Разделы презентаций


Крепостное право

Содержание

Понятие «Крепостное право» является ключевым для понимания особенностей социально-экономического развития второй половины XVIII века. Однако, ни в одном из известных автору презентации школьных учебников VII класса нет отдельной темы с такой

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1КРЕПОСТНОЕ ПРАВО I
VII класс

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО I VII класс

Слайд 2Понятие «Крепостное право» является ключевым для понимания особенностей социально-экономического развития

второй половины XVIII века. Однако, ни в одном из известных

автору презентации школьных учебников VII класса нет отдельной темы с такой формулировкой.
Еще одна сложность заключается в том, что современному семикласснику крайне сложно бывает объяснить (и это, конечно, хорошо) саму возможность внеэкономического принуждения.
Для преодоления подобных трудностей автор:
Во-первых, объединил материал отдельных тем курса: экономика, внутренняя политика Екатерины II, культура и быт II половины XVIII века.
Во-вторых, для усиления эффекта презентации отчасти пожертвовал исторической истиной. Например, в презентации не утоняется, что владельцы Кусково и Марфино не являются типичными представителями дворянского сословия; схемы первого урока намеренно упрощены и тд.
Понятие «Крепостное право» является ключевым для понимания особенностей социально-экономического развития второй половины XVIII века. Однако, ни в

Слайд 3Цели изучения темы «Крепостное право»:
Актуализировать знания о феодальной зависимости в

России и Европе (VI, VII класс). Развить навыки сравнительного анализа.
Сформировать

представление об особенностях социально-экономического развития Российской империи во второй половине XVIII века.
Познакомить учащихся с бытом крестьянской и дворянской семьи.
Закрепить навыки работы с разными видами исторических источников: документами, народными пословицами и поговорками, жанровой живописью.
Сформировать ценностное отношение к праву человеческой личности на свободу.
Цели изучения темы «Крепостное право»:Актуализировать знания о феодальной зависимости в России и Европе (VI, VII класс). Развить

Слайд 4План изучения темы «Крепостное право»:
Первый урок. Крепостное право.
Второй урок. Путешествие

в XVIII век (Влияние крепостного права на повседневную жизнь).
Третий урок.

Письменный опрос.
План изучения темы «Крепостное право»:Первый урок. Крепостное право.Второй урок. Путешествие в XVIII век (Влияние крепостного права на

Слайд 5Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII

века на то, что мы изучали в VI классе? Как

изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком?
Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи?

Вопросы письменной работы:

Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в

Слайд 6Крепостное право
ПЕРВЫЙ УРОК

Крепостное правоПЕРВЫЙ УРОК

Слайд 7План урока:
Феодальная зависимость в Европе и России: сравнительный анализ.
«Здесь барство

дикое…»(А.С. Пушкин).
Крестьянин XVIII века: един в трех лицах.

План урока:Феодальная зависимость в Европе и России: сравнительный анализ.«Здесь барство дикое…»(А.С. Пушкин). Крестьянин XVIII века: един в

Слайд 8Феодальная зависимость в Европе и России (XVII и XVIII века):

сравнительный анализ.

Феодальная зависимость в Европе и России (XVII и XVIII века): сравнительный анализ.

Слайд 9Вспомните историю средневековой Европы и опишите в чем заключалась зависимость

крестьян от феодала?
Имели ли владельцы замка какие-либо обязанности по отношению

к крестьянам?
При ответе используйте схему.
Вспомните историю средневековой Европы и опишите в чем заключалась зависимость крестьян от феодала?Имели ли владельцы замка какие-либо

Слайд 10ДЕРЕВНЯ
ЗАМОК
ОБРОК
БАРЩИНА
ЗЕМЛЯ
ЗАЩИТА
СУД
ФЕОДАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ:

ДЕРЕВНЯЗАМОКОБРОКБАРЩИНАЗЕМЛЯЗАЩИТАСУДФЕОДАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ:

Слайд 11Вспомните, как строились отношения между крестьянином и владельцем поместья по

Соборному уложению 1649 года?
Найдите общее в двух схемах.

