Разделы презентаций


Культура и быт XIV -XV вв. 10 класс

Содержание

Цели:Познакомить учащихся с основными достижениями, памятниками, образцами русской культуры XIV-XV вв.;Объяснить, что создание этих памятников – великий подвиг народа;Учить анализировать основные направления русской культуры XIV - XV вв.Способствовать формированию бережного отношения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Культура и быт XIV -XV вв.
Урок по истории России.
10

класс.
(Учитель истории
Староатлашской СОШ
Старокулаткинского района
Ульяновской области
Муслимова Г. К.

)
Культура и быт XIV -XV вв.Урок по истории России. 10 класс.(Учитель истории Староатлашской СОШ Старокулаткинского района Ульяновской

Слайд 2Цели:
Познакомить учащихся с основными достижениями, памятниками, образцами русской культуры XIV-XV

вв.;
Объяснить, что создание этих памятников – великий подвиг народа;
Учить анализировать

основные направления русской культуры XIV - XV вв.
Способствовать формированию бережного отношения к памятникам культуры.

Цели:Познакомить учащихся с основными достижениями, памятниками, образцами русской культуры XIV-XV вв.;Объяснить, что создание этих памятников – великий

Слайд 3Литература:
История России с древнейших времен до к. XVII в. Учебник

для 10 кл. П.р. А. Н. Сахарова. М. 2005.
Кацва Л.

А., Юрганов А. Л.. История России 8 – 15 вв.: учебник для 8 кл. М. 1995.
Методическое пособие по истории СССР 8 кл. П. р. А. А. Преображенского. М. «Просвещение» 1989.
История России с древнейших времен до к. XVII в. По учебнику А. Н. Сахарова. Составитель Н. С. Кочетков. Волгоград. 2004.

Литература:История России с древнейших времен до к. XVII в. Учебник для 10 кл. П.р. А. Н. Сахарова.

Слайд 4Основные понятия:
Культура – материальные и духовные достижения человечества.
Фольклор – устное

народное творчество (былины, песни, пословицы, поговорки, сказки).
Архитектура – искусство строить

и украшать здания.
Основные понятия:Культура – материальные и духовные достижения человечества.Фольклор – устное народное творчество (былины, песни, пословицы, поговорки, сказки).Архитектура

Слайд 5План урока:
Фронтальная беседа.
Характерные черты эпохи.
Фольклор (былины, сказания, песни)
Литература.
Архитектура.
Живопись.
Быт и

нравы.

План урока:Фронтальная беседа.Характерные черты эпохи.Фольклор (былины, сказания, песни)Литература. Архитектура.Живопись.Быт и нравы.

Слайд 6Фронтальная беседа:
Что было нового в историческом развитии России в XIV

- XV вв.?
Как развивалось хозяйство страны в указанный период?
Какие перемены

происходили в политическом строе?
Какие земли присоединены?
Фронтальная беседа:Что было нового в историческом развитии России в XIV - XV вв.?Как развивалось хозяйство страны в

Слайд 7Характерные черты эпохи:
Раздробленность (появление местных культурных центров).
Ордынское иго (страшный урон

культурным ценностям, упадок культуры)

Характерные черты эпохи:Раздробленность (появление местных культурных центров).Ордынское иго (страшный урон культурным ценностям, упадок культуры)

Слайд 8Фольклор
Устное народное творчество – былины, песни, пословицы,

поговорки, сказки, заговоры, обрядовая поэзия – отразило представления русских людей

о своем прошлом, окружающем мире.
Фольклор  Устное народное творчество – былины, песни, пословицы, поговорки, сказки, заговоры, обрядовая поэзия – отразило представления

Слайд 9Былины
О Владимире Красном Солнышко, в образе которого

угадываются черты двух великих русских князей: Владимира Святославича и Владимира

Мономаха, о богатырях земли русской, об исторических событиях.
Былины  О Владимире Красном Солнышко, в образе которого угадываются черты двух великих русских князей: Владимира Святославича

Слайд 10Сказания
О битве на Калке , о разорении

Рязани Батыем, о Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, о Куликовской

битве, о Дмитрии Донском и Сергии Радонежском.
Сказания   О битве на Калке , о разорении Рязани Батыем, о Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска

Слайд 11Литература
«Житие святого Александра Невского».
Его герой – идеальный

правитель, подобный библейским и римским героям: лицом подобен Иосифу, силой

Самсону, премудростью Соломону, храбростью римского императору – Веспасиану.
Литература «Житие святого Александра Невского».  Его герой – идеальный правитель, подобный библейским и римским героям: лицом

Слайд 12Борьба за свободу против захватчиков – главная тема литературы после

Батыева нашествия
«Повесть о Меркурии Смоленском».
Легендарный юноша

Меркурий жертвует собой ради спасения родного города. Он убивает много врагов, отгоняет вражьи полчища от Смоленска. В конце сражения ему отсекают голову. С отсеченной головой он подходит к спасенному городу и умирает.
Борьба за свободу против захватчиков – главная тема литературы после Батыева нашествия  «Повесть о Меркурии Смоленском».

Слайд 13Литературный отклик на Куликовскую битву.
«Задонщина». Автор , Сафоний Рязанец, рассматривает

события 1380 года как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со

степными кочевниками.
«Сказание о Мамаевом побоище». Автор поэтически описывает саму битву: «И ставшимся обемя войскома, крепко бьющемуся и грозно вельми; и под коньскыми ногами умирающе, от великия тесноты задыхахуся, яко не мощно бе вместитися на поле Куликове»
Литературный отклик  на Куликовскую битву.«Задонщина». Автор , Сафоний Рязанец, рассматривает события 1380 года как прямое продолжение

Слайд 14Задание. Расскажите об особенностях художественного отражения Куликовской битвы в литературных

произведениях.

Задание. Расскажите об особенностях художественного отражения Куликовской битвы в литературных произведениях.

Слайд 15Зодчество

Преобладало деревянное зодчество. Возведение деревянных

построек – изб и хором, часовен и церквей возобновилось после

монгольского нашествия довольно быстро.
Зодчество     Преобладало деревянное зодчество. Возведение деревянных построек – изб и хором, часовен и

Слайд 16Каменное строительство , появившееся в разных городах Северо-Восточной Руси, свидетельствовало

о восстановлении архитектурного мастерства.

Каменное строительство , появившееся в разных городах Северо-Восточной Руси, свидетельствовало о восстановлении архитектурного мастерства.

Слайд 17Живопись
Русская живопись 14-15 вв. испытала невиданный расцвет.

В искусство проникают представления о реальном человеке и ценности человеческой

личности. Страдания распятого Христа, переживания Богоматери, образы святых и праведников стали средством передачи человеческих чувств. Божественное становилось понятным: в живописи раскрывались не только религиозные символы, но и психологические переживания изображенных людей.
Живопись   Русская живопись 14-15 вв. испытала невиданный расцвет. В искусство проникают представления о реальном человеке

Слайд 18Феофан Грек
Фрески Феофана изображали традиционные библейские сюжеты. Художник

нарушил прежние обычаи изображения людей и ангелов. На феофановских фресках

святые предстают перед зрителем полными внутреннего движения и драматизма. На их лицах читается мука, душевная неуравновешенность, сомнение, стремление к совершенству, к Богу.
Феофан Грек  Фрески Феофана изображали традиционные библейские сюжеты. Художник нарушил прежние обычаи изображения людей и ангелов.

Слайд 19Андрей Рублев
Новая ступень в средневековом искусстве связана с

именем А. Рублева. Его называют основоположником русского Возрождения. В начале

XV в. Рублев создает икону «Троица», ставшую надолго предметом восхищения и подражания.
Андрей Рублев  Новая ступень в средневековом искусстве связана с именем А. Рублева. Его называют основоположником русского

Слайд 20«Троица». Вопрос: «Какое впечатление производит это произведение?»

На иконе изображены одухотворенные фигуры трех прекрасных юных ангелов.

Они олицетворяли единство трех божественных начал: Бога- Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Икона как бы дышит умиротворенным покоем, внутренней сосредоточенностью, отрешенностью от всего суетного. Светлые тона одежд ангелов подчеркивают сдержанную торжественность в изображении тех, кто размышляет о Мире и Добре.
«Троица». Вопрос: «Какое впечатление производит это произведение?»     На иконе изображены одухотворенные фигуры трех

Слайд 21Быт и нравы.
И простолюдины, и знать жили в

постройках срубного типа, топившихся по-черному. Жилище богатого человека было просторнее

крестьянской избы, иногда имело 2-3 этажа. Окна в хоромах знати были слюдяными, в бедных домах – затягивались бычьим пузырем.
Быт и нравы.  И простолюдины, и знать жили в постройках срубного типа, топившихся по-черному. Жилище богатого

Слайд 22Пища
Основой пищи оставался хлеб. Из пшеничной муки

выпекали калачи, пироги. Каши распространены были всевозможные: гречневая, овсяная, пшенная.

Пили хлебный квас и ячменное пиво, морсы. Употребляли репу, грибы, мясо, рыбу. Сахара не было, употребляли мед. Готовили соленья и маринады.
Пища  Основой пищи оставался хлеб. Из пшеничной муки выпекали калачи, пироги. Каши распространены были всевозможные: гречневая,

Слайд 23Посуда
Посуда, употреблявшаяся в богатых и бедных домах,

чаще всего не различалось по форме. Ложки и миски, чашки

и кувшины изготовлялись с соблюдением одних тех же традиций. Но если в боярских домах они были серебряными или оловянными, то у бедноты – глиняными да деревянными.
Посуда  Посуда, употреблявшаяся в богатых и бедных домах, чаще всего не различалось по форме. Ложки и

Слайд 24Одежда и обувь.
Одежда горожан и крестьян была похожей.

Основу мужского костюма составляли рубаха и порты. На голову зимой

надевали шапку, летом – войлочные шляпы, горожане- колпаки. Обувались крестьяне в лапти, горожане – в кожаную обувь. Поверх рубахи носили плащи, зимой - шубы. Простолюдин носил домотканую одежду, боярин – из сукна, бархата, атласа, парчи
Одежда и обувь.  Одежда горожан и крестьян была похожей. Основу мужского костюма составляли рубаха и порты.

Слайд 25Закрепление
Определите, что было основным содержанием русской культуры XIV -

XV вв.
Феофан Грек , Андрей Рублев – религиозные люди, их

искусство носит религиозную форму, но он поднимет человека, заставляет думать, чувствовать, освобождает его мысль. Почему?
Закрепление Определите, что было основным содержанием русской культуры XIV - XV вв.Феофан Грек , Андрей Рублев –

Слайд 26«Из всех периодов истории культуры именно 14-15 вв. являются особенно

важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса созданная единого государства

и возрождение культуры. В дальнейшем этот процесс, несмотря на многочисленные кризисные моменты, уже более не прерывался ,а лишь приобретал новые черты». Д. С. Лихачев.


«Из всех периодов истории культуры именно 14-15 вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса

Слайд 27Задание на дом:
Параграф 24, ответить на вопросы учебника, подготовить сообщения

о шедеврах культуры XIV – XV вв.

Задание на дом:Параграф 24, ответить на вопросы учебника, подготовить сообщения о шедеврах культуры XIV – XV вв.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика