Слайд 1Работа с источником как способ формирования информационной компетенции и критического
мышления
из опыта работы
Слайд 2Немного теории:
Что же такое текст?:
1. Всякая записанная речь, сочинение, документ,
а также часть, отрывок из них.
2. Внутренне организованная последовательность отрывков
письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению.
Ожегов. Толковый словарь.
Слайд 3Требования к тексту.
Текст должен :
Соответствовать целям и задачам обучения;
Отражать основные,
наиболее типичные факты и события эпохи;
Быть органически связанным с программным
материалом;
Быть доступным и интересным по содержанию и объему;
Обладать научными и литературными достоинствами
Слайд 4Рекомендуемые формы работы с текстом
1. Хочу поделиться (учащиеся работают
с разными текстами, дополняя полученную информацию, в результате складывается целостная
картина)
2. Кто, что понял ( работая с одним текстом, учащиеся дополняют ответы друг-друга. )
3. Свободный микрофон (возможность высказать любые мысли на заданную тему, что позволяет научиться аргументировать свою позицию )
4. Письменная дискуссия ( проводится по принципу снежного кома. Особенно интересна на уроках обществознания: первый учащийся пишет мысли по тексту, второй свои мысли , третий сои мысли и обобщение первых двух и тд. Таким образом. Учащиеся учатся обобщать мысли других. Систематизировать и аргументированнно критиковать их, постигая алгоритм дискуссии)
5. Хочу спросить (кладись мудрости. Во время изучения темы, учащиеся складывают в специальную коробочку вопросы проблемного характера, а на обобщающем уроке, или в конце урока на этапе рефлексии отвечают на них. )
Наряду с этим, вводятся новые формы:
восстановление отрывков в хронологической последовательности;
решение тестовых заданий на основе работы с первоисточником;
определение жанровости (например, отрывки из “Слова…”, “Жития…”, “Повести временных лет”);
Слайд 5Рекомендуемые формы работы с текстом
- восстановление отрывков в хронологической последовательности;
-
решение тестовых заданий на основе работы с первоисточником;
- определение жанровости
(например, отрывки из “Слова…”, “Жития…”, “Повести временных лет”);
- восстановление последовательности отрывков, используя карту или схему (например, этапы нашествия монголов на Русь);
- составление (или решение) кроссворда по предлагаемому тексту
Слайд 6Батыево нашествие на Русь
Прочитайте два высказывания, характеризующие Русь
в ХIII веке:
"О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!
Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!..";
"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...".
А. С. Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией».
Объясните слова поэта.
Слайд 76 класс Нашествие Батыя
Прочтите отрывок :
«В этот год зимой пришли
из восточных стран на Рязанскую землю лесом безбожные татары, и
начали завоёвывать Рязанскую землю, и пленили её до Пронска, и взяли всё Рязанское княжество, и сожгли город, и князя убили. А пленных одних распинали. Других расстреливали стрелами. Много святых церквей предали они огню и монастыри сожгли, и сёла, и взяли отовсюду немалую добычу; потом татары подошли к Коломне, и была битва великая…… А татары подошли к Москве; в туже зиму взяли Татары Москву…… Пленив Владимир, пошли эти окаянные на великого князя Георгия. Часть татар пошла к Ростову, другая часть к Ярославлю, а иные на Волгу: в Городец, и пленили они все земли на Волге до самого Галича Мерского; а другие пошли на Переславль, и взяли его, а оттуда пленили все окрестные земли и многие города, вплоть до Торжка Взяли они в один месяц 14 городов, не считая слобод и погостов. »
Выполните задания:
Определите жанр
Озаглавьте текст
Выделите синим цветом последствия монгольского нашествия для власти на Руси, красным для хозяйства и культуры.
Рязань, Городец, Москва, Торжок, Новгород, Ярославль, Владимир , Переславль
Выберите лишнее и объясните причины
Расставьте по хронологии
Слайд 8Разорение Руси
Прочитайте, как описывает Нашествие Батыя Н. Кончаловская в
книге « Наша древняя столица»
Составьте рассказ
о завоевании
Рязани от
имени жителя
Рязани и от имени
война хана Батыя.
Слайд 9СВОБОДНЫЙ МИКРОФОН
Дайте совет русским князьям накануне нашествия Батыя
Слайд 10
Прочитай те отрывок из стихотворения.
О завоевании какого города оно
повествует.
В чём причины неудач русских в борьбе с Батыем
.
Найдите последствия нашествия Батыя на Русь
5.Оцените поступок Евпатия Коловрата и его дружины.
6. Почему Батый отдал тело Евпатия и отпустил его людей?
Слайд 11Работа с источником как способ формирования информационной компетенции и критического
мышления
из опыта работы