Образование было платным.
Четкого разделения на ступени обучения средневековье не знало.
Обычно два-три года уходило на изучение молитв, азбуки, приобретение навыков письма, пения и устного счета.
Лучшие продолжали учиться дальше, приступая к освоению доставшихся от античности «путей» к знанию.
Диалектика знакомила с искусством спора и теорией доказательств, особенно необходимых для будущих богословов.
Потом наступал черед «четырехпутья» (квадрйви-ума).
Приемы умножения, деления, возведения в степень входили в курс арифметики.
Теоремы о прямых, углах, фигурах разбирались на занятиях по геометрии.
Еще были астрономия (сведения о небесных светилах, влиянии звезд на жизнь людей) и музыка — сложный учебный предмет о звуковых соотношениях, музыкальных тонах, созвучиях и интервалах.
Жалоб на грубость учителей дошло до нас немало. Однако, если на исповеди в церкви ребенок признавался, что затаил обиду на учителя, ему полагалось раскаяться. Обида на педагога считалась грехом.
Среди учителей преобладали люди духовного звания:
диаконы,
священники.
Были те, кто жил за счет платы, взимаемой за обучение. Этим обычно жилось несладко, на жизнь заработанного едва хватало.
Эти сообщества получили название университетов.
К началу XIII в. студенты и профессора объединились.
Университеты стали сообществами школяров и учителей, связанных общими интересами и их отстаивающих.
Их, скажем, не устраивали высокие цены на квартиры или тяжелые подати.
Обычно при помощи городских советов эти вопросы удавалось решить в пользу университета.
Горожане жаловались на драки и грабежи, кроме того, студенты часто не отдавали взятого в долг и скандалили из-за слишком высоких цен в городских лавках.
Но закрыть университет городские власти ни за что бы не согласились.
Бродячие школяры-ваганты, подчас невыносимо ехидные, но всегда веселые и талантливые, разносили славу о городе.
Другим не нравилось, что в споре веры и разума схоласты всегда признавали неправоту знания.
Труды Аристотеля (попавшие в XIII в. в Европу через арабскую Испанию), считали они, помогают понять:
вера существует сама по себе, разум — сам по себе.
То, что истинно для разума, ложно для веры.
Но это не значит, что разум ошибается.
Тому были основания.
Предложения о создании летательных аппаратов и строительстве морских судов, лишенных парусов, должны были казаться его современникам безумством.
В средневековой науке на первом месте стояла схоластика.
Выработанные ею правила и процедуры поиска истины при помощи разума внесли свой вклад в европейскую философскую мысль.
?
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть