Слайд 217-й век – самый неизученный период в истории России.
«Более или
менее хорошо известно все, что было до этого, – Иван
Грозный, Борис Годунов. Известно все, что было потом – Петр Первый, императрицы, императоры, Ленин, Сталин и так далее. Но 17-й век почти неизвестен. А ведь тогда были Соляной бунт, Медный бунт, был Степан Разин и – самое главное – был раскол. Это было во время царствования второго Романова, Алексея Михайловича, которого называли Тишайшим – и напрасно. И другая интереснейшая фигура того времени – царь Федор Алексеевич, сводный брат Петра Первого».
Патриарх Никон, протопоп Аввакум и боярыня Морозова. Все они – главные фигуранты раскола русской православной церкви, которого и появилась русская православная церковь и старообрядческая.
Слайд 3Патриарх Никон – личность в российской истории широко известная. С
его именем связывают и церковную реформу, существенно изменившую богослужебную традицию
русского православия, и церковный раскол, приведший к появлению старообрядцев, и значительное повышение роли церковных первоиерархов в государственных делах, и появление на Руси новых крупных монастырей.
Слайд 4Получив сан патриарха, Никон вскоре добился и титула Великого Государя,
встав практически вровень с царем. Кстати, полный титул Никона звучал
так: «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств патриарх.
В титуле не зря упомянуты Поморье и северные страны; к ним у патриарха было особое отношение, там прошла значительная часть его жизни и началось восхождение к вершинам церковной власти.
Слайд 6Никон, в святом крещении Никита, родился предположительно в 1605 году
в крестьянской семье под Нижним Новгородом. В 12 лет ему
пришлось уйти из дома и стать послушником Желтоводского монастыря, в котором он пробыл до 1624 года. Вернувшись из монастыря, Никита женился и был возведен в сан священника.
Слайд 7После смерти детей и пострижения супруги в монахини, под именем
Никон принял постриг в Соловецком монастыре. С этого времени будущий
патриарх тесно связал свою жизнь с Беломорьем.
Слайд 9В одном из Соловецких скитов /на острове Анзер/,
Никон стал
учеником старца Елеазара, славившегося святостью и бывшего знакомым с царской
семьей.
Слайд 10С ним Никон ездил в Москву для сбора средств на
постройку каменного храма. Возможно, именно тогда и произошло его первое
знакомство с будущим царем Алексеем Михайловичем.
Слайд 11В 1646 году, будучи по монастырским делам в Москве, он
был принят 17-летним царем Алексеем, воспринимавшим Никона как ученика и
последователя старца Елеазара.
Слайд 12Видимо, старец простил Никону побег и, имея большое влияние на
Романовых (по преданию, именно благодаря его молитвам родился у царя
Михаила сын Алексей), не препятствовал его сближению с молодым монархом. Кстати, именно старец предсказал Никону будущее патриаршество
Слайд 13В 1639 году, считая, что старец сознательно затягивает строительство храма,
Никон поссорился с Елеазаром и бежал с Соловков, уговорив одного
из богомольцев доставить его на поморском карбасе к устью Онеги. Морской переход едва не закончился трагедией.
Слайд 14«В мимошедшем 1639 лете мы, будуще Иеромонахом, творихом шествие по
морю из скита Анзерскаго и во время то от великаго
морскаго волнения едва не потопихомся; но, уповающе на силу Божественнаго Животворящаго Креста, спасение получихом пред Онежским устьем, к пристанищу к Кию острову, и славу воздахом Распеншемуся на Кресте Господу нашему Иисусу Христу о оном избавлении. Будуще же тогда на том острове, на воспоминание того своего спасения водрузихом на том месте Святый и Животворящий Крест».
Слайд 15По старой поморской традиции в память о своем чудесном спасении
Никон соорудил на скалах южной стороны Кий-острова рядом со спасительной
бухтой трехметровый восьмиконечный деревянный обетный крест на низком срубе (в этом месте сейчас стоит дом). Перед этим крестом он дал обет, если Богу будет угодно, устроить на острове монастырь в честь животворящего креста Господня.
Слайд 16Кожозеро - самый крупный водоем «Ветренного Пояса», окаймленное скалистыми берегами
привлекает обилием пляжей и сосновых боров. Кожозеро протянулось с северо-запада
на юго-восток на 27 км в 120 км. по реке Онеге.
Дальнейший путь Никона проходил сначала вдоль берега вверх по Онеге, а затем по «монастырской дороге» до Кожозерской обители. Это расстояние (около 120 верст) путник преодолел за четыре дня, пешком.
Слайд 17Поистине пустынь, окруженная лесом, водой и болотами, добраться до которой
можно было только зимой. В «смутное время» удаленность монастыря обернулась
ему во благо, позволив избежать набегов польских интервентов и шаек «русских воров». Именно сюда после ссоры с Елеазаром бежал Соловков Никон. Представ перед игуменом и братией, Никон умолял их принять его в братство, но принять его без материального вклада в монастырь монахи не хотели. Никон же имел единственное богатство: две книги — полуустав церковный и каноник. Они и явились вкладом.
