Слайд 1«ОТТЕПЕЛЬ» В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
МБОУ «Лицей №12 г. Новосибирск учитель ВКК
Стадничук Т.М.
Слайд 2ОТТЕПЕЛЬ
И.Г. ЭРЕНБУРГ (1891–1967) - советский писатель, поэт, публицист
« …Оттепель, наступившая
после долгой и суровой сталинской «зимы». В то же время
это была не «весна» с её полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог последовать «лёгкий морозец»
Слайд 3ЛИТЕРАТУРА
Восстанавливается доброе имя многих деятелей культуры – жертв беззакония: В.
Мейерхольда, Б. Пильняка, О. Мандельштама, И. Бабеля.
Принцип художественной объективности,
ставил правду искусства выше любых идеологических
предписаний.
Б.А. ПИЛЬНЯК
(1894-1938 гг.)
Увидел в революции не только силу, но и «слезы и кровь».
И.Э. БАБЕЛЬ
(1894 —1940 гг.)
Слайд 4ЛИТЕРАТУРА
Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых
замалчивались в 1930 -1940-е гг.: заново вошли в литературу С.А.
Есенин, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова
Слайд 5ЛИТЕРАТУРА
Рождение нового направления в советской литературе — обновленческого, обращение к
внутреннему миру человека, его повседневным заботам и проблемам, нерешённым вопросам
развития страны.
В 1953 году в своей работе В. Померанцев « Об искренности в литературе» пишет: « …честно писать – это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей…»
Слайд 6ЛИТЕРАТУРА
В журнале « Новый мир» появились статьи В. Овечкина, Ф.
Абрамова, И. Эринбурга, В. Пановой, которые впервые поставили вопрос о
губительности той атмосферы, которая сложилась в стране.
Ф. АБРАМОВ
В. ПАНОВА
Ф. ПАНФЕРОВ
Слайд 7ЛИТЕРАТУРА
В романе описывается драматическая судьба изобретателя, сталкивающегося с бюрократической системой.
В.М.
ДУДИНЦЕВ
Слайд 8ЛИТЕРАТУРА
В романе описываются ученые, их самозабвенная работа, поиски, исследования. В
книгах Гранина воплощался мир людей, по-новому мыслящих, свободных, решительных, самостоятельных.
Д.А.
ГРАНИН
Слайд 9ЛИТЕРАТУРА
В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются
изображением тяжести военных будней. Новую правду о войне раскрывали в
своих произведениях Ю.В. Бондарев «Батальоны просят огня», М. А. Шолохов «Судьба человека», К. М. Симонов «Живые и мертвые».
Ю. БОНДАРЕВ
М. ШОЛОХОВ
К. СИМОНОВ
Слайд 10ЛИТЕРАТУРА
Настоящим потрясением для многих людей стал выход в свет произведений
А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»,
«Матренин двор», в полный
рост поставивших проблемы
преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей
Хрущев: «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры».
А.И. СОЛЖЕНИЦЫН
Слайд 11ЛИТЕРАТУРА
Освоение космоса, разработка новейших образцов техники сделали любимым жанром читателей
научную фантастику. Романы И.А. Ефремова, А.П. Казанцева, братьев Стругацких приоткрывали
для читателей завесу будущего.
А. и Б. СТРУГАЦКИЕ
Слайд 12ЛИТЕРАТУРА
Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это
время появилась целая плеяда замечательных поэтов – «шестидесятников»:
Е.А. Евтушенко,
А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский.
Е.А. ЕВТУШЕНКО
Б.А. АХМАДУЛИНА
Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
Слайд 13ЛИТЕРАТУРА
Не надо околичностей.
Не надо чушь молоть.
Мы — дети культа личности,
мы
кровь его и плоть.
Мы выросли в тумане,
двусмысленном весьма,
среди гигантоманий
и скудости
ума.
Мы — сверстники примера,
который грозовел
наичистейшей верой
и грязью изуверств.
Мы — помеси, метисы
несовместимых свойств:
дерзаний с догматизмом,
с новаторством притворств.
Его вступление в литературу в 1958 г. было «внезапным, стремительным,» и, с позиций того времени, неслыханно дерзким.
А.А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ
Слайд 14САМИЗДАТ
В конце 1950-х гг. возник литературный самиздат.
Так назывались ходившие в
списках в виде машинописных, рукописных или фотокопий издания не прошедших
цензуру.
Н.И. ГЛАЗКОВ
(1919 - 1979)
Поэт, переводчик, изобретатель термина «Самиздат»
Мне говорят, что «Окна ТАСС»
Моих стихов полезнее.
Полезен также унитаз,
Но это не поэзия.
Я на мир взираю из-под столика.
Век двадцатый — век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней…
Слайд 15САМИЗДАТ
Любое событие порождало лавину анекдотов. Это не просто способ пошутить,
это основная возможность сформулировать и передать другим свои политические оценки
и жизненные наблюдения...
— Почему в продаже нет обуви?
— Босиком легче догнать и перегнать Америку
— Как называется прическа Хрущева?
— Урожай 1963 года.
Колхозник говорит: «Вам, писателям, хорошо: в литературе Никита Сергеевич понимает!»
Хрущев ввел в Конституцию СССР новую статью: «Граждане СССР имеют право на посмертную реабилитацию».
Слайд 16КИНЕМАТОГРАФ
Лучшие фильмы первых лет «оттепели» также показывают «человеческое лицо» войны
…
«Летят журавли» по пьесе В. Розова «Вечно живые», режиссер М.К.
Калатозов. В центре - трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда.
Слайд 17КИНЕМАТОГРАФ
«Баллада о солдате», режиссер Г.Н. Чухрай. Молодой солдат Алёша Скворцов
совершает подвиг и вместо ордена просит дать ему отпуск, чтобы
повидаться с мамой. Путь домой оказывается долог и непрост.
Слайд 18КИНЕМАТОГРАФ
Летчик-
испытатель
Астахов, герой
Советского
Союза, во время
войны попадает в
плен. После войны вернувшегося Астахова исключают из партии, увольняют с
работы и лишают правительственной награды. Любовь жены и вера в себя спасают его и возвращают надежду на справедливость...
Слайд 19КИНЕМАТОГРАФ
«Судьба человека», режиссер С.М. Бондарчук. Фильм рассказывает о русском солдате,
прошедшего страшные испытания. Но он отстоял своё право быть человеком,
сохранил способность любить...
Слайд 20КИНЕМАТОГРАФ
«Весна на Заречной улице», режиссер М. Хуциев. История любви юной
учительницы школы рабочей молодежи и ее ученика.
В кинематографии появился
новый тип киногероя - рядового человека, далекого от идеала, но привлекательного своими нравственными качествами, близкого и понятного зрителям.
Слайд 21КИНЕМАТОГРАФ
«Высота», режиссер М. Зархи. Фильм о непростых характерах простых советских
людей, умеющих трудиться, мечтать, любить – строить большое человеческое счастье.
Слайд 22ТЕАТР
Наблюдался творческий рост театрального искусства. Театры активно искали свой путь
развития, обретали собственный стиль
В 1956 г. в Москве была организована
Студия молодых актеров, вскоре выросшая в театр-студию «Современник», под руководством
режиссера О.Н. Ефремова.
Слайд 23ТЕАТР
Ядром коллектива стали популярные советские актеры Г. Волчек, Е.
Евстигнеев, И. Кваша, О. Табаков.
ЕВГЕНИЙ ЕВСТИГНЕЕВ
ГАЛИНА ВОЛЧЕК
Слайд 24ТЕАТР
В том же году главным режиссером ленинградского БДТ стал Г.А.
Товстоногов. Репертуарные искания нового руководителя БДТ шли по двум руслам
– современной драматургии и мировой классики.
«Пять вечеров» А. Володина
«Варвары» М. Горького
«Горе от ума» А.С. Грибоедова
«Мещане» М. Горького,
«Ревизор» Н.В. Гоголя,
«Три сестры» А.П. Чехова
«Прошлым летом в Чулимске»
А. Вампилова
«Энергичные люди» В. Шукшина
«История лошади» Л.Н. Толстого
Слайд 25ТЕАТР
На его сцене свои лучшие роли сыграли Л. Макарова, Е.
Копелян, В. Стржельчик, К. Лавров, П. Луспекаев, С. Юрский, Е.
Лебедев, О. Басилашвили.
К. ЛАВРОВ
О. БАСИЛАШВИЛИ
П. ЛУСПЕКАЕВ
Слайд 26ТЕАТР
С 1964 г., местом притяжения театралов стал Московский театр драмы
и комедии на Таганке, под руководством Ю.П. Любимова. Молодой колектив
объявил себя наследником традиций Станиславского, Вахтангова, Мейерхольда
Слайд 27ТЕАТР
В «звездной» труппе блистали А. Демидова, В. Высоцкий, Н.
