Слайд 1 Поэтапная подготовка
обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ
по истории.
Нефедова Ольга Юрьевна
Учитель истории и обществознания
МОАУ Гимназия № 1
г. Белогорска Амурской области.
Мастер - класс
Слайд 2Цели проведения мастер-класса:
1. Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом
учителей истории и обществознания.
2. Создание условий для формирования индивидуального стиля
творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Слайд 3
Этапы работы мастер - класса.
Организационно - мотивационный этап.
Выявление актуальности проблемы
поэтапной подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по истории.
Слайд 4«Человек достигнет результата,
только делая что-то сам...».
Александр Пятигорский,
русский философ.
Слайд 5
Проблемы в преподавании истории.
1. Ограничение количества часов.
2. Увеличение
объёма изучаемого
материала.
3. Проблема подготовки учащихся к
итоговой аттестации.
Слайд 6
2 Этап. Презентация опыта педагогической техники педагога.
При подготовке к
экзамену по истории и обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать
системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.
Слайд 7
Поэтапная подготовка
обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ (6-11 классы)
1 –
работа с понятиями на уроках;
2 – работа с текстами: развитие
навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;
3 – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.
4 – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения исторического эссе.
5 – внеклассная работа по предмету.
Слайд 8Что движет учеником в процессе исторического познания?
В 5-7 классах
это может быть интерес к предмету в целом, возможность получить
положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание быть успешным.
В 8-9 классах ситуация усложняется. Мотив достижения успеха в учебе практически не развивается, познавательный интерес только у высокомотивированных.
В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении дальнейшего образования.
Слайд 9Эффективная индивидуальная практическая работа
как на уроке, так и дома.
1. Традиционные задания по составлению планов, таблиц и схем.
Например, 6 класс – тема «Восточные славяне». Работая по контурной карте, заполняем таблицу с заданием:
Слайд 10Петровская эпоха – 7 класс, необходимо показать взаимосвязанность его внешней,
внутренней и культурной политики.
Органы государственной власти при
Петре I
Социальная структура при Петре I
Слайд 11СХЕМА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКИХ КНЯЗЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ Х в.
Слайд 12Использование метода «незаконченных предложений».
История России начала 20 века -
дополнить предложение «Самым сильным в экономике классом является……., так как……».
История Киевской Руси – задание
«При Владимире на Руси впервые…».
Слайд 13Отработка хронологии.
7
класс - часть А - работа с датами.
Первый уровень
образовательного ресурса представляет собой тренажёр, с помощью которого ученик может повторить основные даты, факты, понятия, характерные признаки исторических явлений, причины и следствия событий и усовершенствовать свои умения и навыки.
Второй уровень – проверочный тест, за который он получит отметку.
Слайд 16
Умение работать с историческим источником
Шарль Монтескье отмечал, что «История
— это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся». Наша
задача — уметь оценивать исторический текст с позиций объективности и выполнять задания к нему.
Слайд 17
Коцарь Евгений Сергеевич, лучший учитель России, эксперт ЕГЭ.
Сайт egewin.ru -
проект «ЕГЭ с лучшим учителем истории».
Задания к темам курса,
посвященным внутренней политике Ивана Четвертого Грозного.
Слайд 19Теперь проверяем себя, отбрасывая другие предлагаемые нам персонажи в сторону:
1.
Василий Шуйский не был опричником, да и царем в период
опричнины, естественно, тоже, он правил уже в эпоху Смуты с 1606 по 1610 годы.
2. Борис Годунов, как раз опричником был, но в это время страной, конечно, не правил. А царем он станет уже после смерти сына Грозного Федора Иоанновича, последнего Рюриковича на престоле в 1598 году.
3. Дед Ивана IV Иван III Царем вообще не был, он называл себя государем и самодержцем, но первым царский титул принял все-таки его своенравный внук.
Итак, ответ 4.
Слайд 20
Памятка «Как работать с текстом ЕГЭ по истории?».
1. При работе
с текстом ЕГЭ по истории необходимо выделять в нем ключевые
мысли, имена, даты — все, что может помочь идентифицировать события, описывающиеся в нем, период, о котором идет речь или его создания.
2. Работайте прямо в КИМе, не теряя время на переписывание на черновик.