Вспомните, как строились отношения между крестьянином и владельцем поместья по Соборному уложению 1649 года?Найдите общее в двух

Слайд 12СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ:
ОБРОК

БАРЩИНА
ОБЩИНА
КРЕСТЬЯНЕ:
ВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ
МОНАСТЫРСКИЕ
ЧЕРНОСОШНЫЕ
ПОМЕСТЬЕ
ИМУЩЕСТВО КРЕСТЬЯНИНА – СОБСТВЕННОСТЬ ПОМЕЩИКА
ЗЕМЛЕЙ ВЛАДЕЮТ ТОЛЬКО ТЕ, КТО

СЛУЖИТ

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ:ОБРОКБАРЩИНАОБЩИНАКРЕСТЬЯНЕ:ВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕМОНАСТЫРСКИЕЧЕРНОСОШНЫЕПОМЕСТЬЕИМУЩЕСТВО КРЕСТЬЯНИНА – СОБСТВЕННОСТЬ ПОМЕЩИКАЗЕМЛЕЙ ВЛАДЕЮТ ТОЛЬКО ТЕ, КТО СЛУЖИТ

Слайд 13Прочитайте отрывки из книг современных историков, изучите схему и найдите

ответ на вопрос: Как изменилась жизнь в российской деревне по

сравнению с XVII веком?
Какие изменения произошли с повинностями крестьян, какие сословные привилегии появились у помещиков?
Прочитайте отрывки из книг современных историков, изучите схему и найдите ответ на вопрос: Как изменилась жизнь в

Слайд 14Рост городов, промышленности, внешней торговли втягивал помещичье хозяйство в рыночные

отношения. На юге страны, где выгодно стало производить хлеб на

продажу, помещики стремились расширить барскую запашку, сокращая крестьянские наделы. Увеличивалось и время, проводимое крестьянином на барщине. (На барщине находились в конце XVIII в. почти 54% всех крепостных, а в черноземных районах - до 90%). Обычно крестьяне работали на барщине 3-4 дня в неделю, но иногда - и все 6 дней.
В некоторых случаях (правда, до конца XVIII в. сравнительно редких) помещик совсем лишал крепостного надела и принуждал всю неделю работать на своем поле, снабжая его месячным довольствием. Такая форма зависимости стала называться месячиной. Месячина превращала крепостного в раба, полностью лишая его собственности.
Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века. http://1543.ru/history/
Рост городов, промышленности, внешней торговли втягивал помещичье хозяйство в рыночные отношения. На юге страны, где выгодно стало

Слайд 15В нечерноземной полосе страны организация собственного земледельческого хозяйства была помещикам

невыгодна. Поэтому здесь преобладал денежный оброк. Размеры оброка выросли в

60 - 90-е гг. с 1-2 руб. до 5-10 руб. с ревизской души. Деньги для выплаты оброка крестьяне добывали, занимаясь отхожими промыслами, уходя на заработки: в плотничьи артели, в бурлаки, в извоз, на мануфактуры. Так нарушалась присущая крепостному хозяйству привязанность работника к земле.
Крепостное право оказывалось в противоречии с потребностями экономического развития страны.
Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века. http://1543.ru/history/
В нечерноземной полосе страны организация собственного земледельческого хозяйства была помещикам невыгодна. Поэтому здесь преобладал денежный оброк. Размеры

Слайд 16Приобретя в годы царствования Екатерины II огромные привилегии, закрепленные в

Жалованной грамоте дворянству, дворяне по праву назвали её время правления

«золотым веком».
Дворяне освобождались от телесных наказаний, не платили налогов, крепостные становились их собственностью.
Крестьян помещикам разрешалось продавать, отдавать в солдаты, ссылать на каторгу и в Сибирь. Даже за убийство крепостных помещика, обычно, не наказывали.
Постников Н.Д. Отечественная история. Учебное пособие. М., 2010.
Приобретя в годы царствования Екатерины II огромные привилегии, закрепленные в Жалованной грамоте дворянству, дворяне по праву назвали

Слайд 17ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ:
КРЕСТЬЯНЕ:
ПОМЕЩИЧЬИ
ДВОРЦОВЫЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ПОМЕСТЬЕ
ОБРОК ДО 10 РУБЛЕЙ В ГОД
БАРЩИНА ДО 6

ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ
КАПИТАЛИСТЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
КРЕСТЬЯНЕ-ОТХОДНИКИ
ДВОРЯНИН ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ СЛУЖБЫ
КРЕСТЬЯНЕ НА

МЕСЯЧИНЕ
ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ:КРЕСТЬЯНЕ:ПОМЕЩИЧЬИДВОРЦОВЫЕЭКОНОМИЧЕСКИЕГОСУДАРСТВЕННЫЕПОМЕСТЬЕОБРОК ДО 10 РУБЛЕЙ В ГОДБАРЩИНА ДО 6 ДНЕЙ В НЕДЕЛЮКАПИТАЛИСТЫЕ КРЕСТЬЯНЕ КРЕСТЬЯНЕ-ОТХОДНИКИДВОРЯНИН ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ

Слайд 18«Здесь барство дикое…»(А.С. Пушкин).

«Здесь барство дикое…»(А.С. Пушкин).

Слайд 19Прочитайте типичный для того времени документ и ответьте, что стало

предметом сделки между Н.Г. Сипягиным и Я.М. Писемским?

Прочитайте типичный для того времени документ и ответьте, что стало предметом сделки между Н.Г. Сипягиным и Я.М.

Слайд 20«Лета тысяча семьсот шестидесятого, 19 декабря. Отставной капрал Никифор Гаврилович

Сипягин продал майору Якову Михеевичу Писемскому из деревни Глобенова крестьянских

дочерей, девок: Соломониду, Мавру, да Ульяну Ивановых дочерей, малолетних на вывоз. А взял я, Никифор, у него, Якова Писемского за тех проданных девок денег три рубли.
И вольно ему, Якову, и наследникам его теми девками с сей купчей владеть вечно, продать и заложить, и во всякие крепости учинить»
Анисимов Е.В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - первой половине XIX вв. - М., 1994.
«Лета тысяча семьсот шестидесятого, 19 декабря. Отставной капрал Никифор Гаврилович Сипягин продал майору Якову Михеевичу Писемскому из

Слайд 21Подумайте, что значит выражение «на вывоз»?
Как мог распорядиться майор Писемский

своей покупкой?
Можно ли сказать, что в основе сюжета картины Н.В

Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта.» лежат реальные события?
Дайте краткую характеристику героев живописного полотна.
Подумайте, что значит выражение «на вывоз»?Как мог распорядиться майор Писемский своей покупкой?Можно ли сказать, что в основе

Слайд 23Крестьянин XVIII века: един в трех лицах.

Крестьянин XVIII века: един в трех лицах.

Слайд 24Что общего между положением крепостных крестьян в России XVIII века

и рабов Древнего мира.
Можно ли было среди крестьян XVIII века

отыскать будущих рабочих и предпринимателей?
Что общего между положением крепостных крестьян в России XVIII века и рабов Древнего мира.Можно ли было среди

Слайд 25= рабы
= феодально-зависимые крестьяне
= рабочие и предприниматели

= рабы= феодально-зависимые крестьяне= рабочие и предприниматели

Слайд 26Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII

века на то, что мы изучали в VI классе?
Что изменилось?
Как

изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком?
Используйте схему.
Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в

Слайд 28П. И. Ковалева
Т. В. Шлыкова
Судьба маленьких Соломониды, Мавры и

Ульяны не обязательно сложилась трагично… Звезды российской театральной сцены, подруги

