Слайд 2Происхождение кокошника
Кокошниками издревле назывался высокий, расшитый праздничный головной убор женщин,
покрывающий волосы. Название происходит от древнерусского слова "Кокош" - петух.
Форма головного убора напоминала древним русичам петушиный гребень.
Венецианов, Жница
Слайд 3Древнерусские женские головные уборы
Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками
и сеткой-поднизью. (По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли,
в. п. XII в.)
Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.
Слайд 4Древнерусские женские головные уборы
Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой
и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв.
( По
материалам Киевских кладов.)
Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв.
С использованием накладной коруны.
(По материалам кладов Старой Рязани .)
Слайд 5Девичьи уборы древних славян
Только девушки могли ходить
с непокрытой головой.
Украшением
служили повязки.
Девушка вятичей в уборе,
с височными кольцами и
шейной
гривной.
По материалам курганов
вятичей, конца XI – XII вв.
Реконструкция костюма и украшений
девушки из Ярославля,
конец XII – начало XIII вв.
Слайд 6Византийское влияние
Одна из версий происхождения кокошника - византийская. Еще в
античное время знатные гречанки украшали головы небольшими диадемами, которые при
помощи переплетения лент крепились к прическе.
Девушка у зеркала. Художник Филипп Будкин
Слайд 7Наряды византиек были по восточному строги, украшать голову "венцами" было
принято только среди незамужних девушек, у замужних же женщин волосы
были плотно закрыты специальным покрывалом.
Видимо, с налаживанием торговых связей между Русью и Византией княжеские дочери получили возможность ознакомится с византийской модой.
Д.Г.Левицкий Агаша Левицкая (дочь)
Слайд 8Кокошник златоглав был обтянут парчой и вышит бисером и золотом.
Слайд 9 Традиция украшать голову высоким головным убором начала приживаться и
в русском обществе.
Слайд 10Даже Екатерина II неоднократно позировала
в кокошнике, стремясь подчеркнуть
свое почтение к русским традициям.
Художник Стефано Торелли.
Портрет императрицы Александры Федоровны – жены Николая II.
Художник Франц Крюгер.
Слайд 11Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Иван Макаров.
Княгиня Орлова-Давыдова на костюмированном балу
1903 года
Слайд 12Высшим слоям стали подражать и все остальные слои населения и
вскоре праздничный наряд русской женщины уже не обходился без расшитого
бисером, золотом или жемчугом кокошника.
Слайд 13Женские и девичьи головные уборы отличались. Яркая иллюстрация тому картина Максимова.
У замужней женщины волосы спрятаны под повойником, а у девушек
заплетены в одну косу и выпущены из под головного убора:
Слайд 14Девичий головной убор в целом представлял собой повязку в виде
ленты (полотенца), оставляя непокрытой теменную часть головы.
«Перевязка» (повязка) - полоска ткани
с золотной вышивкой или из парчи, позумента с завязками на концах.
Слайд 15 Украшением этих уборов служит поднизь или ризка из речного жемчуга, бисера, рубленого перламутра,
нанизанными на конский волос.
Слайд 16Коса – девичья краса
Кокошник был не только главным женским украшением,
но и семейной ценностью: их давали и в приданое, и
передавали по наследству. В отличие от девичьей "коруны" женский кокошник имел "донце" из такни, прикрывавшее волосы.
Портрет дочери К.Маковского Ольги
(Цилиндрический кокошник)
Слайд 17На Русском севере повязки были высокими и имели вид широкой
ленты, которая обхватывала голову кольцом и завязывалась на затылке. Верхняя
часть была сшита из позумента, изнутри подбитого ситцем, покупной, золотистой парчи в виде ленты, а нижняя — очелье — выполнена из пяти пластин серебристой фольги, расшитой речным жемчугом или бисером в виде геометрического узора. Их укрепляли на льняную подкладку и расшивали жемчужным узором. Внизу край повязки завершала жемчужная поднизь в виде фестонов. Со стороны затылка повязку украшали тремя яркими шелковыми лентами с «ушками», напоминавшими банты.
Слайд 18 «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме» К.Маковский
Слайд 19Коруна - твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором
была самым торжественным из девичих уборов.
Слайд 20Невеста перед венчанием меняла повязку на особый убор – коруну, украшенную
фольгой и самоцветами.
Слайд 21 «Венец», «коруна», «почелок», «ряска» - тип праздничного девичьего убора
с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том,
что одни были сплошными, твердыми, а другие - прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу.
Слайд 22Во время девичника подруги невесты расплетали ей косу. А невеста
своим подругам дарила ленты, косники.
К. Маковский. Под венец.
Слайд 23
Неизвестный художник «Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме»
1790
Слайд 25Самые распространенные виды кокошника – однорогий и кокошник-шишак.
Шишак украшали
шишки из жемчуга и бисера, которых могло быть до 40
на одном уборе. Такой кокошник надевали на невесту с пожеланием иметь столько же детей, сколько шишек на свадебном кокошнике, и покрывали платком.