Слайд 1МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.
Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе
совокупности возрастных характеристик,
особенностей социального положения и обусловленных тем и
другим социально-психологических свойств,
которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.
Павлова Анеля Васильевна
Учитель истории МОУ СОШ № 12
Г. Вышнего Волочка Тверской обл.
Слайд 2Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию.
весна – от рождения до 20,
лето 20-40 – это и есть молодёжь.
с рождения до года,
с года до 12 лет, 12-15, 15-20, 20-25.
В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции – 25).
Пифагор делил жизнь человека по временам года.
Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов.
Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста.
Слайд 3В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый
возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали
специальные обряды посвящения во взрослое состояние (инициация).
Слайд 4Молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом
в индустриальную фазу развития.
Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией,
делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.
удлинение периода общего образования.
ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура.
Слайд 5На пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность.
11-15 лет
16 до 25 лет
Слайд 6Завершение молодёжного возраста связано с:
окончание обучения,
вступление в брак, рождение
детей, начало трудовой профессиональной деятельности,
экономическая и социальная самостоятельность,
приобретение
политических прав,
чёткое формирование системы ценностей.
Слайд 7Молодёжь является неоднородной.
По месту жительства: сельская – городская;
по виду
деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая;
по происхождению (проецирование
статуса родителей);
по принадлежности к субкультуре.
Слайд 8Молодёжная субкультура.
Субкультура и контркультура.
Субкультура (подкультура, лат. sub под,
+ культура) – система норм и ценностей, отличающих группу от
большинства общества.
контркультура – это течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры.
Слайд 9Основные черты молодёжной субкультуры:
1) вызов ценностям взрослых;
2) включение в
группы сверстников;
3) своеобразие вкусов;
4) культура досуга, а не
работы.
Слайд 10Классификация молодёжных субкультур(по социально-правовому признаку):
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной
направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды);
2) социально-пассивные,
деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты);
3) асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.
Слайд 11по направленности интересов:
1) увлечение современной молодежной музыкой;
2) стремление к
правопорядковой деятельности;
3) активно занимающиеся определенными видами спорта;
4) околоспортивные
– различные фанаты;
5) философско – мистические;
6) защитники окружающей среды.
Слайд 121) романтико – эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными
оговорками – байкеры);
Эскапизм (ескейпизм) (от англ. escape – бежать, спастись)
– стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения.
2) гедонистическо – развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);
3) криминальные («гопники», «люберы»);
4) анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально – деструктивными.
Слайд 13Молодёжь обычно рассматривают в 3-х измерениях: 1) возраст; 2) психологические
особенности; 3) социальные.
1) особая эмоциональная восприимчивость;
2) стремление идти на риск;
3)
высокая степень мобильности;
4) высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;
5) стремление к максимальному проявлению своих сил и возможностей;
6) определённое критическое отношение к старшему поколению;
7) определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;
8) ощущение зависимости от третьих лиц;
9) стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;
10) стремление к идеалу.
Слайд 14Легко ли быть молодым?
Трудности социализации в молодёжном возрасте связаны с:
1)
несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого
социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;
2) несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, связанных с психофизиологическим повзрослением;
3) противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.
Слайд 15Инфантилизм (от лат. infantilis – детский)
– сохранение у взрослых физических
и психических черт, свойственных детскому возрасту.
Инфантилизм психический – особенность
психического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость.
Слайд 16Молодёжь в российском обществе.
Российское общество является переходным. Проблемы общества проецируются
и на молодёжь. Т. к. молодёжь является наименее защищенной социальной
группой, эти проблемы ещё более усиливаются.
Проблема семьи и брака. В нашей стране не уделяется должного внимания молодым семьям. Рыночная система привела к росту безработицы, «квартирному вопросу».
Проблема духовного и интеллектуального развития.
Слайд 17Молодёжь в российском обществе.
Проблема социализации. Произошёл разрыв между поколениями.
Усиливается конфликтность,
девиантное поведение.
Падение интереса молодёжи к труду, невозможность удовлетворить свои потребности
за счёт добросовестного труда (от 2 до 4 млн. не работает и не учится).
Слайд 18
Источники:
http://sosnovo-school.ucoz.ru/index/molodjozh_kak_socialnaja_gruppa/0-100
http://www.newsland.ru/news/detail/id/117442/
http://blog.mixx.by/page/2/
http://forum.0629.com.ua/viewtopic.php?t=195140&sid=37026061de19881ee7bc7f7926cdb3b7
http://mam.ua/news/newsDetail.do?rada_izmenila_poryadok_registratsii_rodivshihsya_doma_detey&objectId=836
http://www.hermes-press.com/arrested_development.htm
http://www.grafamania.net/page/5443/