Прасковья Ковалева и Татьяна Шлыкова тоже выросли в семьях крепостных. Талант и увлечение графа Шереметьева театром подарили им свободу. Однако для XVIII века случай это очень редкий.
П. И. КовалеваТ. В. Шлыкова Судьба маленьких Соломониды, Мавры и Ульяны не обязательно сложилась трагично… Звезды российской

Слайд 29Знакомство с жизнью дворянской усадьбы мы продолжим на следующем уроке

виртуальным путешествием в имение Шереметьевых.

Знакомство с жизнью дворянской усадьбы мы продолжим на следующем уроке виртуальным путешествием в имение Шереметьевых.

Слайд 30Урок опроса
ТРЕТИЙ УРОК

Урок опросаТРЕТИЙ УРОК

Слайд 31Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII

века на то, что мы изучали в VI классе? Как

изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком?
Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи?

Вопросы письменной работы:

Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в

Слайд 32Как связаны между собой эти иллюстрации?

Как связаны между собой эти иллюстрации?

Слайд 33Курная изба. Карелия.
Псарня. Марфино.
Хозяйственная постройка. Кусково.
Чумной бунт
Емельян Пугачев

Курная изба. Карелия.Псарня. Марфино.Хозяйственная постройка. Кусково.Чумной бунтЕмельян Пугачев

Слайд 34При Борисе Алексеевиче Голицыне в Марфино был возведен ряд усадебных

построек, от которых до наших дней сохранилась церковь Рождества Богородицы.

Церковь построил в 1701-1707 гг. крепостной архитектор Василий Белозеров. Немолодой мастер не мог точно рассчитать толщину стен и боялся обрушения барабана. Исправить ситуацию должны были несоразмерные колонны, заполнившие объем храма. По преданию, постройка Белозерова не понравилась Голицыну, и мастер был насмерть забит кнутом. Похоронен он неподалеку от построенной им церкви.

Вернемся в Марфино…

При Борисе Алексеевиче Голицыне в Марфино был возведен ряд усадебных построек, от которых до наших дней сохранилась

Слайд 35Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции
Купол собора Санта

Мария дель Фьоре во Флоренции спроектировал и построил архитектор Филиппо

Брунеллески в 1420 – 1436 гг. Блестящий инженер и математик применил новаторское решение (два купола вставленных друг в друга), что позволило обойтись без внешних конструкций. По преданию, друзья были уверены, что купол рухнет и просили Филиппо заранее уехать из города. Однако Брунеллески их не послушал и, наоборот, стоял при открытии церкви прямо под куполом. Свободный человек, он верил своим расчетам и ничего не боялся.
Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции спроектировал и

Слайд 36Список литературы:
Анисимов Е.В., Каменский А. Б. Россия в XVIII -

первой половине XIX вв. - М., 1994.
Данилов А.А. Косулина Л.Г.

История России. Конец XVI – XVIII век. М.,2005.
Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века. http://1543.ru/history/
Милов Л. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/milov/01_9.php
Очерки русской культуры XVIII века. 1 ч. М., 1985
Постников Н.Д. Отечественная история. Учебное пособие. М., 2010.
Векторные изображения «Русская архитектура». Электронное приложение к журналу «Преподавание истории в школе». http://pish.ru/application/category/onlyapplication
http://www.kuskovo.ru/
http://marfino.narod.ru/
http://ru.wikipedia.org
http://kizhi.karelia.ru/journey/
http://dic.academic.ru/
Фото автора.
Список литературы:Анисимов Е.В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - первой половине XIX вв. - М., 1994.Данилов

Слайд 38 ВИНОГРАДОВА Марина Викторовна ГИМНАЗИЯ №9 ХИМКИ

ВИНОГРАДОВА Марина Викторовна ГИМНАЗИЯ №9 ХИМКИ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика