Слайд 1Культура Шумера
Урок – презентация
Подготовила учитель истории и обществознания МОУ СОШ
№2
Щурина Светлана Петровна
ЗАТО Озерный 2011г.
Слайд 2Возникновение письменности
Более 6 тысяч лет назад в районе Месопотамии появилась
невесть откуда уникальная цивилизация шумеров, имевшая все признаки высокоразвитой.
Развитие
системы управления государством, накопление богатств правителями, знатью и храмами требовало учета имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки – рисунки.
Пиктография – древнейшее письмо с помощью рисунков.
Слайд 3Сначала люди рисовали изображения животных или предметов, которые надо было
посчитать, на влажных глиняных табличках с помощью палочек.
Слайд 4Изображение было упрощенным. Постепенно оно стало настолько условным, что превратилось
в знак.
Слайд 5Люди поняли, что знак может обозначать не только предмет или
животное, но и отдельное слово, слог или даже звук. С
помощью знаков можно было выражать сложные понятия, записывать разные сведения, рассказы о прошлом, законы.
Слайд 6Так как шумерские знаки выдавливались палочкой на влажной глине, они
были похожи на клинья. Запись представляла собой сложное сочетание знаков
– клиньев. Такая письменность называется КЛИНОПИСЬЮ.
Слайд 7Сначала знаки шумерской письменности располагались вертикально сверху вниз. Потом писцы
стали выстраивать их горизонтально, что значительно ускорило процесс нанесения знаков
на сырую глину. У шумеров клинопись переняли другие народы, жившие в Месопотамии.
Слайд 8Исторический факт!
Клинописью в Месопотамии пользовались почти 3 тысячи лет. Однако
потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну,
пока в 1835 году английский офицер и любитель древностей, Роулинсон, не расшифровал ее. На отвесной скале в Иране сохранилась одинаковая надпись на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом разобрался и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.
Слайд 9Изобретение письменности было одним из величайших достижений человечества.
Слайд 10До настоящего времени письменность остается главным хранилищем информации для человечества.
Слайд 11Рождение литературы
В Шумере были созданы первые поэмы, запечатлевшие древние предания
и рассказы о героях. Письменность позволила донести их до нашего
времени. Именно так родилась литература.
Слайд 12Поэма о Гильгамеше -
сокровищница поэзии Двуречья.
Она повествует о герое,
который отважился бросить вызов богам.
Слайд 13Гильгамеш был царем города Урук. Он похвалялся перед богами своим
могуществом, и боги разгневались на гордеца.
Слайд 14Они сотворили Энкиду – получеловека – полузверя, обладавшего огромной силой,
и послали его сразиться с Гильгамешем.
Слайд 15Однако боги просчитались. Силы Гильгамеша и Энкиду оказались равными. Недавние
враги превратились в друзей. Они отправились в путешествие и пережили
множество приключений.
Слайд 16Вместе они победили страшного великана, охранявшего кедровый лес, и совершили
немало других подвигов.
Но разгневался на Энкиду бог солнца и
обрек его на смерть. Гильгамеш безутешно оплакивал смерть друга. Понял Гильгамеш, что не сможет победить смерть.
Слайд 17Отправился Гельгамеш искать бессмертие. На дне моря он нашел траву
вечной жизни. Но как только герой уснул на берегу, злая
змея съела волшебную траву. Так и не смог осуществить Гильгамеш свою мечту. Но созданная людьми поэма о нем сделала его образ бессмертным.
Слайд 18Знания шумеров
Шумеры научились наблюдать за Солнцем, Луной, звездами. Они вычислили
их путь по небу, определили многие созвездия и дали им
имена.
Слайд 19Шумерам казалось, что звезды, их движение и расположение определяют судьбы
людей и государств.
Слайд 20Они открыли ПОЯС ЗОДИАКА – 12 созвездий, образующих круг, по
которому Солнце совершает свой путь в течение года.
Слайд 21В Шумере было положено начало одной из древнейших наук –
АСТРОНОМИИ.
Астрономия - наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение
и развитие небесных тел и образованных ими систем.
Слайд 22В МАТЕМАТИКЕ
шумеры умели считать по десяткам. Но особо почитали
числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин)
Слайд 23Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час
на 60 минут, минуту на 60 секунд, год на 12
месяцев, а окружность – на 360 градусов.
Слайд 24В городах Шумера были созданы первые школы. Учились в них
только мальчики, девочкам давали домашнее воспитание. Мальчики отправлялись на занятия
с восходом солнца. Школы организовывались при храмах. Учителями были служители храмов – жрецы.
Слайд 25Занятия продолжались целый день. Выучиться писать клинописью, считать, рассказывать сказания
о богах и героях было нелегко. За плохие знания и
нарушение дисциплины строго наказывали. Тем, кто успешно заканчивал школу, полученные знания давали возможность жить не зная бедности.
Слайд 26Культура шумеров стала фундаментом развития культуры многих народов Ближнего Востока.
Слайд 27Проверим себя:
1. Древнейшее письмо с помощью рисунков, называется:
а. Стенография;
б.Пиктография;
в. Линография
Слайд 282. Запись, представлявшая собой сложное сочетание знаков – клиньев, называется:
а.
Машинопись;
б. Рукопись;
в. Клинопись.
Слайд 293. Главным хранилищем информации до настоящего времени остается:
а. Письменность;
б. Компьютер;
в.
Записная книжка
Слайд 304. Шумерская поэма повествующая о герое, который отважился бросить вызов
богам, называется:
а. Поэма о Айкиду;
б. Поэма о Энкиду;
в. Поэма о
Гильгамеше.
Слайд 315. Шумеры открыли:
а.Солнце;
б.Пояс Зодиака;
в. Закон плохого поведения.
Слайд 326. Пояс Зодиака состоит из:
а. 11 созвездий;
б.13 созвездий;
в.12 созвездий.
Слайд 337.В Шумере было положено какой из древнейших наук:
а.геометрии;
б.географии;
в.астрономии.
Слайд 348. В шумерских школах учились:
а. Только девочки;
б. Только мальчики;
в. и
мальчики и девочки.
Слайд 359.Учителями в шумерских школах были:
а. Родители;
б.жрецы;
в.астрономы
Слайд 3610.Шумер это –
а. название напитка;
б. Город;
в. древнейшая цивилизация.
Слайд 37Домашнее задание:
1. параграф 10;
2. стр. 47 вопросы 1,2,4 (устно)
3. С
помощью пиктографии напишите письмо своему другу (работа в тетрадях)
4. знать
определения основных терминов.
Слайд 38Цели урока:
познакомить обучающихся с культурой шумерской цивилизации; дать наиболее
полное представление о том, как возникла письменность, литература, на наглядных
примерах, используя рисунки в учебнике рассмотреть как развивалась клинопись; познакомить обучающихся с шумерской поэмой о Гильгамеше; дать представление о знаниях шумеров.
Слайд 39Основное содержание: культура Шумера. Возникновение письменности, литературы.
Основные понятия: пиктография, клинопись,
письменность, литература, поэма.
Оборудование урока: учебник, хрестоматия по истории древнего мира,
интерактивная доска для показа презентации.
План урока:
1. организационный
2.Проверка домашнего задания в виде теста.
3. Объяснение нового материала.
3.1.Возникновение письменности
3.2.Возникновение литературы.
4.Закрепление изученного материала
5.Запись домашнего задания.
6.Объявление оценок за работу на уроке.