Слайд 1Культура России 18 века
МОУ «Гимназия №1» г.Новомосковск
Преподаватель истории
Чернова Ия Юрьевна
Слайд 2В 18 веке ускорились темпы культурного развития, что связано с
развитием экономики.
Светское направление в искусстве - ведущее, пришел конец диктату
церкви в определении характера русской культуры, разрозненные знания по различным отраслям стали превращаться в науку.
Ее черты: светкость, демократизм, открытость в контактах с культурами других стран.
Слайд 3ОБРАЗОВАНИЕ
-В 1701 г. в Москве основана Школа математических и навигационных
наук. Вслед за ней открыты: Артиллерийская, Инженерная, Медицинская и др.
-В
1708 г. ввели гражданский печатный шрифт взамен церковнославянского. И переход к арабским цифрам.
В 1725 г.- открытие Академии наук.
- в 1755г. создание Московского Университета по проекту Ломоносова.
Здание МГУ
Слайд 4НАУКА. М.В.Ломоносов – «1-й университет»
- Ломоносов сыграл огромную роль как
организатор русской науки: по определению А. С. Пушкина, «сам был
первым нашим университетом». Это был ученый энциклопедических знаний, один из основоположников современного естествознания, физик, химик, астроном, геолог, историк, поэт и лингвист (исторические труды по праву, Реформа русского стихосложения, начатая В. К. Тредьяковским, завершена Ломоносовым,- «Петр1 в русском языке»)
Слайд 5Наука и техника
ДЕЯТЕЛИ НАУКИ И ТЕХНИКИ:
-Крестьянский сын М. Е.
Головин (математик),
солдатские дети И. И. Лепехин,
С. П. Крашенинников (географ и этнограф) и В. Ф. Зуев были в числе первых русских академиков;
- токарь Навигацкой школы А. К. Нартов (токарный станок),
- гидротехник и строитель калмык М. И. Сердюков,
-первый русский теплотехник, создатель «огнедействующей машины», солдатский сын И. И. Ползунов (паровой двигатель),
-«нижегородский посадский человек», механик Академии наук И. П. Кулибин (одноарочный мост, карманные часы, фонарь-прожектор) — вот подлинные творцы науки и новой техники в крепостной России.
Слайд 6Русскую литературу обогатили своими произведениями: А. Д. Кантемир,
В.
К. Тредьяковский (филолог-теоретик), А. П. Сумароков.,
А. Д. Кантемир(«Куму своему», «Филарет и Евгений» - защита петровских преобразований)- явился родоначальником русского классицизма,
Ломоносов, Фонвизин, Радищев, Державин, Крылов, и др., которые творили в стиле классицизма.
Расцвет сентиментализма связан с творчеством Карамзина("Бедная Лиза")- кон.18в.
Слайд 7Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет.
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА
18 века:
-Иван Никитич Никитин (1680 — около 1742) был одним
из первых русских портретистов. (портрет канцлера Г. И. Головкина и портрет, известный под названием «Напольный гетман»)
Слайд 8-К концу 20-х — 30-м гг. XVIII в. относится творчество
живописца Андрея Матвеевича Матвеева - он стал первым русским мастером,
умевшим «писать истории и персоны», т. е. не только портреты, но и картины на мифологические и исторические сюжеты.
Однако больше всего Матвеев знаменит как портретист. Самым известным его произведением считается «Портрет супругов»
Слайд 9- Алексей Петрович Антропов (1716—1795) так и не удалось преодолеть
некоторую иконописную плоскостность изображения: в его портретах зритель не ощущает
пространства, окружающего модели ( «Портрет статс-дамы А. М. Измайловой» , портрет Петра III ).
Слайд 10Во второй половине XVIII столетия в живописи русских мастеров появились
новые жанры — пейзажный, бытовой и исторический, который Академия художеств
считала главным.
Портреты написанные во второй половине 18 века художниками Левицким, Рокотовым и Боровиковским, говорят о своеобразии русского портрета того времени. Искусство портрета 18 века развивалось в различных своих разновидностях; парадный, полу парадный, интимный и камерный портрет.
Слайд 11Дмитрий Григорьевич Левицкий. Eго творчество является кульминационной точкой развития русского
портрета XVIII века. Художник как бы подвел итог тому, что
было сделано за предшествующий период, и заложил основы новых достижений в области русского реалистического портрета.
Портрет
Урсулы Мнишек
Портрет
П.А.Демидова
Слайд 12Федор Степанович Рокотов
(1735-1808)
Портрет графа
Г.Орлова в
латах
Портрет ЕкатериныII
Слайд 13Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825)- Последний живописец века Просвещения,
Портрет поэта
Г.Р.Державина
Лизонька и Дашенька
Слайд 14Архитектура нач.18в – «петровское барокко»
Д.Трезини –
Петропавловский собор
Трезини и
Земцов –
здание Двенадцати
коллегий;
Слайд 15Сер.18в. – зрелое барокко
- В.Растрелли –
Зимний дворец
Баженов
Дом Пашкова
Слайд 17В.Растрелли.
Екатерининский дворец
Слайд 18И.Старов. Таврический дворец
князя Г. А. Потёмкина-Таврического
Слайд 19Примером классицизма в скульптуре является памятник Петру I Э.М. Фальконе.
Слайд 201-пол.18в. – барокко – К.Б.Растрелли- бюсты Петра1 и Меншикова.