Слайд 1Литература и искусство эпохи Просвещения.
2008
Prezentacii.com
Слайд 2Задание на урок
Назовите основные идеи, проповедуемые писателями –просветителями.
Докажите преемственность между
культурой Возрождения и культурой Просвещения.
Слайд 4Автор «Робинзона» родился в Лондоне в семье богатого мясника по фамилии Фо. Родители
хотели, чтобы их сын стал священником. Они отдали его в частную
школу, где юноша изучал древние языки, философию и богословие. После окончания школы он занялся торговлей, которая приносила ему хороший доход. Все свободное время Дефо отдавал литературе; создал несколько острых памфлетов, затрагивающих проблему свободы вероисповедания, которые пользовались широкой известностью. Он неоднократно разорялся и вновь наживал состояние, не особенно беспокоясь о материальном благополучии. В то же время его писательские труды все чаще обращали на себя внимание власть предержащих. Дефо становится видным политическим деятелем, попадает в опалу. В 1719 г. он написал бессмертный роман о приключениях Робинзона Крузо, который в течение четырех месяцев переиздавался 4 раза и вызвал огромное число подражаний.
Слайд 6Автор «Путешествий Гулливера» родился в столице Ирландии — Дублине. Его родственники мечтали
о том, что он станет священником, и определили его изучать богословие
в Дублинский университет. Однако положение скромного священника (Свифт даже не был дворянином) не прельщало молодого человека, и он согласился принять место литературного секретаря, что позволило заниматься литературным творчеством. Среди первых его произведений — памфлеты, обличающие католическую церковь. Эти произведения заставили важных политических деятелей прислушиваться к голосу скромного священника. Вскоре Свифт превращается во влиятельнейшую фигуру политика и дипломата. Но не забыта и литература. В 1726 г. без имени автора был опубликован роман о приключениях Гулливера, выдержавший бесчисленное количество переизданий.
Слайд 7Дефо старается убедить читателя в том, что автор книги не он, а
Робинзон Крузо, а Свифт вообще анонимно подкинул свою рукопись издателю.
Что побуждало авторов постоянно указывать в романах географические координаты тех мест, в которых оказывались путешественники? Читатели Дефо неоднократно говорили автору, что им больше всего в романе нравятся путешествия и приключения. Это очень огорчало автора, утверждавшего, что его поняли неверно и дело не в приключениях. А в чем же тогда дело?
Слайд 8Просветительская направленность произведений. Авторы обращались к своим современникам, прежде всего к людям
«простого звания» — представителям поднимающегося третьего сословия, убеждая их, что приключения
героев настоящие. Дефо «обманывает» читателей, стремится внушить им веру в собственные силы, в возможность преобразования, доказать, что «все смертные равны!» (Вольтер). Именно поэтому его роман называли гимном труду и ясной человеческой мысли. Свифт не столь оптимистично смотрел на мир, а буржуазное благополучие его попросту раздражало.
Отсюда и назидательность, нравоучительный характер многих произведений.
Слайд 10Знаменитый трибун Французской революции Дантон сказал, что «… Фигаро покончил
с аристократией».Действительно, в своих произведениях Бомарше высмеивает привилегированное сословие. Фигаро
-яркий представитель третьего сословия. Сам Бомарше писал: «Все выдающиеся люди выходят из третьего сословия…»
Слайд 11Нет, есть предел насилию тиранов!
Когда жестоко попраны права
И бремя нестерпимо,
к небесам
Бестрепетно взывает угнетенный.
Там подтвержденье прав находит он,
Что, неотъемлемы и
нерушимы,
Как звезды, человечеству сияют.
Вернется вновь та давняя пора,
Когда повсюду равенство царило.
Но если все испробованы средства,
Тогда разящий остается меч.
Вильгельм Телль.
Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер
Слайд 13… Жизни годы
Прошли недаром; ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь
тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них
на бой!
«Фауст»
Слайд 14Искусство
Эту особенность можно проследить в изобразительном искусстве.
Дидро высказывался по поводу
картины Греза «Семья паралитика»: «Уже сам жанр мне по душе: это
нравоучительная живопись. И так уже предостаточно и слишком долго в живописи смаковали сцены распутства и порока! Не должны ли мы теперь порадоваться, увидев, что живопись наконец-то соревнуется с драматической поэзией, трогая, просвещая и тем самым исправляя нас и призывая к добродетели?»
