Слайд 1Первая российская революция 1905-1907 гг. Изменения в политической системе Российской
империи
2 урок по теме
История Отечества 9 класс
Слайд 2Вопрос по домашнему заданию
Что послужило причинами и поводом к началу
революции?
Назовите задачи стоящие перед революцией?
Расскажите о событиях первого этапа революции?
Слайд 5План урока
Манифест 17 октября 1905 года
Конец 1905 – первая половина
1906 г.
Окончание революции
Государственная Дума, как компромисс между царизмом и либерализмом
Политические
партии в начале ХХ века.
Итоги революции
Слайд 6Задание на урок
Проблемный вопрос:
Почему эта революция не привела к падению
существующего строя?
Слайд 7
Манифест 17 октября 1905 года
К октябрю
1905 года бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна
захлестнула деревню - крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот.
Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции.
Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.
Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.
В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Слайд 8Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (С.43 УЧ-КА).
Даровать населению незыблемые основы
гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова,
собраний и союзов.
…Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…
Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…
ВОПРОС: Какие права получило российское население?
Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте?
Какими полномочиями он наделялся?
Что нового вносил он в политический строй Российской империи?
Оцените значение Манифеста.
Т.О., Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905г. был создан Совет министров. Председателем стал С.Ю. Витте.
Эссе: «Милая мама, - обращался Николай II к матери через день после подписания Манифеста, - сколько я перемучился, ты представить себе не можешь. Единственное утешение, что такова воля Божия и что это тяжёлое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого, хаотического состояния, в котором она находится почти год».
ВОПРОС: Почему для Николая II вопрос о Конституции был столь болезненным, ведь многие монархи Западной Европы пошли на ограничение своей власти?
Слайд 9Конец 1905 – первая половина 1906 г.
Восстание на крейсере «Очаков»
- 11 – 16 ноября 1905 г.
Декабрьское восстание в Москве
– 7 – 19 декабря 1905 г.
В начале была объявлена всеобщая забастовка. Был блокирован железнодорожный узел. Москвичей поддержали рабочие Петербурга. К 10 декабря стачка переросла в вооруженное восстание. Его центром стала Пресня. На подавление восстания из Петербурга правительство прислало Семеновский полк. Восстание было локализовано в в р-не Пресни и 19 декабря Моссовет принял решение о его прекращении. По городу прокатилась волна арестов и массовых расстрелов.
Диорама
Героическая
Красная
Пресня.
Слайд 10Конец 1905 – первая половина 1906 г.
Выступления рабочих
Усиление крестьянских волнений
Карательные
действия власти:
Декабрь 1905 г. – запрет стачек;
Февраль 1906 г. -
ограничение
свободы слова и печати
В апреле царь утвердил «Основные законы Российской империи».
27 апреля – 8 июля 1906 г. – первая Гос. Дума
Слайд 11Окончание революции.
Июль 1906 г. – глава Совета Министров А. П.
Столыпин
20 февраля – 3 июня 1907 г. – вторая Гос.
Дума
Снижение выступлений рабочих и крестьян
В 1905 г. бастовало 3 млн. чел.,
в 1906-1 млн.
в 1907-740 тыс.
Третьеиюньская монархия
Слайд 13Государственная Дума, как компромисс между царизмом и либерализмом.
I Госдума 27 апреля-8 июля 1906 г.
Состав: либеральные партии 43%; трудовики и социал-демократы 23%; националисты 14%; большевики бойкотировали, черносотенцы не прошли. Основные вопросы- аграрный, программа демократизации России. Распущена, как «сеющая смуту».
II Госдума 20 февраля – 3 июня 1907 г.
Состав: «Либеральный блок»(эсеры, трудовики и социал-демократы)-43%;
Кадеты – 19%;
Черносотенцы- 10%
Националисты и октябристы – 15%
Основные вопросы: аграрный, налогообложение, политические свободы. Распущена, под предлогом подготовки государственного переворота
Слайд 14Политические партии в начале ХХ века.
В начале ХХ века в
России была разрешена многопартийность, это подтверждает Манифест от 17 октября
1905 года.
Все партии можно разделить на три направления: монархические, либеральные и революционно- демократические. Основным вопросом для всех был аграрный.
Слайд 16Задание урок
Сделайте вывод по уроку.
Вывод: Революция имела
незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы,
которые её породили. Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.
Проблемный вопрос:
Почему эта революция не привела к падению существующего строя?
Слайд 17Домашнее задание
Пар.8, вопрос 2-3,
Пар.9. вопрос 1 (письменно)