Слайд 18В 1640 году в монастыре появляется анзерский иеромонах и будущий
патриарх Никон. Поначалу он решает стать пустынником и удаляется на
речку Виленгу, приток Кожи, в 7 км от монастыря, где проводит полтора года. Однако после кончины игумена его призывает братия монастыря и избирает новым настоятелем. Монастырь за его трехлетнее игуменство (1643-46 годы) окреп и вырос, число монахов достигло ста. Никон наладил здесь бойкую торговлю солью и красной рыбой. Именно этот сорт семги со времен патриарха Никона, бывшим в этом краю игуменом Кожозерского монастыря, поставлялся на патриарший и царский стол. В 1646 году Никон отбывает в Москву ходатайствовать о новых льготах монастырю у нового царя Алексея Михайловича. С этой встречи начинается стремительное возвышение Никона. Царь не отпускает его назад. Царь попросил патриарха Иосифа возвести Никона в сан архимандрита и назначить его настоятелем столичного Новоспасского монастыря.3 года он митрополит Новгородский, еще через 3 - патриарх.
Слайд 19В 1646 году, будучи по монастырским делам в Москве, он
был принят 17-летним царем Алексеем, воспринимавшим Никона как ученика и
последователя старца Елеазара. Видимо, старец простил Никону побег и, имея большое влияние на Романовых (по преданию, именно благодаря его молитвам родился у царя Михаила сын Алексей), не препятствовал его сближению с молодым монархом. Кстати, именно старец предсказал Никону будущее патриаршество.
Слайд 20Природный ум, сильный характер, начитанность и религиозность Никона произвели на
царя большое впечатление. Игумен Никон был произведен в сан архимандрита
и назначен настоятелем Новоспасского монастыря в Москве. А вскоре возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого.
Слайд 21В 1652 году Никон снова оказался на острове Кий, и
опять пристать к острову пришлось из-за шторма. Считается, что именно
в это посещение острова, увидев целым ранее установленный им крест, Никон и принял обет создать на острове монастырь.
Будучи патриархом, он приступил к строительству Крестного онежского монастыря на Кий-острове и в 1657 г. был заложен Крестный Онежский монастырь
Слайд 22Через четыре года, уже став патриархом, он получил от царя
разрешение на Кий-острове «церковь поставить и монастырь соградить, имянуемый Ставрос»
(Ставрос – крест по-гречески).
Слайд 23На строительство выделялись громадные по тем временам суммы (только царь
пожертвовал 6 тыс. рублей), к Крестному монастырю приписали несколько действующих
северных монастырей и значительные территории с 4537 крестьянами (считали только взрослых мужчин).
Слайд 24Поэтому строительство, ходом которого постоянно интересовался патриарх, велось быстрыми темпами.
Слайд 25В самом разгаре была церковная реформа, приведшая к расколу и
не принятая монахами Соловецкого монастыря, вставшими в открытую оппозицию
Слайд 26Влияние Соловецкой обители на Севере было велико, ему-то и стремился
патриарх противопоставить духовную мощь нового крупного монастыря, собрав в нем
почитаемых старцев и христианские святыни. Первые монахи были переведены в Кийский монастырь из Сырьинской пустыни, старец из которой, Пахомий, возглавил строительство.
Слайд 28Чтобы поднять значение Кийского монастыря, его настоятелями сразу же стали
назначать архимандритов. Первым был Иоанн, специально для этого возведенный в
сан в 1656 году. Кстати, эта традиция продолжалась до 1884 года, когда сан архимандрита получил Ювеналий, переведенный на Кий из игуменов Красногорского монастыря.
Слайд 29 На Кий отправляли не только монахов, крестьян и строителей,
в 1657 году на остров прислали отряд драгун и пушкарей
с пушками, которые через несколько лет использовались для подавления бунта раскольников на Соловках.
Слайд 30Посланцы патриарха организовали изготовление в Палестине большого кипарисового креста, размерами
с тот, на котором принял мученическую смерть Христос, и приобретение
святынь – части древа Креста Господня и Ризы Господней, святых реликвий с мест, связанных с жизнью и смертью Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи
Слайд 31Всего же на кресте разместили более трехсот частиц христианских святынь,
включая мощи Божиих Святых Угодников. Из Палестины Крест был первоначально
доставлен в Москву, его окончательно оформили, украсили золотом и драгоценностями. Какое-то время он был выставлен на Красной площади, где богомольцы могли не только молиться перед ним, но и прикасаться к святым мощам. Естественно, что слух о появлении на Руси такой святыни распространялся быстро. Теперь, чтобы благоговейно прикоснуться к камню Гроба Господня или кусочку дерева, орошенного кровью распятого Христа, не обязательно было отправляться в Палестину.
Слайд 32Когда Крест торжественно отправили на Кий-остров, за ним сразу же
потянулись паломники.
Слайд 33Главное, монастырь получил святыню, подобную которой не имела ни одна
обитель на Руси.
Слайд 34Главное, монастырь получил святыню, подобную которой не имела ни одна
обитель на Руси.
В настоящее время Кийский крест находится в
московском храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, куда он был передан августе 1991 года. После закрытия в 1922 году монастыря он какое-то время оставался в храме, затем хранился в антирелигиозном музее на Соловках, откуда был отправлен в Москву в Исторический музей.
Слайд 35До 1923 года Крест только раз покидал монастырь. Перед высадкой
англичан на остров его успели увезти на материк, но уже
тогда он лишился части святых реликвий, еще какая-то часть реликвий, позолоченный оклад и драгоценности были утрачены уже в советские годы.
Слайд 36Последний раз патриарх Никон приезжал на Кий-остров в 1660 году
и жил в монастыре почти год, лично руководя строительством и
освятив в этот период Крестовоздвиженский собор и несколько церквей. После смерти патриарха Никона Кийский монастырь не утратил своего значения, и еще долго оставался особо почитаемым, конкурируя со знаменитым Соловецким монастырем. Угасание монастыря началось со времен Петра I и, особенно, Екатерины II, когда стали активно изыматься монастырские земли.
Слайд 37Кожозерскому монастырю, одно время выступавшему конкурентом Соловецкому, суждена была иная
судьба. Удаленность и бездорожье оборачивались против него. Пережив расцвет в
XVII веке, в следующем столетии он скудеет, а в 1764 — упраздняется. Монастырские церкви обращаются в приходские, на месте монастыря возникает деревня. В середине XIX века монастырь восстанавливается.
Он способствовал освоению природных богатств Онежского края, развитию ремесел, сам вел обширную торговлю. Монастырю принадлежало четыре соляных завода, кожевенная мастерская и мастерская по оформлению уже готовых иконописных досок в киоты под стекло.
Слайд 38Снятие патриаршего сана с Никона
Слайд 39Еще будучи митрополитом новгородским, Никон часто бывал в Москве, и
проезжал он туда именно через Валдай.
Слайд 40Возвышенность Валдайская - самая высокая точка Европейской России и место
живописнейшее. Особенной красотой отличается Валдайское озеро. (и сейчас, обжитое и
многолюдное, оно прекрасно, а раньше это была дивная глушь, сияющая прозрачными кристально чистыми глубокими водами, покрытая зелеными островками с узкими проливами, украшенными живописнейшими резными берегами с редкими селениями).
Слайд 41Заметив такую красоту, подробно расспросив жителей даже о рыбных ловлях,
Никон решил, что такое место достойно того, чтобы на нем
стоял монастырь.
Сказалась, видно, тоска будущего патриарха о месте своего последнего, перед отбытием в Москву, игуменства - далеком Кожеозерском Богоявленском монастыре, другой духовной жемчужиной православного русского Севера, где остался и его духовник старец Боголеп (Львов).
Слайд 42Строительство монастыря развернулось летом 1653 года.
Основные положения и
требования
к строительству были собственноручно изложены Никоном в
специальной
грамоте, отосланной в монастырь.
К началу 1654 года, по свидетельству самого Никона, в монастыре было уже 26 монахов и такое же
количество «трудников».
Иверский монастырь всюду закупал земли. Огромные угодья были получены от
самого царя, заинтересованного в успехах своего ставленника. Никон посылал
в монастырь иконы, книги и церковную утварь.
Слайд 43Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи
Иакова Боровичского. В тоже время — в 1654 г. —
в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и многих других святых.
Слайд 45В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского
Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан
с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство.
Слайд 46 Среди монахов был будущий Патриарх Иоаким, а так же Исакий
Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на
новое место все свое имущество и типографию. С приходом кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. До этого на Руси существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве.
Слайд 47Но Иверская обитель пребывала в цветущем состоянии недолго. На Большом
Церковном Соборе в 1666 году Патриарх Никон был осужден и
низложен с Патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри (Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский) были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.
Слайд 48Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь был основан в 1656г. патриархом
Никоном как собственная резиденция и как воплощение идеи «Третьего Рима»
в России. Строительство велось в два этапа, так как через десять лет после основания монастыря работы были прерваны из-за опалы и ссылки Никона, продлившейся 14 лет.
Замысел подмосковного монастыря поражает своим размахом – это должен был быть по-настоящему Новый Иерусалим, как можно более приближенный к Святой Земле, по частям которой была названа вся местность на берегу реки Истры: Вифлеем, Галилея, Елеон. Даже река была здесь переименована в Иордан.
Слайд 49На старых картах видно, что Новый Иерусалим с окрестностями был
максимально приближен к своему прообразу, хотя и в уменьшенном виде.
Патриарх Никон не дожил до завершения строительства - он скончался в 1681г., а ансамбль монастыря, сохранив общую планировку, достраивал настоятель монастыря архимандрит Никанор