Слайд 2Свои отношения с казаками государство строило по принципу военно-ленной системы.
Государство, владея землей наделяло землями казачьи войска при условии несения
ими воинской службы. Земля для казака и казачьей семьи — решающий фактор. Причем неважно на каком историческом этапе находилось хозяйство казака (естественные промыслы, такие как охота и рыболовство или же сельскохозяйственное производство). Войсковые земли представляли для казаков среду обитания.
Слайд 3Во второй половине XIX и начале XX веков казачество пребывало
в зените своей славы, в своем расцвете. Славы от подвигов,
в расцвете потому, что казачьи войска, их жизнь вошли в стабильное русло. Казачество владело огромными земельными наделами от Тихого Дона до Тихого океана. Казачество имело управление отличное от управления других губерний России. Имело казачество и самобытное местное самоуправление.
Слайд 4Включенное в систему общероссийской юрисдикции казачество сохранило присущие ему демократичность,
самобытную культуру, отличную от других. По уровню образованности казачьи области
были намного выше остальных губерний в Российской Империи.
Слайд 5Много говорят о привилегиях и льготах казачества. Действительно с точки
зрения русского мужика центральной губернии казачество пребывало в достатке. И
отчасти это так, казачья семья владела до 50 десятин земли, однако не выплачивала налоги государству в отличие от другой части населения. Но казаки платили главную повинность государству — военную, которая длилась практически всю жизнь.
Слайд 6Все русское общество делилось на сословия. Казачество в этом случае
не стало исключением, хотя если говорить о культурно-этнических процессах с
самого начала и до разгрома в нем проходили одновременно два процесса, определивших казачество как единственный и уникальный феномен в истории. С одной стороны государство всячески насаждало казачеству сословность. Определяло его как служивое сословие, все более и более выпячивая фактор сословности. Это давало государству возможность вмешиваться в жизнь казачьих войск, переселять и упразднять их. С другой стороны столь же сильными были этнические процессы. Обособление культурной сферы, которая формировалась под влиянием соседних народов. Так формировались обычное право, костюмы, культура, самосознание казаков.
Слайд 7Внутреннее убранству казачьей xaты. Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для
всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая
и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды, комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки».
Слайд 8Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный
костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего
сказалось влияние культуры кавказских народов.
Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я более перед богом за тебя не ответчик».
Слайд 11Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял
из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла
быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.
Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.
Слайд 12Папаха – головной убор донского
казака
Кубанка – головной убор кубанского
казака
Бурка
Казакин – у донских казаков
Бешмет – у терских и
кубанских
казаков
Башлык у донских казаков – серо-стального цвета, у кубанских – красного,
у терских – синего цвета.
Слайд 13Праздники у казаков
Святки Особенно масштабно казаки праздновали
Святки, они устраивали массовые гуляния, состязания на лошадях.
Девушки ночи посвящали гаданиям. С гаданиями у казачек были связаны почти все празднования. Они не упускали возможности опустить венок на Ивана Купала, покатать яблочко в яблочный спас, для того , чтобы узнать свою судьбу.
14 октября - Покров Пресвятой Богородицы.
Праздник казаков всех войск. Отмечается, как день Победы 5,3 тысячи казаков над 150-ю тысячами турок в конце сентября 1641 г. в крепости Азов.
Слайд 14Казачья пища. Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства,
рыбоводства, овощеводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился
с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.
На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.
В больших неразделенных семьях все продукты находились в ведении свекрови, которая выдавала их «дежурной» невестке... Пищу варили, как правило, в печи (зимой в доме, в кухне, летом - тоже в кухне или в летней печи во дворе): В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги».
Слайд 16Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам
казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали.
ЛЮБИ РОССИЮ, ИБО ОНА ТВОЯ МАТЬ, И НИЧТО В МИРЕ НЕ ЗАМЕНИТ ТЕБЕ ЕЁ
ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ
КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ
БОЖИИ!"
СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ
ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ
ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО
ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ
ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ
ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА
БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ
БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ
Казачьи заповеди
Слайд 17"Запорожские казаки турецкому султану! Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого
чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь.
Слайд 18Над презентацией работала:
Учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназии №2 г.Тосно»
Цыгикало
Наталья Васильевна