Слайд 1
Республиканский конкурс научно-исследовательских проектов школьников и студентов
«Реформы и реформаторы в
России»
Исследовательская работа «Сергей Юльевич Витте - гений или злодей российской
политики?»
Выполнил: ученик 9А класса
Приходченко Денис Анреевич
Преподаватель: учитель истории
Кудрявцева Светлана Юрьевна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
Администрации городского округа Саранск
Слайд 2Содержание
Введение (постановка проблемы, задач работы, методы исследования)
Факты из биографии С.Ю.Витте.
Программа
реформ С.Ю.Витте.
Железнодорожное строительство в мордовском крае.
Оценка деятельности С.Ю.Витте.
Слайд 3 По одним воспоминаниям его современников перед
нами «исключительно одаренный», «в высокой степени выдающийся государственный деятель», «превосходящий
разнообразием своих дарований, громадностью кругозора, умением справляться с труднейшими задачами блеском и силой своего ума всех современных ему людей».
По другим – это «делец, совершенно неопытный в народном хозяйстве», «страдавший дилентантизмом и плохим знанием русской действительности», человек «со среднеобывательским уровнем развития и наивностью многих взглядов», политику которого отличали «беспомощность, бессистемность и … беспринципность».
Так кто же он, Сергей Юльевич Витте – гений или злодей российской политики?
Слайд 4Задачи работы:
Изучить биографические данные о С.Ю.Витте, выяснить какие события и
факты повлияли на становление его характера.
Выделить основные направления политики реформ
С.Ю.Витте в России на рубеже веков.
Проанализировать роль железнодорожного строительства для развития мордовского края
Дать собственную оценку деятельности С.Ю.Витте.
Объект исследования: реформаторская деятельность С.Ю.Витте
Методы исследования:
Изучение литературы по теме;
Анализ источников («Воспоминания» С.Ю.Витте).
Слайд 5Сергей Юльевич Витте (1849-1915) — граф,
российский государственный деятель, почетный член
Петербургской Академии Наук.
Министр путей сообщений в 1892г., финансов с 1892г.,
председатель Кабинета министров с 1903г., Совета Министров в 1905-1906гг. Инициатор введения винной монополии (1894г.), проведения денежной реформы (1897г.), строительства Сибирской железной дороги.
Добился введения в России «золотого стандарта» (1897г.), способствовал притоку в Россию капиталов из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство
(в том числе Великий Сибирский путь).
Деятельность Витте привела к резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи, за что его прозвали «дедушкой русской индустриализации».
Факты из биографии С.Ю.Витте
Слайд 6 «Мне 62 года, я родился в Тифлисе
в 1849 году.
Отец мой, Юлий Федорович Витте,
был директором департамента государственных имуществ на Кавказе. Мать моя – Екатерина Андреевна Фадеева, дочь члена главного управления наместника кавказского Фадеева», - так начинает С.Ю.Витте воспоминания о своем детстве и своей жизни.
Детские годы Сергей провел в семье своего деда А.М.Фадеева, где получил обычное для дворянских семей воспитание, причем «первоначальное образование, - вспоминал С.Ю.Витте, - мне дала бабушка… она выучила меня читать и писать».
В Тифлисской гимназии Сергей учился «очень плохо», предпочитая заниматься музыкой, фехтованием, верховой ездой. В результате в 16 лет он получил аттестат зрелости с посредственными отметками по наукам и единицей по поведению.
В университет С.Ю.Витте поступил со второго раза. Он сделал вывод из своей успеваемости и единицы по поведению, которые закрыли ему доступ в университет с первого раза: «…Я занимался и днем, и ночью, - вспоминал он, и поэтому все время пребывания моего в университете я действительно был в смысле знаний самым лучшим студентом».
Слайд 7 Окончив в 1870г. университет, Сергей Витте
задумался о научной карьере, о профессорской кафедре. Однако родные –
мать и дядя – «очень косо смотрели на мое желание быть профессором, - вспоминал С.Ю.Витте – Главный их довод заключался в том, что … это не дворянское дело».
Министр путей сообщения граф Бобринский, знавший его отца, уговорил Сергея Юльевича попытать счастья в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог – в чисто коммерческой области железнодорожного дела.
Стремясь досконально изучить практическую сторону предприятия, Витте сидел в станционных кассах, исполнял обязанности помощника и начальника станции, контролера, ревизора движения, побывал даже в роли конторщика грузовой службы и помощника машиниста.
Так началась карьера С.Ю.Витте.
10 марта 1889 года назначен начальником вновь образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. Перейдя по просьбе царя Александра III на государственную службу, значительно потерял в годовом жаловании — с 40 тыс. руб. в год оплата на государственной службе упала до 8 тыс. руб. в год. Поэтому по решению Александра III получал из личных средств императора доплату к жалованью — ещё 8 тыс. руб. (всего 16 тыс. руб.) с целью частично компенсировать потери в зарплате после перехода на государственную службу.
В конце 1892г. С.Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет.
Слайд 8 Проводил независимую кадровую
политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим
образованием. Работая в правительстве, добился права назначать сотрудников в зависимости от их эффективности, а не близости к правящим кругам. В своё подчинение набрал людей из частных компаний; его департамент считался образцовым. По свидетельствам, был демократичен в отношениях с подчинёнными, ценил в них самостоятельность.
В 1894 г. выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной.
В 1894 году получает почётное звание «Почётный гражданин Казани» за активное участие в строительстве Казанско-Рязанской железной дороги.
С 1896 г. — статс-секретарь. В этом году провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор. В Европе ходили слухи, что успеху переговоров содействовала выдача китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб. Витте слух о взятке в своих воспоминаниях опровергает.
В октябре 1905 г. Витте представил царю записку о необходимости реформ в которой, в частности, писал: «Ход исторического процесса неудержим».
Слайд 9 Я не случайно взял
именно эти факты из биографии С.Ю.Витте.
На мой взгляд они
очень хорошо показывают характер этого государственного деятеля, который проявился в силе, масштабе мысли, желании принести пользу государю и государству, которому он служил.
По-моему, эти сведения из его жизни и деятельности характеризуют С.Ю.Витте как государственного человека, думающего о процветании государства, а не о личном благосостоянии и самолюбии.
Слайд 10Программа реформ С.Ю.Витте.
Реформа в налоговой системе
Поддержка железнодорожного строительства
Введение винной монополии
Денежная
реформа
Поддержка квалифицированных кадров
Реформа крестьянской общины
Слайд 11 В 1893 году доходы
государства превысили расходы на 98,8 млн. рублей. В основном это
могло быть достигнуто только благодаря увеличению налогов. В частности, при Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих районах Сибири, оборонная подать приняла форму раскладочного налога. Но главное – Витте предпринял попытку реформирования торгово-промышленного обложения. Витте начал реформу с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. рублей.
Реформы в налоговой системе
Слайд 12 По инициативе Витте в
1894 году была введена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными
напитками. Основная суть питейной монополии заключается в том, что никто не может продавать вино кроме государства, производство вина должно быть ограничено теми размерами, в каких его покупает государство, а, следовательно, и теми условиями, на которых будет настаивать государство.
Реформа возымела положительный результат.
При Витте винная монополия давала около миллиона рублей поступлений в день и именно при нем бюджет страны окончательно стал строится
на спаивании населения.
Введение винной монополии
Слайд 13Рубль стал одной из стабильнейших валют мира. Реформа укрепила внешний
и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала
привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.
С началом Первой мировой войны в 1914 обмен денег на золото был прекращён; все 629 миллионов золотых рублей исчезли из обращения.
Денежная реформа способствовала интеграции России в систему мирового рынка.
Денежная реформа
году были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических института, 73
коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений,
в том числе знаменитое
Строгановское училище
технического рисования,
открыты 35 училищ
торгового мореплавания.
Подготовка
квалифицированных кадров
Слайд 15Реформатор крестьянской общины
С.Ю.Витте считал
необходимым реформировать крестьянскую общину, высказывался за свободный выход из общины.
В октябре 1898 года обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины.
Добился отмены круговой поруки в общине, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Не без участия С. Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского поземельного банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.
Слайд 16Поддержка железнодорожного строительства
Работая на
государственной службе, С.Ю.Витте начал проводить политику скупки казной многочисленных тогда
частных российских железных дорог. Причиной стало его понимание эффективности работы железных дорог России в едином государственном комплексе.
В 1894 году получает почётное звание «Почётный гражданин Казани» за активное участие в строительстве Казанско-Рязанской железной дороги.
В.Казанцев. На полустанке.
В.Пукирев.
Строительство железной дороги
Слайд 17 В результате экономических реформ, проведенных С.Ю. Витте,
произошло не только укрепление финансов и рубля, но и были
созданы условия для бурного промышленного подъема. Политика ускоренного развития промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности и поощрения экспорта привела к увеличению промышленного производства за 90-е годы XIX в. в 2-3 раза.
Россия приблизилась к индустриально развитым странам.
Слайд 18 Сергей Юльевич Витте
рассматривал железнодорожное строительство как основу, фундамент индустриализации всей страны. Это
отчетливо видно на примере развития мордовского края на рубеже веков.
Слайд 19 Железнодорожное строительство в Мордовии
В начале 90-х гг. 19 века через территорию Мордовии была
проведена Московско-Казанская железная дорога с ветками на Пензу, Новгород, Сызрань, что существенно улучшило пути сообщения с губернскими центрами: Пензой, Симбирском, Нижним Новгородом, а также с Москвой и С-Петербургом. С проведением железной дороги город Саранск к концу 19 века превратился в довольно крупный торговый центр. Со строительством железных дорог значительно увеличилось количество рабочих в Мордовии.
Железная дорога на территории современной Мордовии появилась в декабре 1893г., когда началось регулярное движение от Сасова до Свияжска через Рузаевку и Саранск, в декабре 1895г. началось движение от Рузаевки до Пензы, в 1898г. – от Рузаевки до Сызрани, а в сентябре 1900г. от Тимирязева до Арзамаса, в 1903г. – Ромоданово (Тимирязево) – Нижний Новгород. Железнодорожная сеть распределялась неравномерно. Если южные и восточные районы были достаточно хорошо обеспечены железными дорогами, то в западных (Темниковский, Красносолободский уезды) они отсутствовали. Строительство железной дороги не только вызвало упадок речного транспорта и коренным образом изменило количество и направление движения грузов, но и привело к появлению качественно новых населенных пунктов – железнодорожных станций. Ими стали Зубова Поляна, Торбеево, Арапово, Кадошкино, Тимирязево, Чамзинка, Атяшево и др. Железные дороги значительно расширили торговые возможности края.
Слайд 20Оценка деятельности С.Ю.Витте.
Мое мнение.
По моему
мнению, Сергей Юльевич Витте - это очень выдающийся деятель, который
сделал много полезного для своей родины , поставил государство на ступеньку выше. С. Витте неоднократно подчёркивал, что и П. А. Столыпин позаимствовал ряд его идей. Этого политика считали умным человеком , к нему прислушивались . Мне нравится этот персонаж в истории России, поэтому я решил рассказать хоть чуть – чуть об этом великом реформаторе. После написания работы, я с уверенностью могу сказать, что
С.Ю.Витте – это гений российской политики.
Тот исторический период, с которым навсегда осталось связанным его имя, кончился и в Европе и в России тогда же, когда оборвалось физическое существование этого человека. Его нетерпеливой и своенравной душе не пришлось вынести сознания, что он себя пережил. Судьба, так много ему давшая, не поскупилась на милость и на этот раз.
Слайд 22Список литературы и источников:
История и культура мордовского края .Х!Х век.
Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Под ред. Н.М.Арсентьева. Саранск, 2007;
История
Мордовии. От эпохи великих реформ до великой российской революции Под ред. Н.М.Арсеньева и В.А.Юрченкова. Саранск, 2005;
История России в портретах. В 2-х т. Т.1. Под ред. Блохина В.Ф. и др.– Смоленск: Русич, 1997;
Мордовия в истории России. Дорогами тысячелетия. Под ред. Н.М.Арсентьева. Саранск, 2012;
Россия на рубеже веков: исторические портреты. Сост. А.Корелин. М., 1991.