Губенко, В. Золотухин, З. Славина, Л. Филатов.
В. ВЫСОЦКИЙ
А. ДЕМИДОВА И
Л. ФИЛАТОВ
Слайд 28ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
С конца 50-х годов в советской живописи утвердилось новое
направление, позже названное «суровым стилем», для которого характерен подчеркнутый драматизм
в подходе к жизненным явлениям.
П.Н. НИКОНОВ НАШИ БУДНИ (1960)
Слайд 29ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Н.И. АНДРОНОВ «ПЛОТОГОНЫ» (1958—1961)
Слайд 30ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
В.Е. ПОПКОВ «СТРОИТЕЛИ БРАТСКА» (1960—1961)
Слайд 31ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Шло становление нового художественного мышления в изобразительном искусстве. Реабилитировано
искусство авангарда 20-х годов, стали проводиться выставки молодых художников, работавших
в нетрадиционном стиле
Слайд 32МУЗЫКА
В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении
ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От
всего сердца», в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Н. Мясковского и др.
Д. ШОСТАКОВИЧ
С. ПРОКОФЬЕВ
А. ХАЧАТУРЯН
Слайд 33МУЗЫКА
Наиболее значительным событием в музыкальном театральном искусстве стала премьера выдающегося
балета А. Хачатуряна «Спартак».
Слайд 34МУЗЫКА
В декабре 1959 года состоялось Первое Всероссийское совещание деятелей эстрадного
искусства. Это явилось актом признания заслуг советской эстрады.
Л. Мондрус -
Синий лён
И. Бржевская - То ли дождик, то ли снег
Г. Великанова – Ландыши
Э. Хиль - Зима
Т. Миансарова –
Чёрный кот
В. Мулерман - Лада,
А. Ведищева - Всё равно ты будешь мой
ВАДИМ МУЛЕРМАН
Слайд 35МУЗЫКА
Широкое распространение к концу десятилетия получили и вокально-инструментальные ансамбли.
«ДРУЖБА» А. БРОНЕВИЦКОГО, СОЛИСТКА ЭДИТА ПЬЕХА
Слайд 36МУЗЫКА
Н. ДОБРОНРАВОВ И А. ПАХМУТОВА
В этот период начинается творческая
деятельность
Э. Денисова, А. Петрова, А. Шнитке, Р. Шедрина,
А.
Эшпая. Огромной популярностью пользовались
произведения Г.
Свиридова и
песни А.
Пахмутовой на
стихи Н.
Добронравова.
Слайд 37МУЗЫКА
Новую жизнь обрел жанр авторской песни, в которой автором текста,
музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек.
Б. ОКУДЖАВА
Ю. ВИЗБОР
А.
ГАЛИЧ
Слайд 38МУЗЫКА
Авторская песня
- это серьезные раздумья о жизни человека:
о
жестокости нашей жизни,
о неуважении к личности, о крушении идеалов,
о разочарованиях, об эфемерности надежд.
ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли - повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте
высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите, и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Слайд 39МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
Оттепель проявилась и в постепенном возобновлении культурных связей
с зарубежными странами. 1957 г. – в Москве прошел Всемирный
фестиваль молодежи и студентов, положивший начало регулярным
контактам
советской
молодежи с
зарубежными
сверстниками
Слайд 40МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
Прозвучавшая на церемонии закрытия песня «Подмосковные вечера» надолго
сделалась визитной карточкой СССР.
Один из фестивальных конкурсов впоследствии стал
постоянной передачей на телевидении и положил основу массовому распространению в находящемся под железным занавесом Советском Союзе КВН.
К фестивалю были написаны песни «Если бы парни всей Земли…», «Зори московские…», «Звенит гитара над рекою…» и др.
В стране стала распространяться мода на
джинсы, кеды, рок-н-ролл и игру
бадминтон.
Слайд 41ВСЕМИРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ
В 1957 г. после международного фестиваля
молодежи на улицах появились стиляги – молодежь, одетая по западной
моде. Власть пыталась держать эти процессы под контролем. Стиляг осуждали и высмеивали.
… Ты его, подружка, не
ругай:
Может, он залетный
попугай,
Может, когда маленьким
он был,
Кто-то его на пол уронил,
Может, болен он, бедняга?
Нет, он попросту стиляга!
Слайд 42МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
1958 – первый международный
конкурс
им. П.А. Чайковского
1959 – возобновлен Московский
кинофестиваль
Слайд 43МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
1957 - в Москве открылась персональная выставка работ
испанского художника
П. Пикассо.
1958 - выставка
американских абстракционистов в Сокольниках
1960 - «Живопись Великобритании 1700 – 1960» в ГМИИ
1961 - выставка современных французских мастеров в Сокольниках.
П. ПИКАССО «СКРИПКА И ВИНОГРАД» 1912
Слайд 44ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ
Невозможность действовать репрессивными методами
вынуждала партийное руководство искать новые
приемы воздействия на интеллигенцию
«Вовсе не означает, что теперь, после
осуждения культа личности, наступила пора самотека... Партия проводила и будет последовательно и твердо проводить... ленинский курс,
непримиримо выступая против любых идейных шатаний»
Н.С. Хрущев
Слайд 45ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ
Литературный журнал «Новый мир» стал рупором нового направления в
советской литературе. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и
отстранила Твардовского от руководства журналом
А. ТВАРДОВСКИЙ
Слайд 46ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ
Попытки главы Союза писателей А. А. Фадеева добиться изменить
стиль руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС.
привели к его опале, а затем и к самоубийству.
Из предсмертной записки:
…Искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а
литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли
это партийностью»
Слайд 47ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ
Публикация на Западе запрещенного властями романа Б. Пастернака «Доктор
Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально
вне закона. В октябре 1958 г. он
был исключен из Союза
писателей и вынужден
отказаться от Нобелевской
премии, чтобы избежать
высылки из страны
Б. ПАСТЕРНАК
«Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то воля, люди, свет.
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет…
Б. Пастернак
Слайд 48ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ
Цензура тщательно отыскивала и уничтожала любые проявления инакомыслия. Так
рукопись романа
В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба», о судьбе, жертвах
и трагедии ввергнутого в войну народа, была изъята у
автора органами
госбезопасности. По
сохранившимся в
списках двум
экземплярам роман
был опубликован в
СССР только в годы
перестройки.
В.С. ГРОССМАН
Слайд 49ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ
Жесткая критика за «формализм» и «безыдейность», развернувшаяся в печати
загнала этих художников в «подполье» = зарождение андеграунда
В 1962 г.
Н.С. Хрущев посетил выставку художников-авангардистов в Манеже: «…Я вам говорю как Председатель Совета Министров: все это не нужно советскому народу» (Н.С. Хрущев)
Слайд 50ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ
Резкой критике за «идеологическую сомнительность»,
«недооценку руководящей роли партии»,
«формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и
поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, К. Паустовский и др.), но и
скульпторы, художники, режиссеры (Э. Неизвестный,
Р. Фальк, М. Хуциев),
философы, историки
Н. С. Хрущёв в 1962 году на выставке назвал скульптуры
Э. Неизвестного «дегенеративным искусством»:
Слайд 51По просьбе родственников Хрущева, Эрнст Неизвестный создал надгробный памятник Н.
С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище
«Я так и не понял, чего
в нем больше белого или черного?»
Э. Неизвестный
Слайд 52ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ
С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с
деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Н. С. Хрущева приобретали
характер официальных оценок. Бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и у интеллигенции в целом.
Слайд 53СКУЛЬПТУРА
ПИСКАРЕВСКОЕ КЛАДБИЩЕ
(1960) скульпторы
В.В. ИСАЕВА,
Р.К. ТАУРИТ
Скульпторы работают над созданием
мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной
войне.
Слайд 54СКУЛЬПТУРА
МАМАЕВ КУРГАН (1963-1967) скульптор Е. ВУТЕТИЧ
Слайд 55АРХИТЕКТУРА
По предложению И. В. Сталина в 1947 г. Совет министров
СССР принял решение о строительстве в Москве 8-ми высотных зданий,
одним из которых, самым высоким, стал главный корпус МГУ на Ленинских (ныне Воробьёвых) горах.
ЗДАНИЕ МГУ НА ЛЕНИНСКИХ ГОРАХ (1949-1953 гг.) архитектор Л. РУДНЕВ
Слайд 56АРХИТЕКТУРА
В 1955 году принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании
и строительстве», положившее конец сталинскому ампиру. Началась застройка районов крупными
массивами, унылый «коробочный» пейзаж стал нормой для советских
городов.
