Слайд 1Племена гуннов на территории Казахстана. Хозяйство, общественное устройство и культура
гуннов.
Урок 7. ЕСШ №1.
Пунегова Л.А.
Слайд 2Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері: Учебно-воспитательные задачи:
Создать условия для усвоения
учащимися знаний о хозяйстве, общественном устройстве и культуре гуннов.
Продолжить формировать
умение работать в группах, распределять и четко выполнять обязанности, проводить поисковую работу, заполнять таблицу отобранным материалом, составлять вопросы, работать с иллюстративным материалом.
Познакомить учащихся с развитием хозяйства, особенностями культурного наследия.
Воспитывать уважение к культурному наследию
Слайд 3Ход урока:
1\ Организационный момент.
2\ Опрос домашнего задания.
а) письменно
Составить
схему опорный конспект «Сакские племена».
Ответить на вопросы на странице 39.
в) экспресс опрос
1)Геродот эти племена на территории Казахстана обозначал одним словом «Сколоты». Какие это племена?
А) саки В) скифы С) гунны Д) аримаспы.
2)В искусстве сакских племен появляется новый стиль в искусстве. Какой стиль появляется у саков?
А) полихромный В) инкрустации С) волшебный Д) звериный.
3)В конце 60 – х годов на территории Казахстана было найдено захоронение:
А) султанов чингизидов В) Тимура С) Золотого человека Д) сакского воина
Слайд 5Гунны - народ, возникший из смешения тюркоязычных племён хунну и
угорских народностей
во II до н.э. -V веках н.э.
Слайд 6
Глоссарий
шаньюй – глава государства гуннов.
Тюмень – 10000 семейств
Слайд 7Карта: «Государство гуннов».
Аттила
Основатель возглавил поход
Империи. на запад.
в 209 году
объявил себя
шаньюем
Слайд 9 Вопросы для устного опроса:
1. На сколько родов делились
гунны
2. Как называли гуннов соседние народы
3.
Титул главы государства гуннов
4. Где проживали гунны
5. Первый правитель гуннов
6. Какие племена подчинили себе гунны
7. Какие отношения были у гуннов с Китаем
8. Как было устроено государство гуннов
9. По какому принципу строилось войска гуннов
10. Каковы были обязанности мужчин у гуннов
Слайд 11 Вопросы для устного опроса:
11. Сколько раз совершались жертвоприношения
у гуннов
12. Кому приносили жертву гунны
13.
Как Китай защитил свою территорию от гуннов
14. На какие части и почему распалось государство гуннов
15. Что понимается под Великим переселением народов
16. Расскажите о походах гуннов
17. В чём причина побед гуннов, обоснуйте ответ
18. Гунны, Аттила в исторической литературе.
19. Значение походов гуннов
20.Какая форма собственности была у гуннов
Слайд 16Материалы, собранные в ходе археологических исследований постоянных поселений гуннов, показали,
что они выращивали все виды скота.
Найденные в ходе раскопок железные
серпы, плуги, ручные мельницы, зернотёрки и другие орудия труда, являются ярким свидетельством развития земледелия у гуннов
Слайд 18Обнаруженные в ходе раскопок орудия труда, оружие, посуда доказывают высокий
уровень развития у гуннов ремёсел.
Гуннские кузнецы являлись искусными мастерами по
обработке металлов.
Посуду изготавливали из дерева, кожи, глины. Сосуды для жидких продуктов – молока, кумыса, айрана делали из обожжённой глины или дерева.
Слайд 20Общественное устройство.
В гуннском обществе существовало социальное неравенство. Доказательством того служит
то, что в погребениях знатных гуннов находят много ценных дорогих
вещей, а в могилах простых общинников – скромные вещи личного пользования, в некоторых захоронениях вообще не найдено никаких предметов.
Гуннское общество было кочевым и патриархальным.
Слайд 21Шаньюй
Темники (24)
Старейшины (24 рода)
Народное собрание, Совет старейшин
Слайд 22Культура гуннов.
Гунны настолько закалённые, что им не нужны ни огонь,
ни обильная пища, они могут питаться корнями растений, полусырым мясом
любого животного, которое они сушат на крупе своей лошади или на своём поясе. Они кочуют по степям, горам и лесам и с детства привыкают к холоду, голоду и жажде, умеют их преодолевать. Гунны как бы сливаются со своими конями, которые невзрачны на вид, но выносливы и быстры, и исполняют волю своих хозяев. Они не сходят со своих коней ни днём, ни ночью даже торговлю производят, не сходя с лошади, и на ней же питаются и утоляют жажду, даже спят, нагнувшись и положив голову нагриву коня. При этом так крепко спят, что даже видят сны. При обсуждении важных жизненных вопросов на собраниях они это делают, сидя на лошади.
А.Марцеллин, римский историк.
Слайд 24. Высокого развития достигло военное дело. Основу войска составляла подвижная
маневренная конница. На вооружении конника были лук и стрелы. Имелись
щиты круглой или овальной формы в виде деревянной рамы, в которую вставлялась основа из прутьев.
Охота также играла в жизни хунну важную роль. Источники сообщают: "Мальчики могут ездить верхом на овцах, натягивать лук и стрелять птиц и мышей: немного подросши, они стреляют лисиц и зайцев, которых употребляют в пищу. По существующим обычаям, в спокойное время, следуя за скотом, попутно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом существование". Охотились также на антилоп, кабанов, куланов, диких оленей, горных баранов, косуль, зайцев и лисиц.
Слайд 26Кочевая семья жила в войлочной юрте. Пол юрты застилали кошмами
и коврами. Постель изготавливалась из досок и покрывалась кошмами. Над
постелью на решетке висели лук, колчан со стрелами и плетка - камча, меч в деревянных, красного цвета ножнах. Здесь же висит уздечка, покрытая бляхами, инкрустированная гранатами и цветным стеклом. На женской половине стоят глиняные и деревянные сосуды с кислым молоком, кумысом, сметаной. Отдельно стоят деревянные кружки для питья. Здесь же, прислоненные к стенке, стоят деревянные столики с бортиками по краю, на которые во время еды выкладывают куски вареного мяса. Очаг сложен из камней. На нем стоит бронзовый котел. В глиняных сосудах завариваются душистые травы. Муж сидит на узорчатой кошме. Он одет в шелковую рубаху со стоячим воротником, расшитым растительными узорами. Такая же вышивка на рукавах. Рубашка выпущена поверх штанов, подпоясанных ремешком. На ногах шерстяные носки. У порога стоит обувь - кожаные бескаблучные сапоги. В ухе у хозяина золотая серьга - подвеска. Жена готовит обед, рядом с ней в колыбели из арчовых дощечек спит ребенок. У нее голова повязана красной шелковой лентой, серебряная шпилька закалывает волосы на затылке. На руках - золотые кольца, в ушах - серьги в виде полумесяца, украшенные пирамидками зерни и вставками из красных гранатов. На женщине одето широкое шелковое платье зеленого цвета. На шее бусы из перламутра, кораллов, стекла. Штаны выпущены поверх грубых шерстяных носков. У входа сидит раб, одетый в грубый домотканый халат. Он чинит конскую сбрую.
Слайд 27Кожа, шерсть, войлок, дерево – вот основные материалы кочевников для
изготовления всех необходимых вещей и предметов.
Гуннские ювелиры достигли совершенства в
изготовлении золотых украшений. Они умеют напаивать на изделия золотые шарики (зернь), узоры в виде длинных витых проволочек (скань), вставлять для красоты в изделия цветные камушки (инкрустация). Учёные называют такой стиль полихромным
Слайд 29Закрепление:
1. Основной вид хозяйственной деятельности гуннов -
2. Ювелиры
племен усуней и гуннов достигли совершенства в изготовлении золотых украшений,
которые относятся к-
3. Бесценный для истории труд о великом гунне Атилле написал римский летописец-
4. О гуннах писал римский историк –
5. К падению Римской империи привело нашествие -
6. Основу гуннского войска составляла -
7. Итальянский композитор Джузеппе Верди написал оперу о великом гунне, которую и назвал -
8. Во время правления Аттилы у гуннов формируется -
9. Гуннские родовые союзы распались в середине V века после смерти –
10. Государство гуннов стало сильнейшим государством в Евразии в период правления шаньюя -
Слайд 30Закрепление:
1. Основной вид хозяйственной деятельности гуннов - кочевое скотоводство.
2.
Ювелиры племен усуней и гуннов достигли совершенства в изготовлении золотых
украшений, которые относятся к- «полихромному стилю».
3. Бесценный для истории труд о великом гунне Атилле написал римский летописец- Прииск.
4. О гуннах писал римский историк – А. Марцеллин
5. К падению Римской империи привело нашествие - гуннов.
6. Основу гуннского войска составляла - конница.
7. Итальянский композитор Джузеппе Верди написал оперу о великом гунне, которую и назвал - Аттила.
8. Во время правления Аттилы у гуннов формируется - военно-демократический строй.
9. Гуннские родовые союзы распались в середине V века после смерти -Аттилы.
10. Государство гуннов стало сильнейшим государством в Евразии в период правления шаньюя - Модэ.
Слайд 31Домашнее задание:
Параграф 19-20, ответить на вопросы (устно)