Слайд 1Археологические памятники тюрок
Южной Сибири
Слайд 2История алтайских тюрок I тысячелетия н. э. известна по материалам
из раскопанных курганов, изваяниям и древнетюркским надписям, выбитым на камне.
Основными археологическими источниками являются погребения. В большинстве своем это погребения воинов вместе с конем и сбруей. В долинах Горного Алтая и степях Южной Сибири встречаются курганы из камней и земли, под которыми расположены четырехугольные грунтовые ямы, а также погребальные сооружения в виде совсем небольших каменных выкладок. Люди погребены в вытянутом положении на спине. Иногда могилы отмечены на поверхности только кольцом из камней.
В центре могильника обычно находилась могила знатного человека, вокруг — могилы погребенных с ним воинов или рабов. Бедность последних подчеркивает пышность и богатство центральной могилы. Погребения в больших курганах отличаются богатством инвентаря и сложным погребальным обрядом. В могилу клали колчан со стрелами, железный нож, богато украшенные пояса, серебряные сосуды с древнетюркскими письменами. За перегородками обнаружены скелеты лошадей. Такие курганы были открыты на Алтае у с. Катанда, в Туяхте, на могильнике Кудыр-гэ и на р. Ур в Кузбассе, на могильниках Тувы (например, могильник Саглы). Встречаются и каменные изваяния мужчин-воинов с сосудом в руках и поясом, к которому прикреплен меч или кинжал. Около могилы также ставили каменные стелы
Слайд 3В VI—VII вв. среди тюркских племен на Енисее выделяются древние
хакасы (кыргызы). В 840 г. они стали играть главенствующую политическую
роль в Южной Сибири. В государстве енисейских кыргызов развивалось хозяйство на базе плужного земледелия и скотоводства. К концу I тысячелетия окончательно сложился физический тип местного населения — ближайших предков современных хакасов. Памятники кыргызов IX—XI вв. известны в Туве, Горном Алтае
Слайд 4У древних хакасов качественно новое развитие получило ремесло. В основе
его лежала добыча и обработка железа, изготовление из него орудий
труда и оружия. Известны широколопастные железные черешковые наконечники стрел, массивные длинные мечи и железные наконечники копий, а также серпы, сошники, конские удила, стремена. Гончарные мастера наряду с простой кухонной посудой делали высокие, необычайно прочные сосуды, так называемые кыргызские вазы. Их поверхность украшали штампованным орнаментом.
Слайд 5Культура древних кыргызов изучена по могильникам, поселениям и памятникам древнетюркской
орхоно-енисейской письменности. В погребальном обряде, конструкции могил, орудиях труда и
предметах быта прослеживается связь с предшествующей таштыкской культурой. Знатных кыргызов хоронили под насыпями больших курганов, так называемых чаатасов (камень войны). Четырехугольные по форме курганы обставляли вертикально врытыми в землю каменными плитами. В таких курганах обнаружены кучки пепла и пережженных костей, керамические сосуды и личные вещи. Рядом с огромными сооружениями находятся насыпи средних размеров и совсем небольшие диаметром 3—5 м, в которых совершены погребения по обряду трупоположения без вещей. Кладбища Копенского и Уйбатского чаатасов в Хакасии свидетельствуют о социальном расслоении общества. Большие курганы возводились над людьми, занимавшими при жизни высокое общественное положение, под небольшими курганами покоились рядовые члены общества. В погребальном ритуале особое место занимал баран: кости баранов встречаются во многих древнехакасских погребениях, а в некоторых богатых склепах находились искусно вырезанные деревянные фигурки животных, обложенные золотой фольгой. Скот был мерилом богатства родовой знати; надгробные эпитафии восхваляют заслуги и богатство умерших. В одной такой надписи говорится: «Умерший разлучился со своими 6000 коней».
Тюрки Южной Сибири: 1 — крепость; 2 — курган; 3 — предметы конской сбруи; 4 — керамические сосуды; 5 — древнетюркская надпись; 6 — железные мечи и кинжалы
Слайд 6С тюрками Центральной Азии и Южной Сибири связано возникновение и
распространение древнетюркской письменности, которая потом была забыта и расшифрована только
в середине XIX в. Памятники этой письменности дошли до нас в виде надписей, высеченных на камнях в Туве, на Алтае, в Монголии. Художественную ценность представляют антропоморфные и зооморфные изображения. Простые фигуры, передающие образ человека или личины, образ птицы или животного (например, медведя, соболя, глухаря), и сложные бляшки, сочетающие в себе несколько образов, колоритны по сюжету и технике литья. Таковы, например, изображения ушастых сов с личинами на груди, встречавшиеся еще в предшествующих культурах — кулайской и усть-полуйской. На плоских литых металлических подвесках представлены сложные композиции, включающие образы человека, лося, хищника, змеи.
Слайд 7Таштыкская культура (II в. до н. э.—V в. н. э.)
