Разделы презентаций


Презентация по истории России " Власть и церковь.Церковный раскол" 7 класс

Содержание

Патриарх Филарет. Реформа патриарха Никона.Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный Собор 1666—1667 годовПротопоп Аввакум ПЛАНДать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII в.Охарактеризовать разногласия между патриархом Никоном

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.

Презентация подготовлена учителем истории

и обществознания ФГОУ СОШ № 4 МОРФ Латыповой О.Ш.

Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.Презентация подготовлена учителем истории и обществознания ФГОУ СОШ № 4 МОРФ

Слайд 2Патриарх Филарет.
Реформа патриарха Никона.
Усиление разногласий между церковной и светской

властью. Церковный Собор 1666—1667 годов
Протопоп Аввакум
ПЛАН
Дать представление о мотивах,

сущности и результатах церковной реформы XVII в.
Охарактеризовать разногласия между патриархом Никоном и ревнителями древнего благочестия.
Познакомить с церковными нововведениями.
Объяснить смысл конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.
Дать характеристику деятельности патриарха Никону и протопопа Аввакуму.

ЦЕЛИ УРОКА:

Патриарх Филарет. Реформа патриарха Никона.Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный Собор 1666—1667 годовПротопоп Аввакум ПЛАНДать

Слайд 3Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни российского общества

17 века. В период Смуты, захватившие Москву поляки не только

уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви, но это не сломило их дух, и церковные деятели принимали активное участие в создании народных ополчений и освобождении государства от интервентов. Одним из могущественных патриархов был Филарет.

Патриарх Филарет ( 1619-1633гг)

Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни российского общества 17 века. В период Смуты, захватившие Москву

Слайд 4Патриарх Филарет ( 1619-1633гг)
Филарет являлся отцом первого царя из династии

Романовых. При царе Федре Иоанновиче – знатный боярин, при Борисе

Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи. В 1611 году попал в Польше в плен. В 1619 году вернулся в Россию.

М.Романов

Филарет

Патриарх Филарет ( 1619-1633гг)Филарет являлся отцом первого царя из династии Романовых. При царе Федре Иоанновиче – знатный

Слайд 5Патриарх Филарет ( 1619-1633гг)
Участники церковного Собора избрали его новым

патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение

церкви в жизни государства значительно выросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Главное, чего удалось добиться Филарету, — укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича.
Патриарх Филарет ( 1619-1633гг) Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем

Слайд 6Реформа патриарха Никона
Однако многие вопросы церковного характера так и

не были решены ни при нем, ни при его преемниках

— патриархах Иосифе I и Иосифе. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
Решением этих давно назревших вопросов занялся в середине XVII в. патриарх Никон.

Портрет патриарха Никона с клиром  (Д. Вухтерс(?), 1660-1665 годы)

Реформа патриарха Никона Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены ни при нем, ни

Слайд 7Реформа патриарха Никона
Никон родился в 1605 году в семье

мордовского крестьянина. В 31 год постригся в монахи в Азерском

скиту Соловецкого монастыря. Затем стал настоятелем
Кожеозерского монастыря в
Карагапольском уезде.
В 1646 г. В Москве сблизился
с царем Алексеем Михайловичем.
Реформа патриарха Никона Никон родился в 1605 году в семье мордовского крестьянина. В 31 год постригся в

Слайд 8Реформа патриарха Никона
В 1652 году нужно было выбирать нового

Патриарха. Никон решительно отказывается от высшего церковного поста.«Тогда царь, при

большом стечении народа, в Успенском соборе, перед мощами святителя Филиппа, упал Никону в ноги и,

«простершись на земле и проливая слезы», умолял его принять Патриарший сан. За ним поверглись наземь все остальные. Потрясенный Никон согласился принять нелегкий жребий Патриаршего служения»»

Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа

Реформа патриарха Никона В 1652 году нужно было выбирать нового Патриарха. Никон решительно отказывается от высшего церковного

Слайд 9Реформа патриарха Никона
В XVII в. было отмечено огромное количество

расхождений, ошибок, недочетов в церковных книгах. Например, в одной и

той же книге, одна и та же
молитва писалась по-
разному.
Много проблем было с
переводами
богослужебных
текстов:одни переводчики
плохо знали греческий
язык, другие плохо знали
русский.
Существовали различия и
в обрядах.

А. Кишенко. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги

Реформа патриарха Никона В XVII в. было отмечено огромное количество расхождений, ошибок, недочетов в церковных книгах. Например,

Слайд 10Реформа патриарха Никона
Одни предлагали исправить церковные книги и обряды,

вернувшись к древнерусским образцам. Другие считали, что следует обратиться не

к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались. Реформу проводил патриарх Никон, придерживавшийся второй точки зрения.

Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном в 1656 году

Реформа патриарха Никона Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие считали, что

Слайд 11Осуществление церковной реформы началось в 1653—1655 годах. Было введено крещение

тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам

иконы и церковные книги.

Реформа патриарха Никона

Осуществление церковной реформы началось в 1653—1655 годах. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены

Слайд 12Движение крестного хода установили против часовой стрелки, введено троекратное пение

«аллилуйя» вместо двукратного, введены новые правила иконописания, вместо Исус стали

писать Иисус.

Реформа патриарха Никона

Движение крестного хода установили против часовой стрелки, введено троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, введены новые правила иконописания,

Слайд 13Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же

начавшаяся война с Речью Посполитой и связанные с ней жертвы

и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций.В среде верующих возник раскол.

Реформа патриарха Никона

«Спор о вере». Картина неизвестного художника XVIII века

Раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.
Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.  

Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой и связанные

Слайд 14Усиление разногласий между церковной и светской властью
Никон выступил с

идеей первенства церковной власти над царской .Он говорил, что, «как

месяц имеет свет от солнца», так и царь получает власть от патриарха, представляющего Бога. Он писал, что
поскольку цари
получают помазание от
архиереев, получая таким
образом от церкви и власть,
то они по своему
достоинству и по своей
духовной силе являются
ниже и слабее епископов.

Усиление разногласий между церковной и светской властью Никон выступил с идеей первенства церковной власти над царской .Он

Слайд 15Усиление разногласий между церковной и светской властью
Никон целиком стал

на точку зрения католической церкви. Эти заявления и нравоучения патриарха

царь не пожелал долго терпеть. В итоге патриарх был низложен.Попытка Никона установить в стране две власти - духовную (священство) и светскую (царство) - закончилась поражением.

Храм Св. Николая в ХамовникахХVII в.

Церковь Св. Георгия в Еднове. XVII в.

Усиление разногласий между церковной и светской властью Никон целиком стал на точку зрения католической церкви. Эти заявления

Слайд 16Церковный Собор 1666—1667 годов
В 1666 году был созван церковный Собор.

Выступивший царь заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского

величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.

С. Милорадович. Суд над патриархом Никоном

Церковный Собор 1666—1667 годовВ 1666 году был созван церковный Собор. Выступивший царь заявил, что Никон «самовольно и

Слайд 17Церковный Собор 1666—1667 годов
Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял

всех ее
противников
(старообрядцев).
Участники Собора
постановили передать
лидеров
старообрядцев в

руки
светских властей.
Собор 1666—1667
годов углубил раскол
в Русской
православной
церкви.
Церковный Собор 1666—1667 годовОдновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников (старообрядцев). Участники Собора постановили

Слайд 18Протопоп Аввакум
Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620

— 1682). С юных лет посвятив себя церкви, он был

активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время Аввакум входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с поддерживавшим их царем Алексеем Михайловичем.
Протопоп АввакумВыдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620 — 1682). С юных лет посвятив себя

Слайд 19Протопоп Аввакум
Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои

взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а

затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.

Сергей Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири.

Протопоп Аввакум Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском

Слайд 20Протопоп Аввакум
Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В

1664 году он вернулся в Москву, где царь и тщетно

убеждал его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666—1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу.

К. А. Вещилов.  Протопоп Аввакум.

Протопоп АввакумАввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году он вернулся в Москву, где

Слайд 21Протопоп Аввакум
В последнем своем заключении он написал знаменитое литературное произведение

«Житие» и десятки других работ. За свою непокорность и непримиримость

Аввакум был приговорен церковным Собором 1681 —1682 годов к казни. 11 апреля 1682 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены

Евгений Шишков.  «Житие протопопа Аввакума».

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра XIX века.

Протопоп АввакумВ последнем своем заключении он написал знаменитое литературное произведение «Житие» и десятки других работ. За свою

Слайд 22Протопоп Аввакум
П. Е.  Мясоедов.  Сожжение протопопа Аввакума.

Протопоп АввакумП. Е.  Мясоедов.  Сожжение протопопа Аввакума.

Слайд 23Протопоп Аввакум
Для старообрядчества были
характерны:
фанатическая преданность
старине; неприятие нового,
иноземного;

негативное
отношение к любым светским
знаниям; отказ от общения с


последователями Никона.
Староверы были уверены
в близком конце света,
проповедники учили, что
спастись можно только
«самосожжением»,
«вторым огненным крещением».

Протопоп Аввакум.  Современная старообрядческая икона.

Протопоп АввакумДля старообрядчества были характерны:фанатическая преданность старине; неприятие нового, иноземного; негативное отношение к любым светским знаниям; отказ

Слайд 24Выполнять повинности в пользу официальной церкви

Платить государственные налоги, выполнять государственные

повинности

Подчиняться государству, которое поддерживало патриарха Никона


Раскольники отказывались
Протопоп Аввакум

Выполнять повинности в пользу официальной церквиПлатить государственные налоги, выполнять государственные повинностиПодчиняться государству, которое поддерживало патриарха НиконаРаскольники отказывалисьПротопоп

Слайд 25Протопоп Аввакум
Государство активно боролось с раскольниками. Для разгрома скитов раскольников

использовалась армия. Старообрядцы бежали за границу, на окраины России в

глухие места. Характерны массовые самоубийства раскольников. Они предпочитали умереть, чем подчиниться слугам антихриста.

С. Милорадович. Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году

Протопоп АввакумГосударство активно боролось с раскольниками. Для разгрома скитов раскольников использовалась армия. Старообрядцы бежали за границу, на

Слайд 26Вывод:
Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение

в политической системе России. Но в условиях усиления самодержавной власти

это привело к конфликту между церковной и светской властями.
Следовательно, поражение церкви в этом конфликте подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

Старообрядческая Церковь

 Нательные старообрядческие Кресты

Вывод:Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе России. Но в условиях

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика