Слайд 1КУРОЧКИНА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
СЕМИБРАТОВСКАЯ СОШ
Русский портрет XVIII века
Слайд 2ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Что такое парсуна и когда на смену ей
пришёл портретный жанр?
Три знаменитых художника XVIII века.
Любимый портретист Петра Великого.
Слайд 3ЦЕЛЬ
Сформировать знания об уникальном феномене русской культуры XVIII века.
Задача
Познакомиться с творчеством выдающихся художников XVIII века и их шедеврами.
Слайд 4 « Одним из самых главных факторов, решивших судьбу русской живописи,
было появление портрета… Портрет – единственная область живописи, в которой
Россия … временами шла в уровень с Европой».
Художник и искусствовед И.Э. Грабарь
Слайд 5
ПЕТР I
Общеизвестно, что русское светское искусство с понятием личного авторства
и не религиозным сюжетом возникает в XVIII веке, когда реформы
Петра Великого захватывают не только государственную, политическую и экономическую сферы, но и сферу искусства.
Антропов А.П. Портрет
Петра I. 1770 г.
Холст, масло. 286 х 159
Государственный Русский музей
Слайд 6ПАРСУНА
Жанр портретов в русском изобразительном искусстве восходит к «парсуне»
“Парсуна” —
искаженное слово persona, произведение, сочетающее приемы иконописи с реалистической образной
трактовкой. . При Петре Великом портрет назывался “персоной”, и только к середине 18-го века окончательно вошел в обиход термин “портрет”.
Царь Федор Иоаннович
Слайд 7
«Портрет царицы Марфы Матвеевны» представляет собой парсуну в ее чистом
виде. Изображению свойственна статичность и наивность формы, но присутствует уже
попытка светотеневой моделировки.
По способу претворения портрет близок к иконе, но несет определенное портретное сходство.
Слайд 8ПОРТРЕТ
Живописная парсуна - одновременно наследница духовной и изобразительной традиции русского
Средневековья и родоначальница в России светского портрета - феномена Нового
времени. Начало подлинно светской живописи – 10-е гг. XVIII века, когда И.Н. Никитин, обучившись живописи за границей создал свои первые портреты. Также яркими создателями русских портретов являются А.П. Антропов Также яркими создателями русских портретов являются А.П. Антропов и И.П. Аргунов.
Аргунов И. П. Портрет К. А. Хрипунова, 1757 г. Останкинский дворец-музей творчества крепостных, Москва.
Слайд 9ИВАН НИКОЛАЕВИЧ НИКИТИН
(1680-1742)
.
Иван Никитич Никитин — «персонных дел мастер», любимый художник
Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.
Слайд 10
О жизни Ивана Никитина известно очень мало. Он родился около
1690 года в Москве в семье священника, получил хорошее для
того времени образование: умел читать и писать по-латыни, знал грамматику, обучался "счетной премудрости", одно время даже был учителем арифметики и рисования в артиллерийской школе в Москве. Первоначальную художественную подготовку получил в типографской школе при Оружейной палате.
Екатерина I, 1717 г.
Слайд 11
Портрет царевны Прасковьи Ивановны. 1714.
Холст, масло.
88 х 67,5
Государственный Русский музей
Слайд 12
Портрет царевны Натальи Алексеевны.
Не позднее 1716.
Холст, масло.
102
х 71
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Слайд 13
Портрет цесаревны Анны Петровны.
Не позднее 1716.
Холст, масло.
65 х
53 (овал)
Третьяковская галерея, Москва
Слайд 14В портретах еще прослеживается явная связь с парсунами конца XVII
столетия. Их отличает жесткое письмо, глухие темные фоны, плоскостность изображения,
отсутствие глубокого пространства и условность светотеневой моделировки.
Слайд 15
Портрет графа Г.И. Головкина. 1720-е гг.
Холст, масло. 90,9 х
73,4
Третьяковская галерея, Москва.
Слайд 16
Портрет Петра I.
Первая половина 1720-х (?).
Холст, масло. Диаметр
55 (круг),
Государственный Русский музей.
Никитин сохранил главные свои особенности: общий
реализм живописи и прямоту живописных характеристик.
Слайд 17
Одной из лучших работ художника не без оснований считают «Портрет
напольного гетмана». История написания этого произведения неизвестна, и остается неустановленным
имя человека, изображенного на портрете.
Слайд 18
В августе 1732 года Никитин был арестован в Петербурге за
хранение тетради с пасквилем на Феофана Прокоповича. Никитин находился под
следствием Тайной канцелярии, был в одиночном заключении в Петропавловской крепости до 1737 года. В ноябре того же года по приговору был бит плетьми и сослан в Тобольск «на вечное житье за караулом». В 1741 году был помилован. По свидетельству брата, Ф. Никитина, художник скончался по пути из ссылки.
Петр I
Слайд 19
АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ АНТРОПОВ
(1716 – 1795)
Русский живописец, представитель стиля барокко, один
из первых в стране художников, начавших писать светские портреты.
Автопортрет, 1784
г.
Слайд 20
А. П. Антропов родился в семье «слесарного мастера» Оружейной палаты.
Он начал свой долгий творческий путь в неблагоприятное время царствования
Анны Иоанновны. Аннинская эпоха отмечена жестокостью нравов, «бироновщиной» — пренебрежением к национальным традициям и чрезмерным влиянием иностранцев.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Середина XVIII в.
Холст, масло. 82,2 х 67
Государственный Русский музей
Слайд 21
Портрет Петра III, 1762 г. Холст, масло. 139 х 106,5
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
Официозные изображения августейших особ исполнялись обычно
с установленного и апробированного «образца».
Слайд 22
Портрет
Е.Л. Воронцовой, 1762 г.
Холст, масло.
55 х 40
Государственный исторический музей.
Слайд 23
Портрет архиепископа Гавриила Петрова, 1774 г.
Холст, масло.
106,5 х
46,5
Государственный Русский музей
Слайд 24
Портрет Екатерины II, 1766 г.
Холст, масло. 100 х 82
Волгоградский музей изобразительных искусств.
Слайд 25
Антропов скончался от горячки в 1795 году и был похоронен
в Александро-Невской лавре, для которой он в свое время писал
иконы и портреты.
Портрет Петра I. 1770 г.
Холст, масло. 286 х 159
Государственный Русский музей
Слайд 26ИВАН ПЕТРОВИЧ АРГУНОВ
(1729 – 1802)
.
И. П. Аргунов был крепостным
князя А. М. Черкасского; в 1743 году он перешел к графу фельдмаршалу Б. П. Шереметеву, а впоследствии к его потомкам.
Автопортрет, конец 1750 гг., ГРМ.
Слайд 27
Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был
управителем домов (фактически дворцов)
П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем
в Москве.
Екатерина II
Слайд 28 Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской. 1754 г.
Холст, масло.
Портрет неизвестной
крестьянки в русском костюме. 1784 г. Третьяковская галерея.
Слайд 29
Портрет княгини
Е. А. Лобановой-Ростовской,
1754 г. Холст, масло.
В 1788
г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он
уже совсем не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел — архитектор, Николай — живописец, Яков — живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П.И.Аргунов - сын).
Слайд 30ВЫВОД:
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными
достижениями в области искусства. Изменилась его жанровая структура, содержание, характер,
средства художественного выражения. Русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.
Слайд 31ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия;
Большая Советская энциклопедия;
wwwwww.www.wikipediawww.wikipedia.www.wikipedia.ru