Разделы презентаций


Культура и духовная жизнь советского общества в период развитого социализма 11 класс презентация, доклад

Содержание

Образовательная цель урока: проследить основные изменения в развитии духовной жизни и культуре советского общества в период с 1964 по 1985гг. Проанализировать влияние достижений культуры СССР данного периода на современную духовную культурную

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1УРОК ИСТОРИИ РОССИИ. 11 КЛАСС. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Тема: «Культура и духовная

жизнь советского общества в эпоху «развитого социализма» (2 ч)

Учитель истории

МОУ Гимназии №10 Нестеренкова В.М.
УРОК ИСТОРИИ РОССИИ. 11 КЛАСС. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬТема: «Культура и духовная жизнь советского общества в эпоху «развитого социализма»

Слайд 2Образовательная цель урока: проследить основные изменения в развитии духовной жизни

и культуре советского общества в период с 1964 по 1985гг.

Проанализировать влияние достижений культуры СССР данного периода на современную духовную культурную жизнь. Воспитательная цель урока: подвести учащихся к пониманию необходимости уважительного отношения к своей стране, людям своей страны, их мировоззрению, их жизненным ценностям, учитывая конкретные объективные исторические реалии.

Чтоб мерить всё надёжной меркой,
Чтоб с правдой сущей быть не врозь,
Многостороннюю проверку
Прошли мы — где кому пришлось…
Зато и впредь как были — будем, —
Какая вдруг ни грянь гроза —
Людьми
Из тех людей,
Что людям,
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.

А. Твардовский «По праву памяти»

Эпиграф к уроку

Образовательная цель урока: проследить основные изменения в развитии духовной жизни и культуре советского общества в период с

Слайд 3Планируемые результаты.
Учащиеся узнают о: - причинах завершения «оттепели» в культурной жизни

страны - обстоятельствах проявления в художественном творчестве «социального героя», его отличии

от героев прежних произведений литературы и искусства; - причинах зарождения и характере влияния на общество диссидентских и других общественных организаций; - возрастании роли сатиры в художественном творчестве, её влиянии на общественное сознание; - причинах появления советского «андеграунда» и его влиянии на общественные настроения; - комплексной характеристике советского общества 70-х гг; - особенностях быта и повседневной жизни советского человека 1964-1985 гг.
Планируемые результаты. Учащиеся узнают о: - причинах завершения «оттепели» в культурной жизни страны - обстоятельствах проявления в

Слайд 4

План 1. Финал «оттепели». 2. Время

«социальных героев» и «другое искусство». 3. Новая волна инакомыслия - как ответ на идеологические запреты. 4. Повседневная жизнь советских людей в 70-е гг.
План

Слайд 5Опорные знания
Даты и события:
1970 г. – присуждение Нобелевской премии по

литературе А.И. Солженицыну.

Имена: А. Т. Твардовский, А.И. Солженицын, А. А.

Тарковский, К.Г. Муратова, А.И. Райкин, ГН. Данелия, А.Г. Шнитке

Понятия: «Оттепель», «социальный герой», интеллектуальное кино, двоемыслие; музыкальный авангард; московский концептуализм

Оборудование: Документальные материалы, статистические материалы, атлас, комплекс плакатов советского времени, электронный учебник «История России ХХ в».


Опорные знанияДаты и события:1970 г. – присуждение Нобелевской премии по литературе А.И. Солженицыну.Имена: А. Т. Твардовский, А.И.

Слайд 6I. Финал «оттепели»

1. Какой смысл вкладывает Твардовский в понятие

«социалистический реализм»?
2. В чём обвиняет выступающий Правление союза писателей СССР?
3.

Можно ли сказать, что этим выступлением А. Т. Твардовский предопределил свой уход из редакции журнала «Новый мир?»
Вывод: «Толстые литературные журналы имели огромную читательскую аудиторию и контроль за их издательской деятельностью был действенным средством влияния на умы людей.
Ответом на политику власти стало:
Расширение самиздата;
Вынужденный выезд за границу ряда писателей (1974 г. – А.И. Солженицын)
Пересекавшиеся в годы «оттепели» официальные и неофициальные сферы культурной жизни стали всё заметнее расходиться друг с другом.
Ответ на поставленные проблемные вопросы:
Настроения «оттепели» в среде интеллигенции постепенно перерастали в настороженное и критическое отношение к существующему режиму. Власть проявляла неспособность и нежелание вести диалог со своими гражданами о путях дальнейшего развития страны

Проблемные вопросы:

Почему вторая половина 60-х гг. стала началом финала «оттепели»?
Какие меры были приняты властью для достижения этого?
Работа учащихся с отрывком из выступления гл. редактора журнала «Новый мир» А.Т. Твардовского на заседании секретариата Правления союза писателей СССР

Поэт А.Т. Твардовский в родной деревне Загорье на Смоленщине, 1943 г.

I. Финал «оттепели» 1. Какой смысл вкладывает Твардовский в понятие «социалистический реализм»?2. В чём обвиняет выступающий Правление

Слайд 7II. Время «социальных героев» и « другое искусство» 1. Работа над понятием

«социальный герой»
Художественная жизнь 70-80гг была, несмотря на цензурные ограничения, яркой

и насыщенной – согласны ли вы с этим?
Героями фильмов, литературных и музыкальных произведений становились люди рабочих профессий, учителя, врачи, строители БАМа.

На экран вышли фильмы о духовном мире и гражданской позиции современников.

«Доживем до понедельника», реж. С. Ростоцкий, «Прошу слова», реж. Г. Панфилов, «Премия», реж. С.Микаэлян и другие.

Появились первые отечественные телесериалы: «Адъютант его превосходительства», режиссер Е. Ташков, «Семнадцать мгновений весны», режиссер Лиознова, «Место встречи изменить нельзя», режиссер С. Говорухин

Герои с плакатов советской эпохи

Работницы Волжского автомобильного завода во время сборки, 1984 г.

Станислав Сергеевич Говорухин (род. в 1936 г.) — русский режиссёр. 

II. Время «социальных героев» и « другое искусство» 1. Работа над понятием «социальный герой»Художественная жизнь 70-80гг была,

Слайд 8 Настоящий взлёт переживало театральное искусство. На

сцене зачастую удавалось расставить понятные зрителю акценты и в подцензурном

тексте, установить духовный контакт с аудиторией.

Н. Караченцов в спектакле «Юнона и Авось» на сцене театра им. Ленинского комсомола

Неотъемлемой частью культурного багажа интеллигенции стало так называемое интеллектуальное (авторское) кино.
Вопрос учащимся: Используя обществоведческую терминологию, как мы иначе можем назвать этот вид искусства? (элитарное искусство)
Почему его так называют? (Это искусство имеет свою преданную аудиторию)
«Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» – режиссер А. Тарковский
«Проверка на дорогах» – режиссер А. Герман

Марк Анатольевич Захаров (род. в 1933 г.) — театральный и кинорежиссёр, актёр.

Настоящий взлёт переживало театральное искусство. На сцене зачастую удавалось расставить понятные зрителю акценты

Слайд 9 СССР называли самой читающей страной в

мире.
Найдите подтверждение этого тезиса в учебнике на стр. 179
Почему

при огромных тиражах любое, вызывающее читательский интерес издание, становилось дефицитным?
Можно ли говорить об особом общественном призвании литературы в этот период? В чём это заключалось?


СССР называли самой читающей страной в мире.Найдите подтверждение этого тезиса в учебнике на

Слайд 10Работа с понятием
Проявления:
Уход в частную жизнь;
Добровольное занятие малооплачиваемым физическим трудом

(дворник, кочегар, грузчик);
Разговоры на кухне;
Создание общественных организаций;
Сатира в художественном творчестве

(репризы А. Райкина, бытовой и политический анекдот, комедии с социальным подтекстом);
Учащимся предлагается вспомнить такие комедии как «Афоня», «Мимино» и др. и ответить на вопрос: почему любимым жанром советского кинозрителя стала комедия с социальным подтекстом? Что такое социальный подтекст?
Работа с понятиемПроявления:Уход в частную жизнь;Добровольное занятие малооплачиваемым физическим трудом (дворник, кочегар, грузчик);Разговоры на кухне;Создание общественных организаций;Сатира

Слайд 11Образ «эпохи развитого социализма» прочно ассоциируется с творчеством поэта, артиста

театра и кино, автора и исполнителя песен В. Высоцкого.
Учащимся предлагается

прослушать несколько песен в исполнении В. Высоцкого.



Раскройте секрет творческого успеха Высоцкого именно в годы «застоя»?
Опишите «магнитофонную революцию» как уникальное явление в СССР
Что в творчестве Высоцкого импонировало советскому человеку?
Какие темы в творчестве барда вы цените больше всего? Почему?

В. Высоцкий

Образ «эпохи развитого социализма» прочно ассоциируется с творчеством поэта, артиста театра и кино, автора и исполнителя песен

Слайд 12Новые веяния в музыкальном искусстве
Музыкальный авангард (А. Шнитке, С. Губайдулина,

Э. Денисов)
Рок – самое заметное направление «неофициального искусства.

Вопрос учащимся: как

назывались первые советские рок-группы? В чем отличие советского рока от западного?

Альфред Гарриевич Шнитке (1934 — 1998) — композитор, пианист, теоретик музыки

София Асгатовна Губайдулина (род. в 1931 г.) — русский композитор

Эдисон Васильевич Денисов (1929 — 1996) — русский композитор.

Новые веяния в музыкальном искусствеМузыкальный авангард (А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Денисов)Рок – самое заметное направление «неофициального

Слайд 13«Другое искусство» - творчество художников, появившееся в условиях запретов на

альтернативные формы художественного творчества.
Учащимся предлагается ознакомиться с текстом учебника и

рассмотреть репродукции

Какой резонанс в обществе вызвала «бульдозерная выставка»?
Чем отличается творчество художников московского концептуализма?

Картина И. Кабакова «Вокноглядящий Архипов»

Картина С. Соколова «Осторожно, окрашено!»

«Другое искусство» - творчество художников, появившееся в условиях запретов на альтернативные формы художественного творчества.Учащимся предлагается ознакомиться с

Слайд 14Советское общество в 70-ые гг.
Позитивные черты
Негативные черты
Студенты на картошке
Народным праздником

всей страны стал День Победы 9 мая
Конвейер Волжского автозавода
Плакаты советской

эпохи
Советское общество в 70-ые гг.Позитивные чертыНегативные чертыСтуденты на картошкеНародным праздником всей страны стал День Победы 9 маяКонвейер

Слайд 15Следствием серьёзных перекосов в жизни советского общества стали
диссидентское и

правозащитное движения.
Диссидент – инакомыслящий человек, несогласный с господствующей идеологией.
Правозащитник

– представитель движения, выступающего за соблюдение прав и свобод граждан

Задание учащимся: соотнесите
правозащитники;
Диссиденты;
Ю. Даниэль
А. Сахаров,
А. Синявский
И. Шафаревич
М. Суслов

Академик Андрей Сахаров

Следствием серьёзных перекосов в жизни советского общества стали диссидентское и правозащитное движения. Диссидент – инакомыслящий человек, несогласный

Слайд 16Составление таблицы «Периодизация диссидентского движения в СССР»

Составление таблицы  «Периодизация диссидентского движения в СССР»

Слайд 17Дополнительная литература
Бурлацкий Ф.М. «Вожди и советники» – М., 1990 г.
Яковлев

А. Н. «Сумерки» – М., 2003 г.
Зезина М.Г. «Советская художественная

интеллигенция и власть» – М., 1999 г.
Дополнительная литератураБурлацкий Ф.М. «Вожди и советники» – М., 1990 г.Яковлев А. Н. «Сумерки» – М., 2003 г.Зезина

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика