Слайд 1Образование и наука
в России
в середине-второй половине
XVIII века
Александрова В.В.
МОУ «Сош № 72»
г.Саратов
Слайд 2
Первое здание
Московского университета
Слайд 3Екатерина Романовна
Воронцова-Дашкова
Директор Академии наук в Санкт-Петербурге
Возглавляла комиссию для изучения
русского языка и языков народов Росийской империи
Слайд 4Здание Петербургской Академии наук во второй половине XVIII века (Кунсткамера)
Слайд 5Михаил Васильевич Ломоносов
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой
понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей
страстью сей души, исполненной страстей».
А.С.Пушкин
Слайд 6Иван Петрович Кулибин
1735-1818
«Все свои мысли на изобретение казне и
обществу полезных машин».
С 1769 г. и на протяжении более 30
лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской Академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов
Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы — лишь это впечатляло современников..
Слайд 7 К 1772 г. Кулибин разработал несколько проектов 300-метрового
одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил
и испытал большую модель такого моста впервые в практике мостостроения, показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них — фонарь-прожектор с параболическим отражателем, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения
Слайд 8 Леонард Эйлер
Леонард Э́йлер (1707-1783) — выдающийся математик, внёсший значительный
вклад в развитиематеатики, а также механики, физики, астрономии и ряда
прикладных наук.
Эйлер — автор более чем 800 работ поматематическому анализу, теории чисел,оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и др.
Почти полжизни провёл в России, где внёс существенный вклад в становление российской науки. В 1726 году он был приглашён работать в Санкт-Петербург. В1731-1741 и, начиная с 1776, был академиком Петербургской Академии наук (в 1741—1766 работал в Берлине, оставаясь почётным членом Петербургской Академии). Хорошо знал русский язык и часть своих сочинений (особенно учебники) публиковал на русском. Первые русские академики-математики (С.К.Котельников) и астрономы (С.Я.Разумовский) были учениками Эйлера. Некоторые из его потомков до сих пор живут в России.
Слайд 9 Иван Иванович Ползунов
1763 г. - проект
универсального парового двигателя – первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного
действия, осуществить который ему не удалось
1765 г. - первая в Росии паросиловая установка для заводских нужд
Слайд 10Василий Никитич Татищев
(1686-1750)
известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель
автор
первого капитального труда по русской истории — «Истории Российской»
основатель Ставрополя
(ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми.
Слайд 11Иван Иванович Бецкой
Г.Р.Деравин
Луч милости был, Бецкой, ты!
Кто в бранях крови
лил потоки;
Кто грады с прах преображал –
Ты милосердья полн, любови,
Спасал,
хранил, учил, писал;
Кто блеск метал – ты устранялся;
Кто богател – ты ущедрялся;
Кто расточал – ты жизнь берег;
Кто для себя – ты жил для всех.
1795 г.
Слайд 12«Самое города построение весьма изрядно, хотя в нем нет
каменного строения,
кроме 7 церквей и двух монастырей -
мужского и женского; однако
прямые улицы и хорошие ряды
делают сей город приятным, так что его можно почесть за
один из лучших волжских городов. В нем находятся соляная
и рыбная пристани, кожевенные заводы, канатная, шляпная
и шелковичная фабрики. Для последней из оных расстоянием
верст в пять от города заведен обширный сад с тутовыми
деревьями, которые бьющими из гор ключами орошаются.
Около города на берегу Волги целый флот судов с пушками -
для безопасности от разъезжающих по Волге удальцов».
академик И.Лепехин 1769 г.
Слайд 13Училище. Под этим словом подразумевается специальное учебное заведение. Однако стоит
заглянуть в старые словари, чтобы узнать его первоначальное значение. Училищем,
согласно Далю, раньше называли обычную школу.
Самая первая школа появилась в Саратове благодаря указу императрицы Екатерины II. Произошло это событие 22 сентября 1786 года. Денег на учебное заведение у города не было, а потому училище было организовано на средства приказа общественного призрения. Городская управа не выделила специального здания, и училище постоянно переезжало с места на место. Классные комнаты практически всегда были смежными, а сторожа, за неимением отдельного помещения, сидели на одних лавках с учениками. Такая ситуация продолжалась четырнадцать лет, до 1800 года.
Учиться в этом первом училище могли дети всех сословий. Да и четкой организации у первого учебного заведения города не было: оно совмещало в себе и начальную, и среднюю школы. Главными предметами в первом саратовском училище стали Закон Божий, а также русская речь и арифметика. Другие дисциплины изучались весьма поверхностно.