Слайд 1АВТОР: УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
МБОУ «ООШ № 35» МЕЩЕРЯКОВА
Л.В.
Работа с историческими
источниками
Слайд 2 ПРОБЛЕМА:
Анализ современного школьного опыта показывает отсутствие интереса у учащихся
к историческим источникам.
Слайд 3ПРОБЛЕМЫ:
в связи с появлением новых носителей информации, которые характеризуются широкой
доступностью, учащиеся получили возможность самостоятельно и непосредственно ознакомится с текстами
первоисточников. В связи с этим возникает проблема замены текста учебника, сформированными подборками текста источника и поисков путей альтернативного изучения истории.
Слайд 4ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДАННОГО КУРСА:
• ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ,
УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ИСТОРИИ, ФОРМИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ДОКУМЕНТЕ,
ЕГО РОЛИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ;
• ОВЛАДЕНИЕ МЕТОДАМИ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ;
• ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКИМ ДОКУМЕНТОМ;
• АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ, ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ;
• ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ИСТОРИИ, УМЕНИЙ АНАЛИЗИРОВАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК, САМОСТОЯТЕЛЬНО ОСМЫСЛИВАЯ ЕГО СОДЕРЖАНИЕ.
Слайд 5МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ:
эмпирические методы исследования, к которым относятся анализ
литературы в виде теоретических исследований.
самостоятельная работа с источниками, используя
индивидуальный подход, и коллективную работу обучения: деление класса на группы, дифференциация учебного материала, дифференциация содержания деятельности учащихся на основе дифференциации заданий.
Слайд 6
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ:
памятники материальной культуры:
Музейные экспонаты, архитектурные
сооружения и другие.
письменных источники: былины, песни, предания, пословицы и
даже язык народа. Особенно много исторических фактов отразилось в виде законодательства, государственных и частных актов, публицистических и художественных произведений.
вещественные источники;
устные или фольклорные;
этнографические;
лингвистические
Слайд 7ИСТОЧНИКИ:
Картографические:
а) карты, планы исторические;
б) карты, планы политические;
в)
карты, штаны экономические.
Канцелярские источники: а) грамоты; б) реестры, книги, указы;
в) деловая переписка.
Личные: а) письма; б) дневники; в) мемуары.
Исторические: а) исторические повести; б) хронографы; в) летописи.
Слайд 8«исторический источник»
Вспомогательные исторические дисциплины (ВИДы)
Археология
Хронология
Нумизматика.
Геральдика.
Слайд 9МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ:
составление общего плана, опорного конспекта, тезисов).
Задания учащимся реконструировать и интерпретировать исторические события и процессе на
основе данных многих источников;
сравнивать и анализировать их, выявлять сущность, причины, последствия явлений прошлого и делать прогноз на будущее.
Слайд 10
Обучающиеся должны знать: что представляет собой данный исторический документ; когда
и кем он был составлен, о чём они могут узнать
из данного исторического документа, для выяснения каких вопросов они могут к нему обращаться.
Слайд 11ВИДЫ РАБОТ С ИСТОЧНИКАМИ:
разбор документа самим учителем;
разбор документа самим учащимся
под непосредственным руководством самого учителя;
самостоятельная работа учащихся по документу по
заданию учителя.
Слайд 12 ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ:
По историческому документу могут быть даны различного характера:
подготовка небольших сообщений, докладов по определенному материалу на основании текста
учебника, иллюстрации или схематичного плана в учебнике и документа.
сочинение или рассказ на основании имеющегося в учебнике документального материала.
Слайд 13Ожидаемые результаты внеурочной деятельности
Первый уровень результатов (5-6 кл) -
приобретение школьником социальных знаний, получение и обработка информации из источника.
Второй
уровень результатов (7- 8кл) – Сравнение описания одного события в разных источниках, выделение различных версий исторического события, выявление противоречий в источниках, сравнение различных типов документов по одной проблеме; анализ серии источников; оценка достоверности источника и т.д.
Слайд 14Третий уровень результатов (9кл) –
Свободная классификация источников в соответствии
с целью деятельности;
использование методов сопоставительного анализа источников для решения
проблемы;
выявление альтернатив исторического развития по источникам;
построение всей системы аргументации, защита своих позиций в дискуссии с помощью источников и т.д.
Слайд 15ВЫВОД:
Таким образом, методика работы с историческим источником важна не только
тем, что повышает эффективность уроков истории, но и тем, что
включает в себя элементы воспитания на уроке, глубина работы с источниками –хороший помощник при подготовке к Государственной итоговой аттестации.