Слайд 1РУСЬ НА РУБЕЖЕ X-XIII ВЕКОВ.
ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА.
Слайд 2Владимир Красное Солнышко…
Славный воитель, защитник Русской земли, могущественный князь, которому
служили доблестные богатыри Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич… Политический
деятель, который ввел в качестве государственной религии христианство… Многие историки считают, что период правления Владимира занимает особенное место в российской истории.
Слайд 3Г.В. Вернадский
«Обращение в христианскую веру – одна из наиболее важных
вех в истории русского народа. Это не было чисто религиозное
событие: христианство для Руси в это время означало более высокую цивилизацию».
Слайд 4Начало великого княжения
Святослав оставил в Киеве старшего сына Ярополка.
Второго сына
– Олега он отправил в землю древлянскую.
Тетьего сына – малолетнего
Владимира, кот орого ему родила ключница Ольги Малуша, с дядей его Добрынею отпустил в Новгород.
Сам Святослав отправился на Дунай. В 972 г., когда он с небольшим отрядом возвращался в Киев, печенеги предательски убили его у днепровских порогов.
Слайд 5После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за власть
– УСОБИЦА.
УСОБИЦА – разногласия, внутренняя вражда между князьями на Руси.
Победу
в этой борьбе с законными наследниками Святослава Олегом и Ярополком одержал Владимир Святославович.
Слайд 6В 979 году, вернувшись на Русь, Владимир сватался к Рогнеде
, дочери полоцкого князя Рогволда. Отказ Рогнеды привел к взятию
Полоцка, гибели князя Рогволда и насильному захвату Рогнеды в жены Владимира. Брат Рогнеды Добрыня стал одним из лучших воевод Владимира.
Слайд 7980-982 гг. - покорение вятичей;
984 г.- покорение радимичей, восстановление дани;
981
г.- столкновение с Польшей, отвоеваны города Перемышль и Червень;
Поход на
Волжскую Булгарию, заключение выгодного для торговли руссов договора;
Строительство четырех оборонительных рубежей от печенегов.
Слайд 8Богатырское время князя Владимира
Былина – древнерусские героико-патриотические песни-сказания о подвигах
богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веков, вид устного
народного творчества.
В былинах того времени много места уделено времени княжения Владимира…
Слайд 9
Как во стольном во граде да Киеве князь Владимир
наш, Красно Солнышко, принимал
гостей, да и гостьюшек…
Слайд 15Стольный Киев-град
«Матерь городов русских»
Слайд 16Причины принятия христианства на Руси
Итак, Владимир укрепил государство, восстановив его
в прежних пределах. Теперь нужно было укрепить власть князя на
всей территории Киевской Руси. Это можно было сделать с помощью религии.
Несмотря на несомненную общность религиозных представлений всех восточных славян, у отдельных племён они во многом различались. Объединение под властью Киева требовало замены различных племенных верований единой общегосударственной религией.
Слайд 17 Придя к власти, Владимир попытался укрепить языческую веру. По
его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были
поставлены идолы Перуна, Даждьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши. Перун выделялся серебряной головой и золотыми усами. Идолы были установлены не только в Киеве, но и в Новгороде, а возможно, и в других городах.
Слайд 18Укрепить язычество пантеоном главных богов, однако, не удалось. Славянские языческие
представления отнюдь не были похожи на греческие. Верховный бог не
воспринимался как повелитель и царь богов, как это было у греков с Зевсом. Если дружинник чтил в основном Перуна, то кузнец - Сварога, купец - Велеса. Заставить по-новому верить в старых богов было слишком трудно, а в прежнем своём виде язычество не устраивало княжескую власть, стремившуюся укрепить свой авторитет. По-видимому, этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к принципиально новой религии - единобожию.
Слайд 19Выбор веры
Причины:
Необходимость объединения племен в составе единого государства;
Необходимость укрепления княжеской
власти и оправдание социального неравенства;
Необходимость укрепления связей с другими государствами,
усиления международного авторитета Руси.
Слайд 21"Повесть временных лет" рассказывает, что в 986 г. в Киеве
появились представители всех трёх перечисленных стран, предлагая Владимиру принять их
веру. Ислам был отвергнут князем, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами папы римского. Проповедь же представителя византийской церкви произвела на князя самое благоприятное впечатление.
