урока
Циклический тип - тип развития, объединяющий процессы возникновения, расцвета
и распада социальных систем.
Спиралевидный тип - тип развития, связанный
с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего.
.
Слайд 29Словарь урока
Эволюция - это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в
другое без скачков и перерывов
Социальная революция - это коренной
качественный переворот во всей социальной структуре общества.
Социальная реформа - переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующего общественного строя.
Общественные объединения -- формирования граждан, основанные на добровольном участии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов.