Слайд 1Духовная культура
Урок истории Казахстана в 5 классе
Учитель истории: Наушев Т.Ж.
2015-2016
учебный год
Слайд 2Цель урока: Формирование представления о духовной культуре
Задачи урока:
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями развития духовной
культуры казахского народа и ее роли в сохранении исторической памяти народа. Показать насколько
разнообразно музыкальное, ораторское искусство дошедшее до наших времён. Рассказать учащимся о традиционных верованиях и религиозных представлениях казахского устном народном творчестве.
Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся к уроку, стремление к совершенствованию знаний, способности самостоятельно формулировать свои мысли, уметь их сопоставлять и делать выводы.
Воспитательная: научить ценить культурные достижения, культурные ценности. Воспитывать уважительное отношение к богатому наследию духовной культуры.
Слайд 3Основные понятия: понятие культуры, виды духовной культуры, музыкальные инструменты, религиозные верования,
ислам, шаманство и другие.
Тип урока: Комбинированный.
Основные понятия: понятие культуры, виды духовной культуры, музыкальное
искусство, религиозные верования, устное народное творчество.
Оборудование: мультимедийная доска, карта Казахстана, наглядности, учебник, рабочая тетрадь.
Слайд 4Ход урока
1. Организационный момент:
— Приветствие!
— Сообщение темы и цели урока.
2. Опрос домашнего задания
Таблица
стр. 148
Вопросы в конце параграфа.
3. Объяснение новой темы:
План:
1. Духовная
культура
2. Наурыз.
3. Казахское ораторское искусство.
4. Музыкальное искусство казахского народа.
5. Устное народное творчество.
6. Религиозные верования.
Слайд 51. Духовная культура
Духовная культура – этот вид культуры является как
бы зеркалом человеческой души. К духовной культуре относятся обычаи и
обряды, традиции и устное народное творчество (легенды, сказки, эпосы, мифы), письменная литература, музыка, религиозные верования и др. Духовная культура имеет древние и глубокие традиции.
Слайд 62. Наурыз
В день весеннего равноденствия казахи продолжали отмечать Новый
год — Наурыз. Слово «Новруз» было персидского происхождения и означало
«новый день». В этот день прекращались войны. Ссорившиеся и враждовавшие мирились, проступки и обиды прощались. В доме наводили порядок и чистоту. Люди одевались в нарядную одежду и ходили друг к другу в гости. Аксакалы обходили дома и читали молитвы в память об умерших. Женщины в большом количестве готовили ритуальное блюдо — наурыз-коже, состоявшее из 7 пищевых
компонентов. Им угощали
родственников и гостей. Молодые
люди дарили друг другу подарки.
В этот день проводились игры и
состязания.
Слайд 7В Наурыз люди произносили пожелания:
С еще одним новым годом, счастья
тебе!
Да будет долгой твоя жизнь!
Пусть будет много молока!
Да будет благополучным
этот год!
Пусть все невзгоды, горе уйдут в землю!
Слайд 83. Казахское ораторское искусство
Оратор (латин.) – человек, обладающий даром красноречия.
Речь оратора отличает высокое мастерство владения словом, умение говорить образно,
убедительно, кратко. Ораторы казахского народа были смелыми и справедливыми, хорошо знали законы, не робели перед ханами и султанами.
Образцом красноречия может
служить наследие, оставленное казахскими биями Толе, Казыбек, Айтеке; ораторами Жиренше, Асаном кайгы, Сырымом.
Айтыс – состязание в ораторском искусстве.
Слайд 94. Музыкальное искусство
Музыка (греч., «искусство муз») – искусство, в котором
переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками.
Она производит особое впечатление на человека. Можно передать с помощью звуков все явления жизни. Мир души человека, его настроения, чувства, энергия, сила – все может быть передано музыкой. Песня сопровождала казахов всегда: при кочевье на жайляу, возвращении в кыстау звучали песни, кюи.
Слайд 10Кюй – музыкальное произведение, не сопровождающееся словами. Исполняется на музыкальном
инструменте.
Первые кюи созданы Коркытом, Асаном Кайгы.
Слайд 11Казахские композиторы:
Курмангазы Таттимбет
Ыкылас
Даулеткерей создали бессмертные
произведения, вошедшие
в классику музыкального
искусства.
Слайд 12У казахского народа было более двадцати музыкальных инструментов
Домбыра
Кылкобыз Сабызгы
Асатаяк Сазсырнай
Жетыген
Слайд 13 Жыр – сказание в стихах, песня исполняемая
в музыкальном сопровождении. Жыры о батырах, предания, сказания об исторических
событиях исполняли поэты-акыны, сказители-жырау.
Коркыт Курмангазы Дина Нурпеисова
Слайд 14ЛЕГЕНДА О КОРКЫТЕ
Имя Коркыта общеизвестно среди многих тюркских народностей в
различной трактовке и в различных вариантах легенды о нем. По
казахской же версии Коркыт – легендарный отец музыки, создатель песни на земле. Легенда рассказывает что Коркыт, смолоду не могущий примириться со скоротечностью человеческой жизни, решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу – сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степи – ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждет и Коркыта. Видя и слыша все это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай – первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.
Слайд 155. Устное народное творчество
К устной литературе относятся:
Сказки
Лирико-эпические жыры (сказания)
Эпос
Пословицы и
поговорки
Легенды
Загадки
Афоризмы
Слайд 16Задание: прочтите текст учебника стр. 139-140 и заполните таблицу:
Слайд 176. Религиозные верования
Казахи в древние времена поклонялись небу, земле, воде,
огню. По их глубокому убеждению, Небо – Тенгри повелевало миром,
по его повелению каган правил народом, случались войны, одерживались победы.
Огонь был священен, был хранителем и покровителем дома. Люди боялись гнева огня, клятвы, скреплялись огнем.
Ислам начал распространяться после завоевания арабами Средней Азии и Казахстана. В крупных городах, поселениях строились мечети.
Слайд 18Ислам-одна из мировых религий. В исламском учении говорится о том,
что Аллах (создатель всего сущего) отправил людям послание в виде
священной книги Коран через пророка Мухаммеда.
Слайд 19Закрепление: составить синквейн
одно существительное
два прилагательных
три глагола
предложение из четырёх слов
одно существительное
Заполните таблицу:
Слайд 20Рефлексия: «Я сегодня сделал для себя вывод...», «Я сегодня понял...»
Домашняя работа:
Подготовить презентацию и рисунки по
пройденной теме.
Оценки
за урок.