Слайд 1Микеланджело ди Буонарроти.
Искусство эпохи Возрождения
Слайд 2Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо
ди Буонаррото Симони) (1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт.
родился
в 1475 г. в Капрезе (в окрестностях Флоренции), в семье градоправителя
Слайд 3 В 1488 г. году Микеланджело поступает учиться в мастерскую одного
из лучших мастеров Италии — живописца Доменико Гирландайо (1488—1489), затем
занимается у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489—1490). Вскоре Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, призвал его к себе во дворец и открыл ему доступ в свои владения, где он смог познакомиться с прекрасной коллекцией произведений античных мастеров. Мальчик практически самостоятельно овладел необходимыми техническими навыками ремесла скульптора.
Слайд 4«Пьета»
Окончательное формирование общественного сознания Микеланджело приходится на время изгнания из
Флоренции Медичи и установления там республиканского строя. Поездки в Болонью
и Рим способствуют завершению художественного образования. Античность открывает перед ним гигантские возможности, таящиеся в скульптуре. В Риме была создана мраморная группа «Пьета» (1498—1501, Рим, собор святого Петра) — первое большое оригинальное произведение мастера, пронизанное верой в торжество гуманистических идеалов Возрождения.
Слайд 5Глубокая убежденность, волнение устремленного на подвиг человека захватывают в статуе
Давида (Флоренция, Академия изящных искусств), исполненной в 1501—1504 годах по
возвращении скульптора во Флоренцию.
Слайд 6 В образе легендарного героя нашла воплощение идея гражданского подвига, мужественной
доблести и непримиримости. Микеланджело отказался от повествовательности своих предшественников. В
отличие от Донателло и Верроккьо, изображавших Давида после победы над врагом, Микеланджело представил его перед боем. Он сосредоточил внимание на волевой собранности и напряженности всех сил героя, переданных пластическими средствами. В этой колоссальной статуе ясно выражена особенность пластического языка Микеланджело: при внешне спокойной позе героя вся его фигура с могучим торсом и великолепно моделированными руками и ногами, его прекрасное вдохновенное лицо выражают предельную собранность физических и духовных сил. Все мускулы кажутся пронизанными движением. Искусство Микеланджело вернуло наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике. Образ Давида приобретает и более широкое значение, как выражение творческих сил свободного человека. Уже в те времена флорентийцы поняли гражданственный пафос статуи и ее значение, установив ее в центре города перед зданием палаццо Веккьо как призыв к защите отечества и к справедливому правлению.
Слайд 7Грандиозный заказ, который Микеланджело получил от от папы Юлия II
— роспись потолка Сикстинской капеллы, который принял с большой неохотой,
так как считал себя прежде всего скульптором, а не живописцем. Эта роспись стала одним из величайших творений итальянского искусства.
Кумская сивилла
Сикстинская капелла
Слайд 8В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508—1512) работал Микеланджело,
выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв. м) собственноручно. В
соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и жизни первых людей на земле:«Отделение света от тьмы», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Опьянение Ноя» и др . Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе бога — величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку.
Слайд 9Сикстинская капелла
Развернутая панорама росписи Микеланджело Буонарроти свода капеллы
Слайд 10Ливийская сивилла
Сикстинская капелла
Слайд 11Захария. 1509
Исайя. 1509
Дельфийская сивилла. 1509
Слайд 12В 1516-1534 годах Микеланджело Буонарроти работал во Флоренции над проектом
фасада церкви Сан-Лоренцо и над архитектурно-скульптурным ансамблем усыпательницы рода Медичи
в Новой сакристии той же церкви, а также над скульптурами для гробницы папы Юлия II. Мироощущение Микеланджело в 1520-е годы приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризиса ренессансного гуманизма, отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи - в тяжком раздумье и бесцельном движении лишенных портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырех фигур, изображающих “Вечер”, “Ночь”, “Утро” и “День” и олицетворяющих необратимость течения времени.
Слайд 15В 1534 г. Микеланджело навсегда переезжает в Рим. В Риме
он пишет огромную фреску «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской
капеллы (1536-1541).
Слайд 16В произведениях Микеланджело, во многом определивших развитие европейского искусства как
XVI в., так и последующих столетий, отразились идеалы Высокого Возрождения.
Умер Микеланджело Буонароти в 1564 г.