Слайд 1КРЕПОСТНОЕ ПРАВО I
VII класс
Слайд 2Понятие «Крепостное право» является ключевым для понимания особенностей социально-экономического развития
второй половины XVIII века. Однако, ни в одном из известных
автору презентации школьных учебников VII класса нет отдельной темы с такой формулировкой.
Еще одна сложность заключается в том, что современному семикласснику крайне сложно бывает объяснить (и это, конечно, хорошо) саму возможность внеэкономического принуждения.
Для преодоления подобных трудностей автор:
Во-первых, объединил материал отдельных тем курса: экономика, внутренняя политика Екатерины II, культура и быт II половины XVIII века.
Во-вторых, для усиления эффекта презентации отчасти пожертвовал исторической истиной. Например, в презентации не утоняется, что владельцы Кусково и Марфино не являются типичными представителями дворянского сословия; схемы первого урока намеренно упрощены и тд.
Слайд 3Цели изучения темы «Крепостное право»:
Актуализировать знания о феодальной зависимости в
России и Европе (VI, VII класс). Развить навыки сравнительного анализа.
Сформировать
представление об особенностях социально-экономического развития Российской империи во второй половине XVIII века.
Познакомить учащихся с бытом крестьянской и дворянской семьи.
Закрепить навыки работы с разными видами исторических источников: документами, народными пословицами и поговорками, жанровой живописью.
Сформировать ценностное отношение к праву человеческой личности на свободу.
Слайд 4План изучения темы «Крепостное право»:
Первый урок. Крепостное право.
Второй урок. Путешествие
в XVIII век (Влияние крепостного права на повседневную жизнь).
Третий урок.
Письменный опрос.
Слайд 5Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII
века на то, что мы изучали в VI классе? Как
изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком?
Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи?
Вопросы письменной работы:
Слайд 7План урока:
Феодальная зависимость в Европе и России: сравнительный анализ.
«Здесь барство
дикое…»(А.С. Пушкин).
Крестьянин XVIII века: един в трех лицах.
Слайд 8Феодальная зависимость в Европе и России (XVII и XVIII века):
сравнительный анализ.
Слайд 9Вспомните историю средневековой Европы и опишите в чем заключалась зависимость
крестьян от феодала?
Имели ли владельцы замка какие-либо обязанности по отношению
к крестьянам?
При ответе используйте схему.
Слайд 10ДЕРЕВНЯ
ЗАМОК
ОБРОК
БАРЩИНА
ЗЕМЛЯ
ЗАЩИТА
СУД
ФЕОДАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ:
Слайд 11Вспомните, как строились отношения между крестьянином и владельцем поместья по
Соборному уложению 1649 года?
Найдите общее в двух схемах.
Слайд 12СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ:
ОБРОК
БАРЩИНА
ОБЩИНА
КРЕСТЬЯНЕ:
ВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ
МОНАСТЫРСКИЕ
ЧЕРНОСОШНЫЕ
ПОМЕСТЬЕ
ИМУЩЕСТВО КРЕСТЬЯНИНА – СОБСТВЕННОСТЬ ПОМЕЩИКА
ЗЕМЛЕЙ ВЛАДЕЮТ ТОЛЬКО ТЕ, КТО
СЛУЖИТ
Слайд 13Прочитайте отрывки из книг современных историков, изучите схему и найдите
ответ на вопрос: Как изменилась жизнь в российской деревне по
сравнению с XVII веком?
Какие изменения произошли с повинностями крестьян, какие сословные привилегии появились у помещиков?
Слайд 14Рост городов, промышленности, внешней торговли втягивал помещичье хозяйство в рыночные
отношения. На юге страны, где выгодно стало производить хлеб на
продажу, помещики стремились расширить барскую запашку, сокращая крестьянские наделы. Увеличивалось и время, проводимое крестьянином на барщине. (На барщине находились в конце XVIII в. почти 54% всех крепостных, а в черноземных районах - до 90%). Обычно крестьяне работали на барщине 3-4 дня в неделю, но иногда - и все 6 дней.
В некоторых случаях (правда, до конца XVIII в. сравнительно редких) помещик совсем лишал крепостного надела и принуждал всю неделю работать на своем поле, снабжая его месячным довольствием. Такая форма зависимости стала называться месячиной. Месячина превращала крепостного в раба, полностью лишая его собственности.
Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века. http://1543.ru/history/
Слайд 15В нечерноземной полосе страны организация собственного земледельческого хозяйства была помещикам
невыгодна. Поэтому здесь преобладал денежный оброк. Размеры оброка выросли в
60 - 90-е гг. с 1-2 руб. до 5-10 руб. с ревизской души. Деньги для выплаты оброка крестьяне добывали, занимаясь отхожими промыслами, уходя на заработки: в плотничьи артели, в бурлаки, в извоз, на мануфактуры. Так нарушалась присущая крепостному хозяйству привязанность работника к земле.
Крепостное право оказывалось в противоречии с потребностями экономического развития страны.
Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века. http://1543.ru/history/
Слайд 16Приобретя в годы царствования Екатерины II огромные привилегии, закрепленные в
Жалованной грамоте дворянству, дворяне по праву назвали её время правления
«золотым веком».
Дворяне освобождались от телесных наказаний, не платили налогов, крепостные становились их собственностью.
Крестьян помещикам разрешалось продавать, отдавать в солдаты, ссылать на каторгу и в Сибирь. Даже за убийство крепостных помещика, обычно, не наказывали.
Постников Н.Д. Отечественная история. Учебное пособие. М., 2010.
Слайд 17ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ:
КРЕСТЬЯНЕ:
ПОМЕЩИЧЬИ
ДВОРЦОВЫЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ПОМЕСТЬЕ
ОБРОК ДО 10 РУБЛЕЙ В ГОД
БАРЩИНА ДО 6
ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ
КАПИТАЛИСТЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
КРЕСТЬЯНЕ-ОТХОДНИКИ
ДВОРЯНИН ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ СЛУЖБЫ
КРЕСТЬЯНЕ НА
МЕСЯЧИНЕ
Слайд 18«Здесь барство дикое…»(А.С. Пушкин).
Слайд 19Прочитайте типичный для того времени документ и ответьте, что стало
предметом сделки между Н.Г. Сипягиным и Я.М. Писемским?
Слайд 20«Лета тысяча семьсот шестидесятого, 19 декабря. Отставной капрал Никифор Гаврилович
Сипягин продал майору Якову Михеевичу Писемскому из деревни Глобенова крестьянских
дочерей, девок: Соломониду, Мавру, да Ульяну Ивановых дочерей, малолетних на вывоз. А взял я, Никифор, у него, Якова Писемского за тех проданных девок денег три рубли.
И вольно ему, Якову, и наследникам его теми девками с сей купчей владеть вечно, продать и заложить, и во всякие крепости учинить»
Анисимов Е.В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - первой половине XIX вв. - М., 1994.
Слайд 21Подумайте, что значит выражение «на вывоз»?
Как мог распорядиться майор Писемский
своей покупкой?
Можно ли сказать, что в основе сюжета картины Н.В
Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта.» лежат реальные события?
Дайте краткую характеристику героев живописного полотна.
Слайд 23Крестьянин XVIII века: един в трех лицах.
Слайд 24Что общего между положением крепостных крестьян в России XVIII века
и рабов Древнего мира.
Можно ли было среди крестьян XVIII века
отыскать будущих рабочих и предпринимателей?
Слайд 25= рабы
= феодально-зависимые крестьяне
= рабочие и предприниматели
Слайд 26Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII
века на то, что мы изучали в VI классе?
Что изменилось?
Как
изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком?
Используйте схему.
Слайд 28П. И. Ковалева
Т. В. Шлыкова
Судьба маленьких Соломониды, Мавры и
Ульяны не обязательно сложилась трагично… Звезды российской театральной сцены, подруги
Прасковья Ковалева и Татьяна Шлыкова тоже выросли в семьях крепостных. Талант и увлечение графа Шереметьева театром подарили им свободу. Однако для XVIII века случай это очень редкий.
Слайд 29Знакомство с жизнью дворянской усадьбы мы продолжим на следующем уроке
виртуальным путешествием в имение Шереметьевых.
Слайд 31Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII
века на то, что мы изучали в VI классе? Как
изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком?
Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи?
Вопросы письменной работы:
Слайд 32Как связаны между собой эти иллюстрации?
Слайд 33Курная изба. Карелия.
Псарня. Марфино.
Хозяйственная постройка. Кусково.
Чумной бунт
Емельян Пугачев
Слайд 34При Борисе Алексеевиче Голицыне в Марфино был возведен ряд усадебных
построек, от которых до наших дней сохранилась церковь Рождества Богородицы.
Церковь построил в 1701-1707 гг. крепостной архитектор Василий Белозеров. Немолодой мастер не мог точно рассчитать толщину стен и боялся обрушения барабана. Исправить ситуацию должны были несоразмерные колонны, заполнившие объем храма. По преданию, постройка Белозерова не понравилась Голицыну, и мастер был насмерть забит кнутом. Похоронен он неподалеку от построенной им церкви.
Вернемся в Марфино…
Слайд 35Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции
Купол собора Санта
Мария дель Фьоре во Флоренции спроектировал и построил архитектор Филиппо
Брунеллески в 1420 – 1436 гг. Блестящий инженер и математик применил новаторское решение (два купола вставленных друг в друга), что позволило обойтись без внешних конструкций. По преданию, друзья были уверены, что купол рухнет и просили Филиппо заранее уехать из города. Однако Брунеллески их не послушал и, наоборот, стоял при открытии церкви прямо под куполом. Свободный человек, он верил своим расчетам и ничего не боялся.
Слайд 36Список литературы:
Анисимов Е.В., Каменский А. Б. Россия в XVIII -
первой половине XIX вв. - М., 1994.
Данилов А.А. Косулина Л.Г.
История России. Конец XVI – XVIII век. М.,2005.
Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века. http://1543.ru/history/
Милов Л. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/milov/01_9.php
Очерки русской культуры XVIII века. 1 ч. М., 1985
Постников Н.Д. Отечественная история. Учебное пособие. М., 2010.
Векторные изображения «Русская архитектура». Электронное приложение к журналу «Преподавание истории в школе». http://pish.ru/application/category/onlyapplication
http://www.kuskovo.ru/
http://marfino.narod.ru/
http://ru.wikipedia.org
http://kizhi.karelia.ru/journey/
http://dic.academic.ru/
Фото автора.
Слайд 38
ВИНОГРАДОВА Марина Викторовна
ГИМНАЗИЯ №9 ХИМКИ