Слайд 1Культура и быт XIV -XV вв.
Урок по истории России.
10
класс.
(Учитель истории
Староатлашской СОШ
Старокулаткинского района
Ульяновской области
Муслимова Г. К.
)
Слайд 2Цели:
Познакомить учащихся с основными достижениями, памятниками, образцами русской культуры XIV-XV
вв.;
Объяснить, что создание этих памятников – великий подвиг народа;
Учить анализировать
основные направления русской культуры XIV - XV вв.
Способствовать формированию бережного отношения к памятникам культуры.
Слайд 3Литература:
История России с древнейших времен до к. XVII в. Учебник
для 10 кл. П.р. А. Н. Сахарова. М. 2005.
Кацва Л.
А., Юрганов А. Л.. История России 8 – 15 вв.: учебник для 8 кл. М. 1995.
Методическое пособие по истории СССР 8 кл. П. р. А. А. Преображенского. М. «Просвещение» 1989.
История России с древнейших времен до к. XVII в. По учебнику А. Н. Сахарова. Составитель Н. С. Кочетков. Волгоград. 2004.
Слайд 4Основные понятия:
Культура – материальные и духовные достижения человечества.
Фольклор – устное
народное творчество (былины, песни, пословицы, поговорки, сказки).
Архитектура – искусство строить
и украшать здания.
Слайд 5План урока:
Фронтальная беседа.
Характерные черты эпохи.
Фольклор (былины, сказания, песни)
Литература.
Архитектура.
Живопись.
Быт и
нравы.
Слайд 6Фронтальная беседа:
Что было нового в историческом развитии России в XIV
- XV вв.?
Как развивалось хозяйство страны в указанный период?
Какие перемены
происходили в политическом строе?
Какие земли присоединены?
Слайд 7Характерные черты эпохи:
Раздробленность (появление местных культурных центров).
Ордынское иго (страшный урон
культурным ценностям, упадок культуры)
Слайд 8Фольклор
Устное народное творчество – былины, песни, пословицы,
поговорки, сказки, заговоры, обрядовая поэзия – отразило представления русских людей
о своем прошлом, окружающем мире.
Слайд 9Былины
О Владимире Красном Солнышко, в образе которого
угадываются черты двух великих русских князей: Владимира Святославича и Владимира
Мономаха, о богатырях земли русской, об исторических событиях.
Слайд 10Сказания
О битве на Калке , о разорении
Рязани Батыем, о Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, о Куликовской
битве, о Дмитрии Донском и Сергии Радонежском.
Слайд 11Литература
«Житие святого Александра Невского».
Его герой – идеальный
правитель, подобный библейским и римским героям: лицом подобен Иосифу, силой
Самсону, премудростью Соломону, храбростью римского императору – Веспасиану.
Слайд 12Борьба за свободу против захватчиков – главная тема литературы после
Батыева нашествия
«Повесть о Меркурии Смоленском».
Легендарный юноша
Меркурий жертвует собой ради спасения родного города. Он убивает много врагов, отгоняет вражьи полчища от Смоленска. В конце сражения ему отсекают голову. С отсеченной головой он подходит к спасенному городу и умирает.
Слайд 13Литературный отклик
на Куликовскую битву.
«Задонщина». Автор , Сафоний Рязанец, рассматривает
события 1380 года как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со
степными кочевниками.
«Сказание о Мамаевом побоище». Автор поэтически описывает саму битву: «И ставшимся обемя войскома, крепко бьющемуся и грозно вельми; и под коньскыми ногами умирающе, от великия тесноты задыхахуся, яко не мощно бе вместитися на поле Куликове»
Слайд 14Задание. Расскажите об особенностях художественного отражения Куликовской битвы в литературных
произведениях.
Слайд 15Зодчество
Преобладало деревянное зодчество. Возведение деревянных
построек – изб и хором, часовен и церквей возобновилось после
монгольского нашествия довольно быстро.
Слайд 16Каменное строительство , появившееся в разных городах Северо-Восточной Руси, свидетельствовало
о восстановлении архитектурного мастерства.
Слайд 17Живопись
Русская живопись 14-15 вв. испытала невиданный расцвет.
В искусство проникают представления о реальном человеке и ценности человеческой
личности. Страдания распятого Христа, переживания Богоматери, образы святых и праведников стали средством передачи человеческих чувств. Божественное становилось понятным: в живописи раскрывались не только религиозные символы, но и психологические переживания изображенных людей.
Слайд 18Феофан Грек
Фрески Феофана изображали традиционные библейские сюжеты. Художник
нарушил прежние обычаи изображения людей и ангелов. На феофановских фресках
святые предстают перед зрителем полными внутреннего движения и драматизма. На их лицах читается мука, душевная неуравновешенность, сомнение, стремление к совершенству, к Богу.
Слайд 19Андрей Рублев
Новая ступень в средневековом искусстве связана с
именем А. Рублева. Его называют основоположником русского Возрождения. В начале
XV в. Рублев создает икону «Троица», ставшую надолго предметом восхищения и подражания.
Слайд 20«Троица». Вопрос: «Какое впечатление производит это произведение?»
На иконе изображены одухотворенные фигуры трех прекрасных юных ангелов.
Они олицетворяли единство трех божественных начал: Бога- Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Икона как бы дышит умиротворенным покоем, внутренней сосредоточенностью, отрешенностью от всего суетного. Светлые тона одежд ангелов подчеркивают сдержанную торжественность в изображении тех, кто размышляет о Мире и Добре.
Слайд 21Быт и нравы.
И простолюдины, и знать жили в
постройках срубного типа, топившихся по-черному. Жилище богатого человека было просторнее
крестьянской избы, иногда имело 2-3 этажа. Окна в хоромах знати были слюдяными, в бедных домах – затягивались бычьим пузырем.
Слайд 22Пища
Основой пищи оставался хлеб. Из пшеничной муки
выпекали калачи, пироги. Каши распространены были всевозможные: гречневая, овсяная, пшенная.
Пили хлебный квас и ячменное пиво, морсы. Употребляли репу, грибы, мясо, рыбу. Сахара не было, употребляли мед. Готовили соленья и маринады.
Слайд 23Посуда
Посуда, употреблявшаяся в богатых и бедных домах,
чаще всего не различалось по форме. Ложки и миски, чашки
и кувшины изготовлялись с соблюдением одних тех же традиций. Но если в боярских домах они были серебряными или оловянными, то у бедноты – глиняными да деревянными.
Слайд 24Одежда и обувь.
Одежда горожан и крестьян была похожей.
Основу мужского костюма составляли рубаха и порты. На голову зимой
надевали шапку, летом – войлочные шляпы, горожане- колпаки. Обувались крестьяне в лапти, горожане – в кожаную обувь. Поверх рубахи носили плащи, зимой - шубы. Простолюдин носил домотканую одежду, боярин – из сукна, бархата, атласа, парчи
Слайд 25Закрепление
Определите, что было основным содержанием русской культуры XIV -
XV вв.
Феофан Грек , Андрей Рублев – религиозные люди, их
искусство носит религиозную форму, но он поднимет человека, заставляет думать, чувствовать, освобождает его мысль. Почему?
Слайд 26«Из всех периодов истории культуры именно 14-15 вв. являются особенно
важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса созданная единого государства
и возрождение культуры. В дальнейшем этот процесс, несмотря на многочисленные кризисные моменты, уже более не прерывался ,а лишь приобретал новые черты». Д. С. Лихачев.
Слайд 27Задание на дом:
Параграф 24, ответить на вопросы учебника, подготовить сообщения
о шедеврах культуры XIV – XV вв.