3. Внимательно прочитайте задание, определите, что именно от Вас требуется и сколько элементов ответа нужно дать.
Слайд 214. Показываем при ответе в письменной части 2 свои знания
и эрудицию, по возможности применяем термины.
5. Выписывайте ответ максимально формально
приближенно к заданию, так чтобы эксперт четко видел, на какой элемент задания Вы даете ответ.
6. Нумеруйте элементы ответа, если это дано в формулировке задания.
7. И помните, что глубокие знания истории — залог успешного выполнения текстовых заданий ЕГЭ по истории 2015.
Слайд 22
Работа с картографической и иллюстративной информацией.
В
9 классе в ОГЭ новые задания № 21-22,
в ЕГЭ 11 класса № 29-32, № 33-34
Формы работы с исторической картой должны быть разнообразнее.
Прежде всего, необходимо научиться проводить атрибуцию (описание) исторической карты в целом и информации, представленной на карте.
Слайд 23 Затем следует приступать к выполнению
заданий,
предполагающих:
самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту;
нанесение объектов на контурную карту (постепенно, к VIII – IX классам, такую работу можно проводить без использования атласов и карт из учебника в качестве подсказки);
ответы на вопросы по исторической карте.
Слайд 24
Образцы заданий
На что нам надо обратить внимание?
1. Прежде всего, на
территорию расселения восточных славян.
2. Перечислим соседей восточных славян.
3. Путь «из
варяг в греки».
Слайд 25
Задание №1. Рассмотрите схему и выполните задания B8–B11 (29-32)
В8-(29). Напиши,
как называется отмеченный на карте путь
Ответ:_______________________
В9-(30). Напиши имя князя, который
установил контроль над этим торговым путем
Ответ:_______________________
В10-(31). Напиши цифру, обозначающую город, который на Руси назвали Царьград
Ответ:_______________________________
Слайд 26В11-(32). Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются
верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу
цифры, под которыми они указаны.
1) этот торговый путь был самым важным в Европе в этот период
2) основным торговым партнером Руси в этот период была Византия
3) с начала X века русские князья совершают военные походы на Византию
4) основными союзниками русских князей в конце IX- начале X века были печенеги
5) основными предметами экспорта были благовония и фрукты
6) население Древней Руси платило за охрану торгового пути дань великому князю
Ответ:__________
Слайд 27Работ с иллюстративным материалом
Демо версия ОГЭ 2015 г. Приведем пример
бывшего задания В12 (ныне 33) с использованием карикатуры.
Слайд 30Таблицы по культуре дают систематизированное представление о её достижениях в
различные исторические эпохи.
Например, в 8, 10 классах использую таблицу
«Художественные группы и отдельные художники в русской живописи рубежа XIX - XX веков.
Слайд 31Ученики 6-8 классов с интересом работают с иллюстративным материалом, а
свои знания проверяют учебными играми. Например, очень познавательная разработка
электронной игры по теме «Русская культура XVIII века», её автор Мартынова Светлана Вячеславовна - учитель истории из Владимирской области.
Слайд 32С6-историческое сочинение
(новое задание 40).
Алгоритм действий, который может совпадать
с формулировкой задания.
1. Указать годы жизни.
2. Сформулировать направления
деятельности.
3. Дать характеристику каждому из направлений.
4. Указать результаты деятельности.
Слайд 35 Заключение.
Задача учителя, который готовит выпускника к ЕГЭ по истории
– не завалить его огромным количеством дат и фактов. А
научить самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний. Как говорят математики – выбрать главное, отрезать лишнее, оставить нужное. Одним словом - Мыслить!
Слайд 36Фридрих Дестервег
«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно
их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем
собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».
Слайд 37И как нельзя лучше, на мой взгляд, подходят слова эпиграфа
сегодняшнего мастер-класса, с которыми можно обратиться к нашим выпускникам: «Человек
достигнет результата, только делая что-то сам...».
Слайд 383. Рефлексия.
Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
Слайд 39Спасибо за внимание! Творческих вам успехов!
Слайд 40 Список использованной
литературы
http://egeigia.ru/all-gia/materialy-gia/
http://festival.1september.ru/articles/624207/
ttp://www.edu-eao.ru/index.php
http://veraland.ru/index.php/material/10-examen.html
egewin.ru - проект «ЕГЭ с лучшим учителем истории».