Слайд 22В Радзивилловской летописи рассказывается, что окончательно убедила князя Владимира сделать
выбор в пользу православного христианства беседа с греческим философом: «эта
вера нравы укрощает, семью и государство укрепляет, правителя возвышает, грехи прощает…».
Беседа с греческим философом
Слайд 23В 987 г. Русь и Византия начали переговоры о крещении.
Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II -
принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд направлен в Византию, мятеж подавлен, но греки не спешат выполнять условия договора о браке. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр Византийских владений в Крыму в Херсонес (Корсунь). Осада длилась несколько месяцев. Однажды в стан Владимира с осаждаемых стен была пущена стрела с запиской, в которой говорилось, что необходимо перекрыть водопровод. Ее писал священнослужитель Анастас.
Херсонес был взят и Владимир послал в Константинополь гонцов с требованием выдать за него Анну. В послании он обещал принять крещение. Здесь он его и принял, получив христианское имя - Василий. После этого он вернулся в Киев, взяв с собой иконы, церковную утварь и священников.
Слайд 24Крещение князя Владимира в Корсуне
Слайд 25Крещение Руси
В 988 году после принятия князем христианства, Владимир приказал
креститься жителям Киева и повелел уничтожить идолов языческих богов. Идолы
были повсеместно повержены и изрублены или сожжены. Киевский идол Перуна, которому еще вчера усердно поклонялись, привязали к конским хвостам и поволокли к реке, причем двенадцать княжеских дружинников крепко колотили его палками и громко поносили последними словами. Потом его столкнули в воду и сплавляли по Днепру, подталкивая баграми, вплоть до самых днепровских порогов, ниже которых его выбросило волнами на берег.
Слайд 27Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. Первую из
них - церковь святого Василия - он указал поставить на
холме, где прежде возвышалась изображение Перуна. В Киеве до сих пор в память крещения главную улицу называют Крещатиком.
Окрестив киевлян, Владимир приступил к крещению населения других княжеств Руси. Ходили миссионеры и приводили людей к Новой вере. Делать это было нелегко, возникали трудности, трения и конфликты. Процесс обращения в христианство занял на Руси около 100 лет.
Памятник Владимиру в Киеве
Слайд 28В течение немалого времени, преодолевая серьёзное сопротивление, проходила христианизация обширного
Киевского государства. Так, когда Добрыня и другой воевода Владимира, Путята,
явились в Новгород, собираясь крестить его жителей, те встретили их с оружием в руках, заявляя: "Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание". Заставить упорных язычников покориться удалось, лишь когда киевская рать подожгла несколько домов, грозя превратить весь деревянный город в огромный костёр. Новгородцы запросили мира. После этого Добрыня сокрушил языческих идолов и заставил их приверженцев креститься в Волхове. Сопротивлявшихся волокли к реке силой. Память о насильственном крещении новгородцев сохранилась в поговорке: "Путята крести мечом, а Добрыня огнём".
Слайд 29ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА
Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось
во всём - от повседневного пищевого рациона и приёмов земледелия
до международного положения страны.
Принятие христианства повлияло на развитие ремесла. Приёмы кладки стен и возведения куполов, камнерезного дела, а также мозаика, которые использовались при возведении и украшении церквей, были греками переданы русским мастерам.
Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Через посредничество Византии Русь прикоснулась к традициям античного мира.
Сразу после крещения Русь получила письменность на славянском языке, что способствовало распространению грамотности. В XI в. на Руси стали появляться первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Книги создавались и переписывались в монастырях, превращавшихся в культурные центры.
Слайд 30
ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА
Принятие христианства вело к значительному смягчению царивших
на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства
жён и рабов на тризнах, упорно боролась против работорговли и многоженства.
Христианство способствовало укреплению княжеской власти. Духовенство внушало населению и самим князьям, что на престол их сажает сам Бог. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, а от князя - осознания своей высокой ответственности.
Слайд 31ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА
Наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное
положение Киевской Руси. Вчерашняя варварская держава вошла теперь на равных
в семью европейских христианских народов, что проявилось в многочисленных династических браках, которые заключали русские князья в XI в. с королевскими домами Западной Европы.
Вне христианства невозможно представить себе и объединение различных восточнославянских племён в единый русский народ. До принятия христианства человек осознавал себя древлянином, тиверцем, кривичем. Став христианином, православным, он ощутил себя русским.