Слайд 2Особенности культуры
XIV-XV вв.
Замедление темпов культурного развития вследствие татаро-монгольского нашествия
Некоторое
обогащение, благодаря взаимодействию древнерусской и восточной культур
Сохранение некоторых старых культурных
центров (Новгород, Псков) и появление новых – Москва, Тверь
Слайд 3Основные идеи
Тема феодальной раздробленности
Тема татаро-монгольского нашествия, его последствий
Тема ликвидации
ордынского ига через собирание русских земель
Слайд 4Архитектурный стиль Новгорода в 14 – 15 вв.
В 13 веке храмовое строительство полностью переходит от
князей к самим новгородцам. Церковные здания возводятся на средства горожан. Во второй половине 13 века каменное строительство полностью замерло (натиск с северо-запада, дань орде). Первой возобновила каменное зодчество Тверь. А за ней Новгород. Уже в 1292 году новгородцы строят церковь Николы на Липне, а в 14 столетии создается ряд храмов, отличающихся завершенностью и зрелостью архитектурных форм. Новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. Небольшие четырехстолпные одноглавые храмы с почти кубическими пропорциями здания. Храм был расчитан на небольшую группу прихожан одной улицы. Они же собирали деньги на его строительство. Новгородские мастера отказались от закомар, апсиду опустили до середины стены в пользу трехлопастного покрытия – излюбенный зодчих 14-15 вв., символом новгородского стиля. Плинфа не использовалась, выкладывали храм из грубо отесанного известняка и валунов. Это придавало стенам волнистую поверхность. Храмы производят двойственное впечатление. С одной стороны, от невысоких кряжистых церквей исходит дыхание грубоватой силы, с другой – изящество декора и продуманность форм говорят о высокой культуре зодчества.
Слайд 5«Идеал новгородца – сила, и его красота – красота силы»
И.Э.Грабарь
Слайд 6Архитектура.
Новгородская школа
Церковь Николы на
Липне (1292) Новгород
Слайд 7Церковь Фёдора Стратилата Церковь Спаса Преображения
на Ручью (1360 г.)
на Ильине улице (1374 г.)
Церковь Симеона Богоприимца
(1407 г.)
в Зверине монастыре (1467 г.)
Слайд 9Церковь Петра и
Павла в Кожевниках (1406 г.)
Церковь
Петра и Павла на Славне (1367 г.)
Слайд 10Городская (светская) архитектура Новгорода
В Новгороде помимо церковной развивалась светская архитектура.
Уже в начале 13 века город располагал каменной крепостью –
Детинцем. В 15 веке на Владычном дворе была возведена каменная Грановитая палата, в которой собирались на совет родовитые бояре.
Слайд 11Башня «Часозвоня» 1423 г.
Башня Кокуй Детинца 15
век
Слайд 12Ярославово дворище
Владимирская башня Детинца
Торговая сторона
Слайд 13Грановитая палата на Владычином дворе.15 век
Слайд 15Иконопись. Новгородская школа.
Пророки Даниил, Давид и Соломон
Слайд 17Обострение отношений Новгорода с Москвой во второй половине 15 века
вызвало появление иконы «Битва новгородцев с суздальцами» (Чудо от иконы
«Знамение»). Она воспринимается как историческая картина. Тема ее поражение суздальского войска под стенами Новгорода в 1169 г. Икона должна была вызывать чувство местного патриотизма и вдохновлять на борьбу за сохранение независимости Новгорода, которому в трудный час приходили на помощь силы небесные. Таков публицистический подтекст иконы.
Слайд 19Спас Нерукотворный
Вторая половина 12 века. Новгород
Прославление
Креста.
(Оборотная сторона иконы «Спас Неруковтворный». Вторая половина 12 века. Новгород)
Слайд 20Зодчество Пскова
Своеобразием отличалось зодчество Пскова, обособившегося в середине 14 века
от Новгорода и ставшего центром самостоятельной феодальной республики. Больших успехов
достигли местные зодчие в крепостном строительстве. В 1330 году возведены каменные стены Изборска – одного из крупнейших военных сооружений Древней Руси. В самом Пскове был построен каменный Кремль, общая длина стен которого составляла около 9 км. Вся архитектура города имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны, почти лишены декоративного убора.
Слайд 21Архитектура. Псковская школа.
Изборск
Изборск (крепостная
стена)
(Башня-Луковка)
Слайд 23Церковь Василия на горке Церковь Николы на Усохе
(1413 г.)
Слайд 24Иконопись. Псковская школа.
Богоматерь Умиление
Борис и Глеб на конях
Слайд 25Богоматерь Знамение Голова святого
Слайд 26
Феофан Грек
Вторую половину 14- начало 15 века называют «золотым
веком» стенной живописи Руси. Большой вклад в ее развитие внес
Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, потом в Москве. Он приехал из Византии уже зрелым живописцем и отдал свое мастерство новой родине.
Слайд 27Нет точных сведений о том, где и когда была написана
икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло
в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороны написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление», и впоследствии икона получила название «Богоматерь Умиления Донская». В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов.
Слайд 28Легенда. Однажды Христос взял с собой трех учеников – апостолов
Петра, Иакова и Иоанна – и взошел с ними на
высокую гору Фавор. Там Христос преобразился:» одежды его сделались белыми как свет, и лицо его просияло как солнце». Учитель предстал перед учениками в невиданном блеске Божественной Славы. Апостолы пали и очень испугались. А к Христу приблизились великие пророки древности Моисей и Илия.
Знаменитая икона «Преображение» связана с именем Феофана Грека. Вероятно мастер помогал своим ученикам. Любимая тема Феофана Грека – преображающий, потрясающий основы мироздания Божественный свет – получает здесь ярчайшее выражение.. Христос стоит на вершине горы в белоснежных одеждах, в ореоле блистающего света. Небесное сияние пронизывает всю икону, сверкающие голубые лучи направлены к ликам потрясенных учеников. Божественный свет преображает их души, срывает с глаз завесу неверия. В праздник Преображения 6 августа (19 августа по новому стилю) на Руси освящали первые плоды нового урожая. Этот день еще называют Яблочным Спасом. Люди радовались изобилию плождов и славили Бога, подарившего земле живительный свет Преображения.
Слайд 31Андрей Рублёв
Андрей Рублев. Троица. 1425-1427 гг. Москва
Слайд 33Апостолы Пётр и Павел Архангел Михаил
Слайд 34Вознесение (1408 г.)
Андрей Рублев. Спас. Звенигородский чин. Начало 15 века.
Москва