Разделы презентаций


Неолит

Содержание

Новые системы координатВ эпоху неолита человек вышел из пещеры и начал осваивать открытые пространства.Человек стал ощущать себя фиксированной точкой в пространстве.Появилась привычная нам четырехчленная система координат на плоскости: впереди, позади, направо

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Неолит
Prezentacii.com

Неолит  Prezentacii.com

Слайд 2Новые системы координат
В эпоху неолита человек вышел из пещеры
и

начал осваивать открытые пространства.
Человек стал ощущать себя фиксированной точкой в

пространстве.

Появилась привычная нам четырехчленная система координат на плоскости: впереди, позади, направо и налево.

Произошло формирование языка.

Появились абстрактные мышление и понятия.

Просветление

Новые системы координатВ эпоху неолита человек вышел из пещеры и начал осваивать открытые пространства.Человек стал ощущать себя

Слайд 3Новая модель мира
В неолите оформляется «простейшая модель человеческого существования –

горизонтальная плоскость, проколотая вертикальной осью» (Р. Арнхейм).
Точка первотворения содержит в

себе бесконечность всего космоса. Круг можно рассматривать как развертку точки в сферическую волну бесконечного радиуса – он так же ограничен (внутренняя площадь) и бесконечен (отсутствие начала и конца внешней границы) как точка.

Солнцегриб

Из серии «Жернова времени»

Новая модель мираВ неолите оформляется «простейшая модель человеческого существования – горизонтальная плоскость, проколотая вертикальной осью» (Р. Арнхейм).Точка

Слайд 4В неолите «высшей этической ценностью является целостность, полнота и нерасчлененность

вселенской жизни; все, что начинало быть, определялось как «хорошо», небытие

подразумевалось как «плохо» (Ж. Джумабаев).

Так кельтский бог Дагда, чье имя означает «хороший бог», «хорош во всем» – всемогущ, всеведущ, обладает котлом, всегда полным еды, и от которого «никто не ушел голодным» (Т. Пауэлл).

Бог Дагда

Образ человека совпадает с пространством мифологического космоса, что зафиксировано в мифах
о первочеловеке-великане (Пуруша, Имир, Паньгу), из тела которого творится вселенная. Проецирование человеческой сущности на природу приводит к ее тотальному одушевлению.

В неолите «высшей этической ценностью является целостность, полнота и нерасчлененность вселенской жизни; все, что начинало быть, определялось

Слайд 5Слово. Миф. Сказка
В эпоху неолита создавалось огромное количество мифов, произведений

малых фольклорных форм, сказок.

К этому периоду относятся:
мифы творения;
циклические

мифы (солярные, лунарные, аграрные, растительные);
мифы борьбы с хтоническими персонажами предыдущей Вселенной.

Особенностью первых мифопоэтических текстов является то, что они записаны на языке визуальных знаков и долгое время передавались устно.

Самыми древними фольклорными текстами являются заговоры.

Стандартный набор сюжетных ходов сказок включает:
запрет;
нарушение запрета;
кару;
путешествие в иной мир;
испытание;
возвращение с дарами.

Слово. Миф. СказкаВ эпоху неолита создавалось огромное количество мифов, произведений малых фольклорных форм, сказок. К этому периоду

Слайд 6Обряды. Танцы
Постоянные элементы обряда:
культ природы (использование
символических растений);
огня (очистительные

действия);
еды (совместные трапезы);
магия слова и звука (шумное
поведение);
гадания;
ритуальный смех.

Так

же стандартен сценарий праздников. Все праздники преследуют одну цель – перевести мир из состояния «старого» в «новое», из хаоса в космос и таким образом как бы являются одним и тем же повторяющимся ритуалом.

Танец Солнца

Обряды. ТанцыПостоянные элементы обряда:культ природы (использование символических растений); огня (очистительные действия);еды (совместные трапезы);магия слова и звука (шумное

Слайд 7Дж. Кэтлин. Танец орла в племени чокто. 1837
Роспись из Рока

дельс Морос в Когула. Лльейда, Испания
Танец алеутов
Танец долганов

Дж. Кэтлин. Танец орла в племени чокто. 1837Роспись из Рока дельс Морос в Когула. Лльейда, ИспанияТанец алеутовТанец

Слайд 8Орнаментальные «тексты»
Искусство неолита дало огромное количество орнаментальных «текстов» на керамике.

Керамический сосуд является наглядным примером того, как из хаоса глины

и воды при помощи огня формируется тело (тулово) космоса формы. Единая форма сосуда демонстрирует целостность мира,
а нанесенный на нее орнамент – принципы мерности этого мира. Примером круговой структуры являются любые композиции плоских сосудов.

