Слайд 1 Повторительно- обобщающий урок «РУСЬ
В XII- XV В.В.»
Учитель: Бухарибекова
М.М.
МОУ школа № 129 г. Самара
Слайд 3
ЭПИГРАФ:
Вся Русь - костер. Неугасимый пламень Из края в край,
из века в век Гудит, ревет... и трескается камень И
каждый камень - ЧЕЛОВЕК.
М.Волошин «Китеж»
Слайд 4Разминка
Дайте определение следующим понятиям:
ИГО
ЯРЛЫК
БАСКАК
Слайд 5
Тест
I вариант
Это задания можно выразить простой формулой –
«дата+место= событие». Попробуйте заняться несложной исторической математикой:
1238г. + река Сить =
Битва на реке Калке произошла в:
а) 1206 год в) 1221 год
б) 1211 год г) 1223 год
Ханская грамота, дававшая право русским князьям в своих княжествах:
а) выход в) урок
б) ярлык г) погост
В начале XIII века правитель Монгольского государства принял имя:
а) Темучин в) Чингисхан
б) Есугей г) Субедей
Выберите пару, связанную между собой как причина и следствие:
а) народные волнения в Новгороде в 1257 году против стремления Орды подчинить их землю;
б) передача права сбора дани для Золотой Орды русским князьям;
в) изгнание жителями Ростова из города всех ордынцев;
г) народные волнения в 1262 году на Руси, вызванные злоупотреблением при сборе дани для Золотой Орды.
Слайд 6
II вариант
Это задания можно выразить простой формулой – «дата+место= событие».
Попробуйте заняться несложной исторической математикой:
1326 год + (из Владимира в Москву) =
Монгольское нашествие на Русь началось в:
а) 1227 год в) 1239 год
б) 1237 год г) 1240 год
Хан Батый назвал «злым городом»:
а) Торжок в) Козельск
б) Коломну г) Киев
Иван Калита провозгласил себя:
а) великим князем Владимирским;
б) князем Московским и вся Руси;
в) великим князем Киевским;
г) русским царем.
Выберите пару, связанную между собой как причина и следствие:
а) установление монголо-татарами внеочередных платежей на русские княжества;
б) осуществление в 1257 – 1259 годах монгольскими чиновниками переписи населения Руси;
в) освобождение от дани для Золотой Орды православного духовенства;
г) установление на Руси повсеместной и регулярной дани с населения для Золотой Орды.
Слайд 7Вопрос: ПОЧЕМУ МЕНЕЕ МНОГОЧИСЛЕННАЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ МОНГОЛЬСКАЯ АРМИЯ РАЗГРОМИЛА РУССКИЕ
ВОЙСКА?
Слайд 8ОТВЕТ:
*невозможность сопротивления монголо- татарам в связи с их воинской организацией
(комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);
*разобщённость русских войск и сил;
*умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.
Слайд 9 ВОПРОС:
КАКОВЫ МИНУСЫ И ПЛЮСЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ?
Слайд 10► Ослабла обороноспособность Руси
► Усилились междоусобицы
► Постоянное дробление земель
► Расцвет
хозяйства
► Расцвет ремесла
► Расцвет торговли
► Расцвет культуры
► Расцвет городов
Особенности
Сохранение единой
нации, единого языка, единой культуры и единой религии.
НАСТОЯЩИЕ ВРАГИ КИЕВСКОЙ РУСИ
Вопрос: НАЗОВИТЕ ИХ
Слайд 12 ОТВЕТ:
КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ,
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ,
СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК,
ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ И ДРУГИЕ…
____________________
ХАЗАРЫ
ПОЛОВЦЫ
ПЕЧЕНЕГИ
ТАТАРО-МОНГОЛЫ
РЫЦАРИ-КРЕСТОНОСЦЫ
Слайд 14О ком идет речь?
Новгородцы пригласили его на свой престол, когда
князю было всего двадцать лет.
Шведские военачальники прислали ему такой вызов:
“Если можешь противиться мне, королю, то вот я уже здесь и пленю землю твою”.
Одержал две очень крупные победы, одна из которых навсегда закрепила за ним почетное прозвище.
Этот князь любил отечество гораздо более своей славы, вместе с братом поехал к Бытыю.
За двенадцать лет своего княжения князь так оберегал отечество свое от несчастий ему грозивших, так примирял оскорбленных соотечественников своих с самовластными ханами.
Митрополит, встречая гроб князя воскликнул, проливая горькие слезы: “Закатилось солнце земли Русской!” И все бояре, весь народ голосом отчаяния отвечали ему одним словом: “Погибаем!”
Видя чудеса, бывшие при погребении князя, духовенство и вся Россия причислили его к лику святых.
Слайд 16В начале своего правления князь имел не очень большие владения,
но к концу жизни оказался правителем одного из крупнейших княжеств.
Княжение
этого князя продолжалось двенадцать лет.
Этот князь заложил в Москве на площади первую каменную церковь во имя Успения Богородицы.
Московитяне очень любили этого князя за набожность, усердие к возведению церквей и милосердие к нищим
Он не только захватывал соседние владения, но много земель купил, например в Угличском, Белозерском и Галичском крае.
Умирая, этот князь оставил духовное завещание, назвав его “душевной грамотой”.
Сумел добиться ярлыка на великое владимирское княжение, хотя на него претендовали более могущественные князья.
Именно этот князь перевел митрополита в столицу своего княжества, сделав ее таким образом, и главным религиозным центром.
Этот князь использовал монголо – татарские войска, чтобы окончательно разгромить своего политического противника Руси.
Слайд 18После всесвятского пожара этот князь видя, что деревянные укрепления ненадежны,
построил каменный Кремль и в нем – то спасся от
Ольгерда, князя литовского.
После усмирения непокорного тверского князя, этот князь начал собирать силы для борьбы с татарами.
Этот князь победил в рязанской области сильное, посланное Мамаем войско, чтобы наказать дерзкого русского князя.
За победу в битве этому князю дали имя – Донской.
Блистательная победа этого князя стала решающим этапом освободительной борьбы русского народа против ордынского ига. Был развеян страх перед могуществом Орды.
Этому князю пришлось вновь собрать все силы огорченной души своей и принялся со своим братом восстанавливать красоту Москвы после разорения ее ханом Тохтамышем.
Во время встречи с Сергием Радонежским этот князь получил от него благословение, дав ему на бой двух иноков.
Слайд 20Кроссворд
1
2
3
4
5
6
1. Старинная русская мера длины.
2. Единица времени.
3. Единица площади.
4. Денежная
единица на Руси.
5. Единица массы.
6. Денежная единица на Руси.
Слайд 23Прейскурант цен на животных
(за штуку)
Гусёнок - полтина с алтыном
Цыплёнок -
три пятиалтынных
Поросёнок - три полтины
Мышонок - две деньги
Крот - восемь
полушек
Ёж - два алтына
Уж - алтын с полушкой
Черепаха - гривенник
Слайд 24Сколько стоит?
Продаётся зоосад:
2 цыплёнка, 5 гусят.
Слайд 25Правильный ответ
2 ц.-90 коп.,
5 г.-2,75руб.
Итого:
3,65 руб.
Полтинник=50 коп.
Пятиалтынник=15 коп.
Алтын = 5 коп.
Гривенник =10 коп.
НАЗЫВАЕТСЯ ЭТОТ СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ БРЕВЕН .
Слайд 27
ОТВЕТ:
«В ЛАПУ»
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ БРЕВЕН В УГЛАХ,
ПРИ КОТОРОМ КОНЦЫ БРЕВЕН НЕ ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ СТЕНЫ
Слайд 28Какое событие изображено на картине?
Слайд 29Куликовская битва
8 сентября 1380 г.
Слайд 30Каковы последствия и значение Куликовской битвы?
Слайд 31Последствия и значение Куликовской битвы
1. Битва сыграла огромную роль в
развитии национального самосознания.
2. Русские поняли, что татар можно победить.
3. Русские
князья стали сами без согласия хана назначать наследников престола.
4. Возрос международный авторитет Москвы.
Слайд 32Поймай дату.
А впереди по звонким льдинам,
Гремя железной чешуёй,
Ливонцы едут грозным
клином,
Свиной железной головой
(Н. Кончаловская)
Слайд 33Государь прочитал и,
Спокоен и строг,
Повернулся к Ахметовым людям,
Бросил наземь ярлык
под сафьянный сапог.
И сказал:
«Дань платить мы не будем!...»
(Н. Кончаловская)
Слайд 34Третий день
Осада длиться
Не сдает Кремля столица,
Не уходит Тохтамыш.
(Н. Кончаловская)
Слайд 36
Задание уровня А
Внимательно прочитайте текст «Образование единого Русского государства», выделите
две исторические закономерности;
В предложенных схемах над стрелками указана причина,
которая привела к изменениям;
Дополните схемы, указав в прямоугольниках слева исходный компонент (явление), а в прямоугольниках справа – результат
Слайд 37
Уровень В.
Задание.
-Внимательно прочитайте текст «Образование единого Русского государства»,
-выделите две
исторические закономерности.
-В предложенных схемах в прямоугольниках слева указан исходный
компонент (явление);
-Дополните схемы, указав в прямоугольниках справа результат, а над стрелками напишите причину, которая привела к найденному результату
Слайд 38Уровень С.
Задание.
Внимательно прочитайте текст «Образование единого Русского государства»,
выделите в
нем две исторические закономерности.
Заполните предложенные схемы, вписав в прямоугольники
исходный компонент (явление) и результат.
Возле стрелок объясните причину, которая привела к найденному результату
Слайд 39 Назначение московского митрополита из Константинополя
Росла мощь Русского
государства; усиливалась власть московского митрополита. Появилась потребность в избрании московского
митрополита независимо от Константинополя
Начало независимого избрания московского митрополита
Независимость Новгорода от власти московского великого князя
Походы Ивана III на Новгород и соглашение 1478 года
Подчинение Новгорода власти московского великого князя
Слайд 40Назовите и покажите на карте территории вошедшие в состав Московского
княжества с 1340-1462 гг
Слайд 42ЗАДАНИЕ:
ПРОЧИТАЙТЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНО
Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину
любить,
А это честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики
русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять!
Слайд 43
Учитель: Бухарибекова М.М.
МОУ школа № 129 г. Самара