Это
историко-культурное образование занимало большую часть Минусинской и Ачинско-Мариинской котловин. Частично
памятники таштыкского круга встречены в Саянском каньоне Енисея. Они представлены поселениями, большими и малыми склепами, поминальниками и жертвенными местами, гравированными рисунками на скалах. Хотя первые необычные археологические материалы (гипсовые раскрашенные маски, покрывавшие черепа скелетов) были получены ещё в 1883 году А. В. Андриановым при разборке курганов на Татарском острове, свое название эта культура получила много позже — от С. А. Теплоухова, выделившего её и назвавшего по месту своих раскопок на реке Таштык. Вскоре аналогичные изделия были выявлены при раскопках могильника на левом берегу реки Ташеба недалеко от Абакана. На всех этих предметах отчётливо видны многочисленные батальные и охотничьи сцены. Они дают представление об облачении, вооружении, причёсках таштыкских воинов и их противников.
Таштыкские пешие и конные воины изображены стреляющими из лука. Оружие дальнего боя у них, судя по всему, было двух типов. Во-первых, это уже хорошо знакомый нам скифский лук, а во-вторых, лук, имеющий роговые усиливающие детали, то есть близкий по своему устройству к хуннскому. Тип оружия определяет и манеру его ношения. Лук и стрелы стали носить раздельно, делая для них отдельные чехлы — колчан и налучье. Колчаны для стрел были двух видов. Одни выполнялись из бересты в форме вытянутой прямоугольной коробки, богато орнаментированной тиснением. Другие имели полукруглое дно и небольшой клапан в верхней части, чтобы защищать оперение стрел от осадков. Прямоугольные жёсткие футляры привязывались к поясу почти горизонтально; мягкие кожаные колчаны размещались вертикально — параллельно бедру или вдоль спины.
Слайд 8Чаа-тас — «камень войны» — по народному хакасскому преданию, места
сражений древних богатырей, швырявших друг в друга обломки скал. Представляют
собой наземные погребальные сооружения, стены которых сложены из плашмя уложенных каменных плит. Изнутри эти сооружения завалены плитняком. Ограды по периметру состоят из вертикальных стел, расположенных с большими промежутками друг от друга.
Погребальная маска таштыкской культуры. Подобные маски делались с целью сохранения облика умерших. Все изображения индивидуальны и дают представление о смешанном типе таштыкского населения. Среди них встречаются как европеоиды, далекие потомки местного населения эпохи раннего железа, так и монголоиды, освоившие территорию Среднего Енисея в последние века 1-го тыс. до н. э. Гипс. I—II вв. Погребения Сырского чаа-таса. Минусинская котловина. Хакасия. Санкт-Петербург. Эрмитаж.
Слайд 9Кашкула́кская пещера от искажённого хак. Хосхулах— карстовая пещера на территории
Республики Хакасия, Ширинский район в массиве горы Кошкулак, расположенной в
северных отрогах Кузнецкого Алатау.Имеет три яруса, соединённых вертикальными колодцами глубиной около 20 метров. Глубина пещеры — 49 метров, общая протяжённость ходов — 820 метров. Привходовая часть пещеры в течение последних двух тысяч лет использовалась как культовое место шаманами. Пол пещеры завален костями жертвенных животных, втоптанными в глину, углём от жертвенных костров. Стены покрыты окаменевшей копотью. Основным местом для жертвоприношений служил Храмовый грот и располагающийся там сталагмит. Впервые Кашкулакская упоминается в литературев работах А. М. Зайцева в 1904 году, под именем пещеры Туримской (по названию ручья Тюрим). В 1950-е — 1970-е гг. была предметом научных исследований спелеологов, археологов и палеонтологов. В 1908 году А.А. Андриановым была обследована пещера-щель в красном девонском песчанике на горе Тепсей ниже устья р. Тубы в Минусинской впадине. В донных осадках обнаружены следы кострища, череп лошади, кости человека, овцы и волка, предметы материальной культуры. В одном месте на стенах пещеры имеются рисунки (антропоморфные изображения)... В статье П.Ф. Красникова (1935) отмечены карстовые воронки, провалы и пещеры в среднем течении р. Ануя...
Слайд 10Улуг Хуртуях тас каменное изваяние близ аала Анхаков в Хакасии,
памятник Окуневской культуры конца III — начала II тысячелетия до
н. э.Высота — 3,02 метра, вес — 2,6 тонны. Изваяние Хуртуях тас,
известное науке с 1722 года, пользуется среди местных особым почитанием,
как объект женского культа и
покровительница материнства.
Хакаска совершает ритуальное «кормление» Улуг Хуртуях тас»
Слайд 13 Библиографический список
Кызласов Л.Р. История Южной
Сибири в средние века. М., 1984.
Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири
в древнетюркскую эпоху. -Л., 1984.
Савинов Д.Г. Государства и культурогенез на территории Южной Сибири в эпоху раннего средневековья. — Кемерово, 1994.
Могильников В.А. Тюрки. Кимаки. Сросткинская культура. Памятники кочевников Сибири и Средней Азии X — ХII — XIII — XIV вв. // Степи Евразии в эпоху средневековья. — М.: Наука, 1981. — С. 29 — 46, 190 — 200.