«Певцы третьего сословия» стремились к утверждению внесословных ценностей, подчеркивали значимость личности самого человека, мечтали об исправлении и совершенствовании нравов. В последнем особенно преуспел английский живописец и график У. Хогарт.
Слайд 15Уильям Хогарт
ХОГАРТ, Уильям -
(Hogarth, William. 1697-1764) английский живописец, график
и теоретик искусства. Родился в Лондоне в бедной семье школьного
учителя. Учился у гравёра Э. Геймбла, с 1720 г. в академии Дж. Торнхилла в Лондоне. В 1729 г. Хогарт тайно венчается с младшей дочерью Торнхилла, Джейн. А в 1731 г. переезжает вместе с женой в дом Торнхилла. Работал в Лондоне, в 1743 и 1748 гг. посетил Францию. Огромное влияние на Хогарта оказали идеи философов Просвещения, утверждавших, что с помощью художественного творчества можно воспитать нравственное начало в человеке и искоренить пороки .
Слайд 19Шарден, Жан Батист Симеон
Французский живописец; родился в Париже 2 ноября 1699.
В 1728 он был избран в Королевскую академию как мастер натюрморта, в 1743 назначен
советником Академии, а в 1755 стал ее казначеем; эту должность он оставил незадолго до смерти.
Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Большинство этих картин изображает занятых домашними делами или отдыхающих женщин, играющих детей. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779.
Слайд 24Ватто Антуан (1684—1721)
Жан Антуан Ватто родился в 1684 г.
в небольшом провинциальном городке Валансьене в семье небогатого кровельщика и
плотника. В 1702 г. Ватто отправляется в Париж, не имея от семьи никакой финансовой поддержки. На протяжении двух лет он за нищенскую плату работает копировальщиком дешевых картин для торговца с моста Нотр-Дам. Свободное время художник посвящает рисованию с натуры.
В 1703 г. Ватто познакомился с театральным декораторм К. Жило, у которого продолжил обучение живописи. Сблизившись в 1708 г. с хранителем Люксембургского дворца К. Одраном, Ватто получил возможность изучать творения великих мастеров, которыми изобиловала дворцовая коллекция живописи.
В 1709 г. в надежде на продолжение обучения Ватто выставляет на ежегодный конкурс Королевской академии живописи картину «Возвращение Давида после победы над Голиафом», однако получить первую премию ему не удалось.
Самостоятельную творческую деятельность Ватто начинает с зарисовок сцен солдатской жизни
Слайд 29Франсуа Буше
Франсуа Буше можно назвать одним из самых ярких
художников рококо. Главной темой его творчества было удовольствие, наслаждение прелестями
жизни, ее идиллическое восприятие. Карьера художника была блестящей. Он родился в Париже и первые уроки живописи брал у отца, затем работал иллюстратором в мастерской Ф. Лемуана и сохранил любовь к книжной графике на всю жизнь. В 1734 Буше получил звание академика, затем профессора и стал директором Академии. Он работал для трех королевских мануфактур (Бове, Гобеленов и Севра), оформлял театральные постановки, выполнял декоративные работы для королевских дворцов, другие королевские заказы, многие из которых получал благодаря покровительству мадам де Помпадур. В 1765 Буше стал первым художником короля. Его живопись вызывала восхищение, но в то же время в его адрес звучали резкие отклики, обвинения во фривольности. Вне зависимости от оценки творчества художника его произведения - гимн удовольствию, плотскому наслаждению, но облагороженно-возвышенному, поэтизированному. Произведения Буше полны света и воздуха, чувственности и легкой загадочной иронии, наполнены ощущением неги и наслаждения.
Слайд 31Художник в мастерской.
Автопрортрет.
Слайд 35Жак Оноре Фрагонар
Фрагонар Жан Оноре (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг.), французский
художник, яркий представитель рококо.Почти всю жизнь выполнял работы для частных
заказчиков, в том числе для мадам Дюбарри, самой очаровательной фаворитки Людовика XV. Тонкий колорит, остроумная образность и лёгкое, непринуждённое письмо придают его работам неотразимую живость; при этом даже самые эротические сюжеты никогда не кажутся вульгарными. Однако с развитием неоклассицизма мода на полотна Фрагонара прошла; окончательно разорила художника Французская революция, и он умер в нищете.
Слайд 36"Поцелуй украдкой" 1787-1789 гг.
Слайд 40Жан Батист Грёз
Родом из Тюрню, Бургундия, в 1725 году.Первоначально учился
в Лионе под руководством Грандома, потом в парижской Академии художеств.
Первым его произведением была картина «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию». Будучи сделан в 1769 году академиком, он задумал посвятить себя исторической живописи и с этой целью отправился в Рим. Во время французской революции Грёз жил уединённо и не вмешивался в политику. К концу жизни он имел довольно значительное состояние, но утратил его в рискованных предприятиях. Когда конвент решил предоставить заслуженным писателям и художникам даровые квартиры, Грёз получил помещение в Лувре; там он и умер почти в нищете, забытый своими современниками, вкусом которых овладел в ту пору Давид.
Слайд 43
Отцовское проклятие
1778. Лувр, Париж.
Слайд 46Французский скульптор. Родился 20 марта 1741 в Версале. Учился у
М.Слодца, Ж.Пигаля и Ж.Лемуана. С 1764 по 1768 был стипендиатом
Французской академии в Риме; первый успех пришел к нему после создания статуи Св. Бруно для римской церкви Санта Мария дельи Анджели. Гудон очень быстро выработал собственный индивидуальный стиль, нашедший воплощение в серии блестящих портретов видных деятелей Франции, России и Америки того времени. В 1785 скульптор предпринял путешествие в Америку для выполнения заказанной ему статуи Джорджа Вашингтона, которая была закончена только в 1792 (Ричмонд, шт. Виргиния). Гудон был членом Института Франции (1796), кавалером ордена Почетного легиона (1804). В годы Империи он продолжал работать, но с 1805 вел только преподавательскую деятельность. Умер Гудон в Париже 16 июля 1828.
Жан-Антуан Гудон
Слайд 53Рейнольдс, Джошуа
Сэр Джошуа Рейнольдс (Joshua Reynolds,1723-1792) — знаменитый английский
исторический и портретный;живописец. Теоретик искусства. Представитель английской школы портретной живописи
XVIII в. Первый президент Королевской Академии художеств, член лондонского королевского общества.
Слайд 57Томас Гейнсборо
1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон. Английский живописец и
график, крупнейший мастер национальной школы живописи. Родился в семье торговца
сукном. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. Около 1740 приехал в Лондон, где занимался в студиях различных художников, не получив в итоге систематического образования. Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. Приблизительно в это время начал писать портреты.
Слайд 62Жак Луи Давид
Жак Луи́ Дави́д (Jacques-Louis David; 30 августа 1748,
Париж-29 декабря 1825, Брюссель) — французский художник, основоположник французского неоклассицизма.
В
1775-1780 гг. обучался во Французской академии в Риме, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения. В 1783 избран членом Академии живописи. Активно участвовал в революционном движении, в 1792 избран членом Национального Конвента, примкнул к радикально-экстремистскому крылу революционеров во главе с Маратом и Робеспьером. В 1794 г. заключён в тюрьму за революционные взгляды. В 1797 стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона и с тех пор становится его пылким сторонником. После поражения Бонапарта при Ватерлоо (1875) бежит в Швейцарию, затем переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни. Похоронен на кладбище святой Гудулы в Брюсселе.
Слайд 68Использованная литература и информация с сайтов:
www.briefly.ru/img/authors/
www.library.vladimir.ru/
www.chile.ru/travel/ikruzo.
www.orwelltoday.com/
http://photo.peoples.ru/art/theatre/dramatist/pierre_beaumarchais_caron/
http://ru.wikipedia.org/
http://www.canvas.com.ua
http://historic.ru/
artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12865...
http://www.artprojekt.ru/Gallery/Euroart/Ea029.html
http://www.museum-online.ru/Rococo/Fransois_Boucher
http://www.arthistory.ru/frangonar.htm
http://www.world-art.ru/people.php?id=34598&&action=1
http://www.art-spb.ru/catalog/good.php?good_id=894
httphttp ://.
bse.sci-lib.com/article016515.html
http://slovari.yandex.ru/
Конспекты уроков для учителя истории. История нового времени, часть 2.
Москва,Владос,2005.