Неолитический сосуд с плетенкой. Личина на неолитическом сосуде
Вознесеновка, Нижний Амур

Фатьяновская ямочно-гребенчатая керамика. Волго-Окское междуречье

Сосуд
эпохи неолита

Фрагменты
ямочно-гребенчатой керамики

Дипилонская
ваза

Орнаментальные «тексты»Искусство неолита дало огромное количество орнаментальных «текстов» на керамике. Керамический сосуд является наглядным примером того, как

Слайд 9Японская веревочная керамика неолита – дземон
В керамике неолита количественно преобладают

знаки с водной символикой, символизирующие изначальную целостность водной стихии –

хаоса, из которого возник космос.

Керамика периода трипольской культуры

Японская веревочная керамика неолита – дземонВ керамике неолита количественно преобладают знаки с водной символикой, символизирующие изначальную целостность

Слайд 10На основе архетипа Мирового древа
в неолитической орнаментике впервые формируется

более сложная ритмическая единица – симметричная геральдическая композиция, которая демонстрирует

единство мотива (категория пространства) и ритмико-метрической структуры композиции (категория времени), когда «одно и есть другое» (Л.М. Буткевич).

Мировое дерево

На основе архетипа Мирового древа в неолитической орнаментике впервые формируется более сложная ритмическая единица – симметричная геральдическая

Слайд 11Мегалитическая архитектура
В мегалитических сооружениях неолита воплощена идея закономерности эволюции космоса

– космогенез.
Вертикаль менгира обозначила мировую ось и зафиксировала в

самых общих чертах членение пространства на верх и низ.

В искусственных курганах человек воспроизвел природные формы горы.

Курган Нью-Гнейндж Ирландия

Менгир
Бретань, Франция

В формах монолитных (Волконский) и составных (Большой Кичмай) дольменов люди неолита смоделировали пещеру, выведя ее из нутра горы.

Дольмен «Большой Кичмай». Краснодарский край

Дольмен «Волконский». Северо-Западный Кавказ

Мегалитическая архитектураВ мегалитических сооружениях неолита воплощена идея закономерности эволюции космоса – космогенез. Вертикаль менгира обозначила мировую ось

Слайд 12Курганы и дольмены – это храмы ежегодного рождения света из

сокровенной толщи материи земли.
Кромлех – наиболее сложная и многозначная модель,

которая демонстрируют сам процесс становления бытия из первичной точки алтаря.

Кромлех в Стоунхендже Великобритания

Реконструкция (forums.civ.org.pl)

Курганы и дольмены – это храмы ежегодного рождения света из сокровенной толщи материи земли.Кромлех – наиболее сложная

Слайд 13Изобразительное искусство: всё во всем
Для изобразительного искусства важны качества полноты

и целостности бытия. Рождение вселенной неолита отмечено лавинообразным ростом объектов

изображения, количества сюжетов и изобразительных текстов.

Мир в неолитических петроглифах оживает
и преисполняется неистовой жизненности. Мощь первичного импульса творения задает динамизм движению фигур и разворачиванию действия на вечном и неподвижном лоне камня.

Петроглифы. Мыс Бесов нос. Карелия, Россия

Изобразительное искусство: всё во всемДля изобразительного искусства важны качества полноты и целостности бытия. Рождение вселенной неолита отмечено

Слайд 14«Газетный камень». Штат Юта, США

«Газетный камень». Штат Юта, США

Слайд 15Принцип «всё во всем» нашел воплощение в образе богини-матери. Доминирование

этого образа в изобразительных текстах неолита проявляется
в большом количестве

изображений богини и сюжетов, связанных с ней.

Фигуры богинь-рожениц из Чатал-Хююка. Турция

Статуэтка богинь на троне с острова Гозо. Мальта

Принцип «всё во всем» нашел воплощение в образе богини-матери. Доминирование этого образа в изобразительных текстах неолита проявляется

Слайд 16Совпадение пространства вселенной
с первочеловеком отражено в магическом приеме покрытия

фигуры человека символами природных стихий.
Стела из Керносовки. Украина
Состояние становления

космоса проявилось в абстрактности форм неолитических изображений. Все исследователи отмечают при переходе от палеолита к неолиту процессы нарастания условности, «сворачивания» формы до простейших геометрических фигур, обнажение морфологической структуры. Теневые, темные на светлом, фигурки неолита передают не столько изображения феноменов жизни, сколько идеи этих феноменов, праидеи акта творения.
Совпадение пространства вселенной с первочеловеком отражено в магическом приеме покрытия фигуры человека символами природных стихий. Стела из

Слайд 17В оформлении статьи использованы картины
художника Юрия Лисовского
Презентация подготовлена

Е. Князевой на основании материала Е. Медковой Журнал «Искусство» № 2/2012
Дорожка

в небо
В оформлении статьи использованы картины художника Юрия Лисовского Презентация подготовлена Е. Князевой  на основании материала Е.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика