Слайд 2"Пока живы вера и память-
жив человек"
Слайд 3Какова роль
памяти в сохранении
преемственности поколений и
духовного
наследия человечества ?
Слайд 4Антуан де Сент-Экзюпери
Планета людей.
Военный летчик. Письмо заложнику.
… Когда мы
осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную,
тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что даёт смысл жизни, даёт смысл и смерти…
Слайд 5…Человек отходит с миром, когда смерть его естественна, когда где-нибудь
в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдает сыновьям
на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зерна …
Слайд 6…Однажды мне случилось стоять с тремя крестьянами у смертного ложа
их матери. Это было горько, что говорить. …Вторично развязывался узел,
соединявший поколение с поколением. Сыновьям вдруг стало одиноко, они себе показались неумелыми, беспомощными, больше не было того стола, за которым в праздник сходилась вся семья, того магнита, который их всех притягивал. А я видел, здесь не только рвутся связующие нити, но и вторично дается жизнь. Ибо каждый из сыновей в свой черед станет главою рода, патриархом, вокруг которого будет собираться семья, а когда настанет срок, и он в свой черед передаст бразды правления детишкам, что играют сейчас во дворе…
Слайд 7Старая крестьянка передала детям не только жизнь,
она их научила
родному
языку, доверила им богатство,
копившееся медленно, веками: духовное наследство,
что досталось ей на сохранение - скромный запас преданий,
понятий и верований, все, что отличает Ньютона и Шекспира
от первобытного дикаря
Слайд 8Так от поколения к поколению передается жизнь - медленно, как
растет дерево, - а с нею передается и сознание. Какое
поразительное восхождение!
Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды,
из чудом зародившейся живой клетки вышли мы - люди - и поднимались
все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия…
Слайд 9Ответьте на вопросы…
Почему человек перед смертью отдаёт на хранение
своим сыновьям нажитое? Какой смысл вложен в слова: «Человек умирает
лишь наполовину»?
Что чувствовали сыновья у смертного ложа их матери? Что передала старая крестьянка своим детям? В чём , по мнению автора, смысл жизни и смерти?
3. Как, по мнению автора, формируется духовное наследие? О каком восхождении говорит автор, что он имеет ввиду?
Слайд 10А.В. Суворов
А.С. Пушкин
С.П. Королёв
Слайд 12Я узнал, что…
Я понял, что…
Я научился…
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 13Дмитрий Сергеевич Лихачёв
« Память- преодоление времени, преодоление пространства. Память- основа
совести и нравственности, память- основа культуры. Хранить память, беречь память
– это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память- наше богатство. Память становится отчётливой силой, особенно во времена предельных испытаний, выпадающих на долю людей…»