Районы ХИМКИ-ХОВРИНО
(архитектор
КАРО АЛАБЯН)
Слайд 57АРХИТЕКТУРА
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СТАДИОН ИМ. В.И. ЛЕНИНА В ЛУЖНИКАХ
(1954-1956) арх. А.
ВЛАСОВ, Н. УЛЛАС и др.
Слайд 58АРХИТЕКТУРА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ (1959-1961) арх. МИХАИЛ ПОСОХИН
Слайд 59РАЗВИТИЕ НАУКИ
В 1957 г. по инициативе академиков М. А. Лаврентьева,
С. Л. Соболева и С. А. Христиановича под названием Сибирское
отделение Академии наук СССР (СО АН СССР). В его состав вошли научные учреждения Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР
К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений
Слайд 60РАЗВИТИЕ НАУКИ
В 1956 г. был создан Международный исследовательский центр в
Дубне (Объединенный институт ядерных исследований). 1957 г. - создание самого
мощного в мире синхрофазотрона (резонансный циклический ускоритель)
Слайд 61РАЗВИТИЕ НАУКИ
Приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса. На
его нужды работали крупнейшие ученые страны (С. Королев, М. Келдыш,
А. Туполев, А. Сахаров, И. Курчатов и др.)
С. КОРОЛЕВ
КОНСТРУКТОР
М. КЕЛДЫШ
МАТЕМАТИКА
А. ТУПОЛЕВ
КОНСТРУКТОР
Слайд 62РАЗВИТИЕ НАУКИ
1954 г. – запущена первая в мире АЭС в
Обнинске
1954 г. – испытана водородная бомба
Слайд 63РАЗВИТИЕ НАУКИ
1955 – 1956 гг. – первая советская Антарктическая экспедиция
Слайд 64РАЗВИТИЕ НАУКИ
1956 г. - выход на трассы первого в мире
реактивного пассажирского лайнера Ту-104
Слайд 65РАЗВИТИЕ
НАУКИ
1957 г. - первый в мире атомный ледокол «Ленин»
1957 г. - первый искусственный
спутник Земли
Слайд 66РАЗВИТИЕ НАУКИ
1957 г. - создание быстроходных пассажирских судов на подводных
крыльях («Ракета»)
Слайд 67РАЗВИТИЕ НАУКИ
12 апреля 1961 г. – первый космический полет Ю.
Гагарина
1963 г. – первый полет женщины-космонавта В. Терешковой
Слайд 68СОВЕТСКИЙ СПОРТ
НИНА РОМАШКОВА –
первый советский олимпийский чемпион (метание диска)
Годы
«оттепели» были ознаменованы триумфальными победами советских спортсменов. 1952 г. –
летняя олимпиада в Хельсинки (22 золотых, 30 серебряных, 19
бронзовых медалей)
Советский Союз
получил 2 место по
числу медалей,
который впервые в
истории принял
участие в
Олимпийских играх.
Слайд 69СОВЕТСКИЙ СПОРТ
1956 г. – летняя олимпиада в Риме (103 медали,
из них 43 золотые, 29 серебряные и 31 бронзовая.)
Л.
ЛАТЫНИНА (ГИМНАСТИКА)
В. КАПИТОНОВ (ВЕЛОСПОРТ)
Ю. ВЛАСОВ
(ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА)
Слайд 70СОВЕТСКИЙ СПОРТ
Это были годы триумфа великого советского футболиста-вратаря Льва Яшина,
сыгравшего за спортивную карьеру более 800 матчей и ставшего серебряным
призером Кубка Европы (1964 г.) и чемпионом Олимпийских игр (1956 г.).
Слайд 71ОБРАЗОВАНИЕ
Образовательная система нуждалась в обновлении в соответствии перспективам развития науки
и техники
В декабре 1958 г. был принят закон о новой
структуре образования:
1. Вместо семилетки была создана обязательная
восьмилетняя политехническая школа.
2. Среднее образование – школа рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, техникумы, средняя трехгодичную трудовая общеобразовательную школу с производственным обучением.
3. Для поступление в ВУЗ вводился обязательный производственный стаж
Слайд 72ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ
С конца 1950-х годов наметилась новая волна давления
на церковь. Обоснование – борьба против «религиозных пережитков» в сознании
людей. За 1958-1965 гг. количество зарегистрированных православных обществ сократилось с 13477 до 7551
Священники утверждались властями.
За верующими осуществлялась слежка -члены партии и ВЛКСМ в случае посещения церкви исключались из этих организаций